хан АБЫЛАЙ биография

хан АБЫЛАЙ биография
хан АБЫЛАЙ биография

Биография хан АБЫЛАЙ

Карьера: Правители
Дата рождения: –
Место рождения: Казахстан
жизни (1711-1781), правления (1736-1781) Казахский хан. В период джунгарского нашествия объединил силы трех казахских жузов для борьбы против завоевателей.
Настоящее имя его – Абулмансур. В пятом колене его предком является Есим-хан, давший полностью законченное централизованное государственное устройство Казахскому ханству (документ: “Есимханнын ескi жолы”, т. е. “Древняя тропа хана Есима”), в четвертом – Жангир-хан, “Салкам”, прославивший себя как полководец и батыр в битвах с джунгарами. Аблаем звался дедушка Абульмансура, имеющий известность как бесчеловечный единоборец. В свою очередность, от Аблайхана ведут родословную в качестве внуков Кенесары и Чингис, занявшие диаметрально противоположные позиции по отношению к имперской политике царизма. Если выискивать больше отдаленных предков Аблай-хана, то его генеалогию позволительно возвести к младшему сыну Джучи (Жоши) – Тока-Темиру. Без эдакий родословной, т. е. не будучи чингизидом, он не мог бы быть верховным ханом всех казахов (более того Тимур не называл себя ханом).
Годы жизни Аблай-хана 1711-1781. В детстве оказался сиротой, отмечен факт, что он под именем “Сабалак” в 10 верстах от Ташкента в местности Каракамыс в 1725 г. пас верблюдов Толе-бия. Абульмансур стал известен в народе в двадцать лет, когда войдя в ополчение, организованное Абульмамбетом (также потомком Есимхана и Жангирхана), объединившим все три жуза на борьбу с джунгарами, под воинственный клич “Аблай” он в единоборстве победил джунгарского батыра Шарыша. После победоносного сражения Абулмамбет подзывает к себе Абульмансура: “Кто ты таковой, и что за клич у тебя Аблай?” Абульмансур: “Я – внучок Аблая и в качестве клича (урана) взывал к его духу”. Тогда Абульмамбет растроганно обнял его и обратился к народу со следующими словами: “Когда-то я слышал, что от Бакы Вали остался один наследник, так вот он перед нами, если вы одобрите, то ему пристало быть великим ханом”. После одобрения со стороны 90 лучших представителей трех жузов Абульмансур был избран великим ханом. Но хотя Абульмамбет собственноручно передал ханство в руки Аблая, по-настоящему с соблюдением формальной процедуры поднятия на белой кошме он садится на трон в 25 лет. Ситуацию красочно передавал Бухар-жырау: “В двадцать лет взвился ты храбрым соколом, приподнято и высокомерно поднялись твои звездочка, Удача, фарт сопутствовали твоим деяниям. В 25 лет птица счастья села тебе на голову, посадив тебя на трон.” С ним изменилась традиция, когда немалый хан держал ставку в Старшем жузе, вместе с тем прямо правя этим жузом. Аблай-хан решил, что потому как основную тяжеловесность войны с джунгарами несет на себе Средний жуз, то логичнее руководство Средним жузом возложить на великого хана и там же разместить его ставку. Решившись на тот самый шаг, Аблай-хан, оказав все знаки почтения и почтение к Толе бию как духовному вождю Старшего жуза, добился от него согласия на размещение ханской ставки в Среднем жузе. Но более того важнее личного мужества, умения объединять авторитетных лидеров жузов была дело Аблая как дипломата и политика, нашедшего линию равновесия между двумя крупными соседями – Китаем и Россией и доведение до логического конца снятия угрозы нападений со стороны джунгаров. После сокрушительного поражения последних от Китая в 1757 г. Аблай не преминул употребить ситуацией и, собственно говоря, добил джунгаров. Вполне понятна его дипломатическая миссия в Пекин в 1757 г., куда он поехал лично с сыном Абульмамбета Абульфаизом и вступил в подданство китайского императора как “вассальный князь”, по сути дела сохраняющий полную самостоятельность, но уплачивающий оговоренную дань. В 1765 г. он заключает контракт с Россией, но он не воспринимает как законное вывод царского правительства от 22 октября 1778 г. даровать ему титул великого хана и не поехал на торжественную церемонию, где ему по сценарию должны были вручить соответственный акт, шубу и саблю. Аблай считал, что его ханом избрал население и вследствие того что он не обязан обещать в верности русским. Если Китай не посягает на его ханское достоинство, то церемония клятвы России ущемляет суверенитет казахского ханства – такова была точка зрения Аблая.
Он сумел по сути дела объединить в одно целое все казахские земли, охватывая Ташкент, и дальнейшие планы сопрягал с культурно-хозяйственным прогрессом, рассматривая союз с Россией как основу перехода казахов к оседлому земледелию и промысловой деятельности. Эти планы Аблая встретили противодействие. Как и раньше, действовали губительно сказавшиеся на судьбе казахского народа центробежные мотивы. Еще во время военных кампаний 1725-1726 гг. разрешено было разделаться с джунгарской угрозой, если бы Абулхаир не покинул поле битвы и не ушел на северо-запад, где и принял русское подданство.
Те же самые консервативно-амбициозные настроения вынудили Аблая покинуть в отставку. Он уходит в Старший жуз и в мае 1781 года умирает в Ташкенте. Аблая захоронили в святыне казахского народа – мавзолее Ходжа Ахмеда Ясави.

Author: maksim5o

Добавить комментарий