Чет Аткинс биография Chet Atkins: Чет Аткинс биография Chet Atkins

Чет Аткинс биография
Чет Аткинс биография

Биография Чет Аткинс Chet Atkins

Карьера: Музыкант
Дата рождения: 20 июня 1924, знак зодиака близнецы
Место рождения: США
Когда пытаешься охарактеризовать карьеру Чета Эткинса, сами собой подбираются одни лишь звучные определения. “Легендарный” – начинающим гитаристам будет полезно узнать, что Эткинс достиг беспрецедентного успеха как гитарист и продюсер, выйдя из самой простой среды, которую только можно представить. “Всеобъемлющее” – таково влияние Чета на стили современной гитары и на музыку кантри от ее корней хиллбилли до вовлечения в машину шоу-бизнеса. “Абсолютная” – это о преданности Чета делу всей своей жизни, начиная с ранней юности, равно как и о вершине, которой он достиг и которую редко признает сам, не взирая на все восхищение своих коллег и несметные награды, которые получил. И, наконец: “Невозможный” – о его более чем полувековом вкладе в музыку.
Честер Бертон Эткинс (р. 1924) вырос на ферме в окрестностях г. Латрел, штат Теннесси. По вечерам, позже изнурительной ежедневной работы, обитатели собирались, чтобы попеть и помузицировать. Музыкальность была в крови у Чета: его дедуля и дяди умели игрывать на скрипке, а папа более того преподавал музыку. Еще в детстве, услышав как-то слепого уличного гитариста, Чет солидно увлекся музыкой. Усвоив азы игры на гитаре и скрипке, он стал набираться опыта, выступая на местных танцевальных вечеринках и концертах. По радио Чет слышал музыку разных стилей и исполнителей, увлекшись такими джазовыми гитаристами, как George Barnes и Les Paul, а ещё вестерн-свингом группы The Sons of the Pioneers и их гитаристом Karl Farr. Уже с раннего периода начав на гитаре имитировать игру пианистов, что вслед за тем у него реализовалось во множестве переложений фортепианных композиций, Чет потихоньку выходил за рамки игры его предшественников, используя больше двух пальцев правой руки.
30-е и 40-е годы были золотым веком радио, и по всей Америке сотни радиостанций передавали бесчисленные концерты и шоу, в том числе и в прямом эфире. Еще будучи подростком, Чет уже играл в аккомпанирующих составах на местных радиостанциях, а в 1942 г. был взят на постоянную работу сессионным музыкантом на крупную радиостанцию в Ноксвилле в своем родном штате. В последовавшие четыре года существование Чета состояла только из работы на радио и занятий на гитаре, что не замедлило сказаться на росте его мастерства и репутации.
К тому времени старшой брат Чета, Джим, уже сделал себе карьеру гитариста, работая в Нью-Йорке в биг-бэнде под управлением знаменитого Fred Waring, где кроме того работал и Les Paul. В 1945 Джим договорился о прослушивании для своего брата на ещё больше крупную радиостанцию в Цинциннати, штат Огайо. Там требовался гитарист на замену самого Мэрла Трэвиса, тот, что в такой степени искусно владел пальцевым стилем игры, что тот самый манера стал ассоциироваться с его именем – “Трэвис-пикинг”. Эткинс, с шестнадцати лет слушавший Трэвиса по радио, выиграл прослушивание, и все-таки вскоре у него возник конфликт с руководством станции, и он ушел с нее, проработав там всего полгода.
Проработав некоторое время в качестве “свободного” гитариста и скрипача, Эткинс узнал, что Red Foley, звездочка знаменитого радиошоу Grand Ole Opry, ищет гитариста на замену Roy Acuff. После встречи с Foley Чету тотчас предложили одноминутное соло произвольный субботний вечерок в рамках живого концерта, транслировавшегося на всю страну. Однако, Чет оказался чрезмерно хорош для предложенной ему работы. Продюсеры и аудитория хотели чуять фолк и кантри, а манера Чета с заметным влиянием гитариста Джанго Рейнхардта нес отпечаток джаза, и он был вновь уволен.
В 1947 Эткинс получил новое предложение. Steve Holes, в то время глава лэйбла RCA Victor, услышал запись одного из выступлений Чета на радио. Оценив ее по достоинству, он предложил Чету запись на студии в качестве полноправного независимого исполнителя. Эта запись не имела коммерческого успеха, но инструментальные композиции ’49 года “Galloping on the Guitar” и “Main Street Breakdown” стали популярными заставками на радио. В том же году обосновавшись в Нэшвилле, Чет стал аккомпанировать на записях самым громким именам кантри, таким как Hank Williams, Eddy Arnold, The Carter Family. Также он записывался и как сольный исполнитель, выпустив на Victor свой первостепеннный LP в 1951 г. Помимо этого он потихоньку начал продюсировать большую количество сессий лэйбла в Нэшвилле.
В 1956 RCA построила свою знаменитую “Студию В” в Нэшвилле, и Эткинс был назначен одним из ее директоров. Работая музыкантом, продюсером и исполнительным чиновником вместе с тем, Эткинс был в самом центре событий в музыке кантри. В течение последующих нескольких лет под его руководством выходили записи таких исполнителей, как Elvis Presley, Don Gibson, Charlie Pride, Waylon Jennings и многих других. Его новаторские методы производства хитов продвинули музыку кантри неблизко вперед от ее корней хиллбилли. Новое ориентация, получившее наименование “Нэшвилльский звук”, способствовало закреплению музыки кантри как одного из самых коммерчески успешных стилей в США.
На протяжении этого периода Эткинс по сути дела определял звучание гитары в кантри. Своей игрой он затмил своего предшественника Мэрла Трэвиса, и, в свою очередность, послужил источником вдохновения для будущих великих имен, таких как Скотти Мур, Эдди Кокрэн, Джордж Харрисон, Альберт Ли и другие. Чет выпустил много инструментальных альбомов, композиции с которых более того оказывались в поп-чартах: “Mr. Sandman,” “Yakety Axe”, “Country Gentleman” и строй других. В это же время он плодотворно сотрудничал с такими музыкантами, как Les Paul и Lenny Breau.
В 1968 RCA назначила Чета вице-президентом своего кантри-крыла за его несметные достижения, и все-таки Эткинс начинал чувствовать себя связанным творчески. В 1982 он перешел на лэйбл Columbia Records, на котором выпустил строй работ совместно со своими идейными “учениками” – Джорджом Харрисоном, Марком Нопфлером и Альбертом Ли. На протяжении последних двух десятилетий века и своей жизни Чет записал строй новых альбомов, в том числе со своим давним соратником Les Paul.
Чет ушел из жизни 30 июня 2001 года в возрасте семидесяти семи лет. В Нэшвилле одна из улиц названа его именем, а в центре города ему поставлен монумент, изображающий Эткинса, играющего на гитаре. Известный под именем “Мистер Гитара”, он запомнился миллионам слушателей как реальный Джентльмен музыки кантри.
Стиль и приемы игры
Выдающийся фарт Чета Эткинса основывается на его мастерском владении техникой пальцевого звукоизвлечения. Этот манера игры на гитаре, традиционное наименование которого “choke”, развивался в 19 – начале 20 вв., главным образом в районе гор Аппалачи на территории штатов Кентуки и Теннесси. Его основу составляет подвижная басовая граница, обыкновенно исполняемая “когтем” на большом пальце, и мелодическая черта на верхних струнах, исполняемая другим пальцем или ещё одним “когтем” на нем. Ранние записи пальцевых гитаристов, сделанные в 20-годы, уже свидетельствуют об их высоком исполнительском мастерстве. Такие инструменталисты, как Sylvester Weaver, Mississippi John Hurt, Mose Rager и Ike Everly (папа знаменитого в дальнейшем дуэта братьев Эверли) в пальцевой манере исполняли крайне сложные партии в блюзе, хилбилли и коммерческой продукции компании Tin Pan Alley.
Из пальцевых гитаристов до Чета Эткинса наибольшую популярность имел Merle Travis, развивавший идеи Mose Rager и Ike Everly. Посредством своих трансляций на радиостанции WLW в Цинциннати, штат Огайо, Трэвис вдохновил целое поколение молодых гитаристов, в т.ч. Чета Эткинса. Чет перенял у Трэвиса его манеру игры, при этом со временем начав игрывать не двумя пальцами как Трэвис, а четырьмя. К середине пятидесятых Чет заменил своего кумира в статусе лучшего гитариста в данном направлении. Мастерски овладев пальцевым стилем, Чет кроме того дополнил его новыми приемами ведения мелодии, такими как развлекуха интервалами, флажолеты, пулоффы к открытым струнам, гаммообразные проходы, электронные эффекты и многие другие. Понятие о “стиле Чета Эткинса” до того просторно, что немного сильно хороших гитаристов могли бы вольно сосуществовать в нем, ни при каких обстоятельствах не повторяя приятель друга.
Будучи электрогитаристом, Чет одним из первых стал применять технику искусственных флажолетов, которую заимствовал у исполнителей на педал-стил гитаре и в особенности ослепительно продемонстрировал на “Chinatown, My Chinatown” ’56 года. Искусственные флажолеты не возбраняется хватать на любом участке грифа, дотронувшись указательным пальцем до струны на октаву (12 ладов) выше лада, на котором она прижата, безотлагательно потом того, как вы дернули ее большим пальцем, находящимся над грифом за указательным. В ПРИМЕРЕ 3 ноты в виде маленьких ромбов обозначают флажолеты, а цифры в скобках на табулатуре показывают, на каком ладу притрагиваться к струне указательным пальцем правой руки (это нужно работать прямо над порожком лада). Сначала играются только флажолеты, далее они чередуются с обычными нотами. На протяжении трех последних тактов держите аппликатуру аккорда А6/9 пальцами левой руки. Плюсом будет, если у вас крепкие ногти на правой руке. Чет придавал большую важность этому аспекту.
Гитары и оборудование
На протяжении 50-х и 60-х годов имя Chet Atkins было неразрывно связано с гитарной фирмой Gretsch. В середине 50-х благодаря этому сотрудничеству появилась полуакустическая гитара 6120 СА. За ней последовали “Country Gentleman”, “Tennessean” и цельнокорпусная 6121. На этих инструментах стояли рычаги Bigsby, а на “Country Gentleman” кроме того были представлены первые серийные хамбакеры. Благодаря своему характерному бряцающему звуку, гитары Gretsch были излюбленными инструментами гитаристов стилей кантри и рокабилли.
В начале своей карьеры Эткинс играл на гитарах Gibson, моделях L-7 и L-10 с модификацией Les Paul. В 1950 он стал применять D’Angelico, на которой играл немного лет до появления его именных моделей Gretsch. В 1982 Чет Эткинс снова вернулся к Gibson в качестве ее партнера, с идеей выпуска цельнокорпусной акустической гитары с нейлоновыми струнами. Сегодня черта моделей Gibson Chet Atkins включает тот самый инструмент, его версию со стальными струнами, и переиздания моделей “Country Gentleman” и “Tennessean” фирмы Gretsch.
В середине 50-х Чет (ещё как Скотти Мур и Карл Перкинс) использовал усилитель Ray Butts Echosonic со встроенной системой задержки. Позднее он играл посредством разные усилители – Standel, Baldwin, Fender Princeton модификации Paul Rivera, и Deluxe Reverb.
Подобно своему идейному вдохновителю и соратнику Лес Полу, Чет любил экспериментировать со звуком в студии. Его записи одними из первых демонстрировали ставшие в настоящий момент широкоупотребительными эффекты, такие как ревер (“Blue Ocean Echo,” 1955), тремоло (“Slinkey,” 1956), вау-вау (“Boo Boo Stick Beat,” 1959), а ещё хорус, дилей, гармонизатор, компрессор, дисторшн, фазовый сдвиг и микросинтезатор.

Author: maksim5o

Добавить комментарий