Эд Бикерт биография: Эд Бикерт биография

Эд Бикерт биография
Эд Бикерт биография
Эд Бикерт биография

Биография Эд Бикерт

Карьера: Музыкант

Дата рождения: 29 ноября 1932, знак зодиака стрелец

Место рождения: Канада

29 ноября 2004 г. исполнилось 70 лет Эду Бикерту – за последние полвека настоящему чернорабочему джазовой сцены Торонто, справедливо снискавшему славу одного из лучших и самых оригинальнейших гитаристов в истории музыки, но при этом ни разу не пошевелившему даже мизинцем для саморекламы и продвижения на музыкальном рынке.

Книга рекордов Гиннеса очевидно упустила вероятность упомянуть тот самый его изумительный важный рекорд! Среди других установленных Эжилище мировых рекордов – редкая нелюбовь к любым гастролям! В Торонто нереально сыскать другого профессионального музыканта, тот, что так нечасто в своей жизни выезжал бы за пределы своего (о)города!

И когда «гора не идет к Магомету» – многие настоящие джазовые «Магометы» пошли к беда, охватывая Пола Дезмонда, Мильта Джексона, Бенни Картера, Бадди Тейта и других признанных великанов джазовой истории, которые сознательно приезжали в Торонто чтобы поиграть и записаться с Бикертом (Эд обосновался в этом месте ещё в 1952 году, исподволь – и, по сути дела, без малого единолично – он превратил тот самый городок в достаточно необычную вмемирную столицу – признанный «град мастеров джазовой гитары»). Мой иной торонтский приятель – Рэг Шуэйгер, единственный из, безусловно, самых лучших сегодняшних джазовых гитаристов мира (в текущее время он всегда выступает в трио и в квартете Джорджа Ширинга) – написал мне недавно по E-mail о Бикерте, которого он с нескрываемой гордостью называет своим главным учителем: «Именно потому как Эд и стал, по-моему, величайшим гитаристом в истории музыки, что он завсегда был вовсе «сам себе на уме» – больше всего ненавидя суматоху, показуху и дешевую славу!» Редчайшая «себенаумейность» Бикерта очевидна более того в выборе инструмента – это ныне тысячи его подражателей заиграли джаз на «досках» – Эд же выбрал эту самую неджазовую гитару лет 40 назад: Фендер Телекастер. Он убрал стандартный фендеровский датчик, и, расковыряв кухонным ножом проем, сам установил звукосниматель, снятый с Гибсона (обыкновенный PAF)… И все эти годы он ещё вечно покупал вместо одного ДВА набора струн – выбирая три самых тонких струны из одного и три самых толстых из другого, а остальные струны он несложно выбрасывал (похожие комплекты, в эти дни называемые «Light Top – Hard Bottom», позднее начали давать серийно многие фирмы, но такого явного контраста в жесткости струн, тот, что оказался необходимым Бикерту, более того до сих пор не существует в «серийном» гитарном мире, хотя и кажется, что есть совершенный переизбыток любых мыслимых вариантов! Как, хотя вообще-то, не существует и подобных гитаристов в «серийном» мире). У меня есть только одна ранняя фотография Бикерта с «настоящей джазовой гитарой» в руках – на одной из самых первых пластинок флейтиста Мо Кофмана.

Несколько месяцев вспять я позвонил своим знакомым – влиятельным людям в фирме Фендер, и предложил им выпустить именной Телекастер Бикерта (с одним звукоснимателем-хамбакером – т.е. работы для дизайнера и инженера максимум на пару минут): «Да, конечно, мы слышали о Бикерте! Да, конечно, он выдающийся гитарист!» Увы, на этим вся история и закончилась! «Весь тот самый джаз» – кому он нынче нужен? Уж, конечно, – не «большому бизнесу» (а Фендер нынче все дальше разносит «вширь» – с января 2003 года фирме будет принадлежать ещё и шибко известная марка музыкальных инструментов «Гретч»). Хотя, без сомнения, многие тысячи Телекастеров во всем мире были куплены только потому как, что эту гитару видели творящей невообразимые чудеса в руках Бикерта!

Эд Бикерт без малого так же знаменит в Америке не только своей несравненной игрой на гитаре как и самой предельной скромностью – аккурат в той ее наихудшей разновидности, от которой заурядно умирают! И, поди, не случись того самого восторженного отношения к его таланту Джима Холла и Пола Дезмонда – многие вообще ни в жизнь так и не услышали бы о Бикерте за пределами Торонто!

Эд не менее знаменит и своей без малого таковый же легендарной немногословностью… Года полтора-два вспять, когда он в самый-самый концевой раз выступил на телевизионном канале Онтарио (TVO), и ведущий – Стив Байкин – с неудовольствием сказал, что он шибко разочарован тем, что на пиджаке Бикерта он не видит Ордена Канады, которым Эд был награжден в 1997 году (это высшая награда Канады за любые гражданские или военные заслуги; и Эд – всего только третий музыкант, удостоенный ей за всю историю Канады – следом Глена Гульда и Оскара Питерсона). Тогда Бикерт без затей немного ухмыльнулся и, как как правило, воздержался от какого-либо комментария…

А вскоре Эд и нисколько оставил музыку – к огромнейшему огорчению сильно многих – безотлагательно же потом смерти своей жены (которая была «обезоруживающе очаровательной» по неизменно поэтичным словам Пола Дезмонда; и, скажите, «disarmingly-charming» – неужто это не высокая поэзия?) – с ней он прожил до золотой свадьбы и вырастил шестерых детей – а в эти дни стал добровольным домашним затворником – так же, как и герой в этом месте совершенно неслучайно одноименного рассказа Ивана Бунина («Арифметика любви»)… С этим уходом Бикерта весь джаз в Торонто для меня очень потускнел – вроде бы в этой красивой люстре как снег на голову перегорела самая яркая лампа. Хотя его ещё изредка видят в джаз-клубах Торонто – но уже только в качестве слушателя… Но, слава Богу! – есть десятки его великолепных записей, в том числе ещё не выпущенных (и немного – в моем личном, в то время как ещё «пиратском», архиве).

Я шибко люблю поэзию – как русскоязычную, так и англоязычную (и любо-язычную) – но я сам пишу вирши только по случаю редких праздников души (извините, если повторяюсь!), которые порой ещё случаются в жизни… Бикерт и его музыка – это тот исключительный торжество, тот, что всю дорогу со мной! Правда, я ещё весьма настырно и упрямо занимаюсь переводами на российский джазовой поэзии – это несложно хобби, с лучшими результатами которого я надеюсь вас познакомить… Но, по-моему, настоящая поэзия совершенно непереводима – и как раз оттого подобное дело так жутко увлекает (с иной стороны, более того черно-белая ксерокопия , скажем, картины Мунка или Борисова-Мусатова другой раз бывает шибко нужна!).

И в первый раз в жизни мне оказалось от всей души жаль, что я написал это стихотворение по-русски – как мужчина, всеми своими корнями принадлежащий культуре России. Даже подписав поздравительную открытку Бикерту, признанному «величайшим лирическим поэтом в истории джазовой гитары», я понял, что у меня нет ни малейшего шанса РЕАЛЬНО презентовать ему это стихотворение!

Сей мой ненарочный стих, тот, что я дарю вам, – это без затей неуклюжий поклон самой искренней и самой бесконечной благодарности очарованного русского джазового странника великому канадскому чудотворцу! Поэтому, плиз, – в свое время всего слушайте гениальную музыкальную поэзию самого Эда Бикерта! И если вам – как и мне – как черт из табакерки довелось возлюбить Бунина, Блока, Булгакова – то, будьте уверены, что и Бикерт – это без малого наверное ещё ВАШ стихотворец (разумеется, они все – уже в одном и том же в то время как ещё не изданном томе универсальной энциклопедии классики важный духовной культуры)! Похоже, что мне невероятно посчастливилось услыхать самые последние волшебные ноты, пропетые его гитарой!

Арифметика любви (Баллада для Эда Бикерта)

У прокуренной старой гитары

Голос девушки в хоре церковном –

Странным струнным своим дирижером

Возносимый – певучестью арий –

В купол храма, невидного дамам,

Кавалерам их полупьяным,

Сонно свингующим – на тарелках, –

Китайскими палочками в руках,

Или бокалами – как хай-хетами –

И всеми прочими предметами…

Без своей Маргариты Мастер

Обнимает – с осенней нежностью –

Свой обшарпанный Телекастер,

Тихо плачущий о неизбежности:

О разлуке, о прощании,

О раскаянии, о прощении…

На канадской чужбине – усталые люди,

В светлой жизни жующие в такт –

Не печалясь о том, что ушло, что пребудет:

Знайте! – Мастер уже не вернется вспять…

Чтобы вы не заподозрили меня в каком-то особом личном канадском «патриотическом» пристрастии – прочитайте ниже замечательную исповедь другого американского поклонника Бикерта – Стива Кермаджа (в моем переводе с английского – и с его личного разрешения). Написать лучше вряд ли может быть!

Кстати, я сам впервой услышал игру Бикерта ещё в России, когда жил в Сыктывкаре – году в 77-м, в передаче Виллиса Коновера на трескучих коротких волнах , посредством тот незабвенный и идеально неподъемный ламповый приемник – «Казахстан»… Помню, что я не мог тогда заснуть всю темное время суток, утащив на кухню студенческой общаги магнитофон, чтобы сызнова и опять переслушивать – без малого «до потери пульса» Дезмондовскую композицию «Audry» – и помню, что тогда я более того не вспомнил о своей гитаре – хотя к тому времени я уже достаточно верно переснял нота-в-ноту пару дисков Кенни Баррелла и Джо Пасса – скорее всего, я нетрудно не дерзнул (и точно!) представить себе, что игру Бикерта вообще вероятно хоть как-то «скопировать»! Впрочем, я помню наизусть любое соло, когда-либо записанное Эздание (они все прослушаны мной уже не по одной сотне раз!).

И, бесспорно, что я сам «приземлился» в Торонто совершенно не ненароком… – да, вы угадали: это была все та же самая капелька «арифметики любви». Получив канадский иммигрантский статус, я впервой переехал канадскую рубеж посредством мост из Детройта с чувством, которое тогда очевидно затмило стопудово все мои другие личные эмоции – в тот самый-самый кумачный день календаря – 7 ноября 95-го года: «я еду в град Эда Бикерта!»

Но настоящее преклонение Стива превосходит более того мое собственное (что мне самому ОЧЕНЬ тяжко вообразить, потому что, в различие от меня, он не имеет особого интереса к гитаристам, и, в различие от меня, он сам ни в жизнь в жизни ни разу более того не бренькнул по гитарным струнам! – Стив кот наплакал поигрывает на клавишах и барабанах). А потом – подумайте: неужто вообще вероятно вот ТАК влюбиться без самой сильной настоящей причины, когда весь небосклон джаза уже усыпан тысячами других ярких звезд? Когда профессиональные крикуны рекламы зазывают намного громче (а в Штатах давнехонько издаются целые монографии более того о таких сильно успешных, но очевидно вторичных, гитаристах как Бакки Пиццарелли)? И это те же самые безупречно непостижимые «дважды два – не четыре» Достоевского, что соединяют людей в дружбе и в любви.

Пожалуйста, вслушайтесь в признания Стива:

«За годы моей любви к джазу мне довелось «в живую» послушать крайне многих джазовых гитаристов, охватывая общепризнанных мировых гигантов этого инструмента… но все они показались мне сильно далекими от совершенства игры Эда. Только когда я услышал Пэта Мэтини, играющего истинный джаз, я как гром среди ясного неба в первый раз обнаружил гитариста воистину способного подойти к волшебству Бикерта. Но и по этот день для меня Эд само собой разумеется остается абсолютно непревзойденным».

«16 сентября 1994 года стал для меня особым днем… Я пришел на тот концерт без затей далее, чтобы лично удостовериться, что игрывать джаз так, как играет его на гитаре Эд – это вообще может быть для смертного человека. И более того в настоящий момент, когда я уже воочию уже услышал и увидел это – я все ещё не полностью уверен…

…Ну, и вот, я в первый раз в жизни вижу одного из моих настоящих Богов Джаза! Он усаживается на сцене на складной стульчик и подключает к маленькому усилителю-комбику все тот же свой доисторический, избитый белый Телекастер, нимало пожелтевший от времени – уже виденный мной не раз на многих фотографиях (и кроме того жутко пожелтевшей от всегдашнего переизбытка никотина, тучами клубящегося около Эда – «хоть гитару вешай!»: во все те мгновения, когда в его правой руке не было медиатора – там уже во что бы то ни стало была дымящаяся цыгарка!…Говорят, что когда Пол Дезмонд услышал свой смертельно опасный вердикт от врачей о неизлечимом раке легких, он с обычным чувством юмора, воскликнул: «Ну, необходимо же! И это при том, что я несложно ведрами пью виски, а моя печенка до сих пор осталась здоровой как у младенца!»… Дезмонд писал, что, хотя это без малого не быть может вообразить, Бикерт постоянно курил намного больше, чем он сам… Кстати, в реальной рабочей обстановке постоянно разрешается было ещё зреть на его гитаре и наспех приклеенный Эздание липкой лентой прямо к панели под звукоснимателем крюк шестигранного ключа для регулировки прогиба грифа – Ю.Д.)»

«Когда он начал игрывать – его как черт из табакерки прервал оглушительный выкрик из глубины зала: «Я ничего не слышу!». Эд остановился и ответил без тени смущения или извиняющегося тона: «Нужно легко внимать – я не умею калякать громко!»… «Весь концерт он малоподвижно сидел на сцене, обыкновенно со немного застенчивой улыбкой и нередко закрывая глаза, чтобы подключиться к каким-то потокам космического сознания, о которых я более того не смею гадать… Когда он играл – клянусь! – мне казалось, что его длань легко расслабленно лежала на грифе гитары, временами еле-еле сдвигаясь вперед или назад… Я ни разу не заметил, чтобы он видимо пошевелил пальцами! И, тем не менее, мы все идеально явственно слышали все те же самые аккорды, вызывающие благоговение, и неземной красоты мелодии его импровизаций, подобно тому как музыка сама по себе телепатически транслировалась нам прямо из сознания Эда! Да, музыка так же без труда и вестимо льется из его гитары как вдох или выдох!..»

Совсем недавно мне подвернулась другая достаточно любопытная история – уже, скорее, на грани анекдота – рассказанная в монреальской джазовой публикации Барри Элмсом (одним из лучших джазовых барабанщиков Канады): «Однажды Дон Томпсон (популярный контрабасист, пианист и виброфонист) сказал мне, что он ни разу в жизни не слышал в игре Бикерта ни одной «неправильной» ноты… Я ответил ему: «А вот я слышал!» – и у Дона в самом искреннем изумлении тут же отвисла челюсть! Ну, и я рассказал ему эту безупречно правдивую историю: «это случилось в маленьком джаз-клубе в Торонто, где более того на сцене разрешается было курить… Эд чадил, как типично, играя на гитаре, и в середине его соло жаркий пепелок упал ему на колени, прожег штаны, и тут Эд очевидно дернулся, чтобы стряхнуть пепелок… Это и был тот самый-самый один раз в моей жизни, когда я как черт из табакерки услышал неожиданное несовершенство в его игре!»

И в заключение (а я не только пишу книгу о джазовых гитаристах Канады – но ещё и отдельную, самую первую, книгу об Эде Бикерте!) – два маленьких подарка российским любителям джаза: от Эда Бикерта и от его ученика, молодого и талантливого торонтского гитариста Дэна Кросса (кроме того бравшего частные уроки у двух самых лучших учеников Эда – у Рэга Шуэйгера и у Лорна Лофского):

1) Полную качественную запись в формате МР3 (160 kpbs, 44/16) «Everything I Love« из альбома Пола Дезмонда «Pure Desmond» («это вовсе не мой альбом – это альбом Эда Бикерта!» – писал признательный Дезмонд в буклете, с восхищенной оценкой игры Эда). Запись 1974 года – на контрабасе Рон Картер, на барабанах – Конни Кей.

2) Очень точную транскрипцию вступления и соло Бикерта в этой же записи, сделанную Дэном Кроссом – в формате PDF (я планирую применять ее в книге о Бикерте). «Мне было жутко нелегко остановить свой выбор что как раз переснять с этого альбома!» – написал Дэн – «до того стопудово все, сыгранное Бикертом, звучит в этом месте неподражаемо – совсем оригинально и любопытно!»

Кстати, необычная и совершенно непростая техника правой руки Бикерта состоит в том, что он держит медиатор между большим и указательным пальцами, а остальные три пальца непрерывно использует для аккордового звукоизвлечения как на классической гитаре… Я сам так и не сумел овладеть этой техникой (хотя и сильно старался; но у моей шестилетней дочки это уже начинает удаваться… хотя вообще-то, в различие от меня, она же – настоящая «себенаумейная» канадка!)

С днем рождения, м-р Эдвард Айзек Бикерт!

Многая лета!!!

И наше Вам огромное благодарю за все эти годы удивительного, волшебного «творчества и чудотворства»!

Author: maksim5o

Добавить комментарий