Сергей Анохин биография Sergey Anohin

Сергей Анохин биография
Сергей Анохин биография

Биография Сергей Анохин Sergey Anohin

Карьера: Герой
Дата рождения: 1 апреля 1910, знак зодиака овен
Место рождения: Россия. Российская Федерация
Сергей Николаевич Анохин летчик испытатель. Родился 19 марта (1 апреля по новому стилю) 1910 года в городе Москве в семье служащих. По национальности русский. В 1926 году окончил 7 классов средней школы в Замоскворечье.
Сергей Николаевич Анохин пилот испытатель. Родился 19 марта (1 апреля по новому стилю) 1910 года в городе Москве в семье служащих. По национальности российский. В 1926 году окончил 7 классов средней школы в Замоскворечье. После окончания школы работал разнорабочим: укладчиком шпал на железной дороге, слесарем на электроподстанции, колол лед на улицах. В 1928 году Сергей Анохин окончил автомобильные курсы и стал вкалывать шофером автобуса. Однажды старшой брат Леонид выиграл по осоавиахимовской лотерее лыжи и подарил квиток Сергею. Он пошел за лыжами и узнал, что посреди выигрышей есть и полет над Москвой на самолете. Недолго думая, Сергей поменял лыжи на полет. По меткому выражению Ярослава Голованова, ‘так состоялся что ни на есть изрядный выигрыш в истории всех наших лотерей: советская авиация ?выиграла¦ Сергея Анохина’. Вскоре он подал заявление в Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, но не прошел медкомиссию. Тогда Сергей решил заняться планеризмом. В 1929 году он начал летать на планере ИТ-4бис, построенном в кружке планеристов при клубе имени Кухмистерова. В 1930-м окончил Московскую планерную школу. После этого, продолжая работу в автобусном парке, он занимается подготовкой планеристов в Московской планерной школе.
С января 1931 года С.Н.Анохин – в Высшей летно-планерной школе (ВЛПШ) в Коктебеле. В ноябре того же года он закончил ее и, как единственный из лучших выпускников, был оставлен в ней командиром учебного летного отряда. В 1932 году Сергей Николаевич заканчивает Центральнуюлетную школу Осоавиахима в Тушино, а в 1933-м – Высшую парашютную школу. Таким образом, С.Н.Анохин стал универсалом: он освоил прыжки с парашютом, а кроме того полеты как на планерах, так и на самолетах.
1 сентября 1933 года на планерных состязаниях в Коктебеле Сергей Николаевич впервой в термических потоках на планере обогнул гору Карадаг. 15 сентября того же года установил всесоюзный рекорд продолжительности полета на одноместном планере – 15 часов 47 минут (на планере ПС-1).
1934 год стал знаменательным в биографии Сергея Николаевича. В мае 1934 года он участвует в первом буксировочном перелете трех планеров Г-9 за самолетом Р-5 (пилоты планеров – С.Н.Анохин, Н.Я.Симонов, И.И.Шелест; пилот Р-5 – Н.Д.Федосеев). Аэропоезд стартовал из Москвы 22 мая 1934 года и вскоре с промежуточными посадками добился Коктебеля.
2 октября 1934 года С.Н.Анохин выполнил исключительный по смелости опыт по испытанию планера ‘Рот-Фронт-1’ с преднамеренным разрушением в воздухе. Эксперимент был задуман учеными и конструкторами ЦАГИ. По расчетам известного ученого-аэродинамика В.П.Ветчинкина планер должен был разрушиться на скорости 220 км/час. По мнению прочий группы ученых (в числе которых был и конструктор планера О.К.Антонов) это должно было случиться на скорости рядом 300 км/час. При испытании в воздухе планер разрушился на скорости, шибко близкой к той, которую рассчитал В.П.Ветчинкин. С.Н.Анохин успешно спасся на парашюте.
18 октября 1934 года Сергей Николаевич устанавливает всесоюзный рекорд продолжительности полета – 32 часа 11 минут (на планере Г ¦2). Тогда же, в октябре 1934 года, С.Н.Анохин выполняет экспериментальный скачок с парашютом со сверхнизкой высоты методом срыва на планере ‘П.П.Постышев’ и устанавливает всесоюзный рекорд высоты полета – 2340 метров (на планере Г ¦2).
В 1934 году в Феодосии вышел ‘Курс учебно-летной подготовки ВЛПШ’, написанный С.Н.Анохиным и Н.Я.Симоновым, в котором они обобщили и подвели результат громадный предварительной учебной работы в школе. В этом же году Сергею Николаевичу присвоено звание ‘Мастер планерного спорта СССР’, а в 1935-м за большие заслуги в развитии планеризма он удостоен Грамоты ЦИК СССР. А было ему в то время всего 25 лет!
В те годы в ВЛПШ обучалась группа турецких планеристов, посреди которых находилась и приемная дочка президента Турции Ататюрка – Сабиха Гет Чен. Турки освоили парение на планере,прыжки с парашютом. Затем Ататюрк обратился к правительству СССР с просьбой послать в Турцию инструкторов ВЛПШ для организации общества ?Турецкая птица¦ (аналог нашего Осоавиахима) и обучения турок планеризму и парашютным прыжкам. Для этого в Турцию были командированы инструкторы ВЛПШ С.Н.Анохин и М.Ф.Романов. Они отбыли из Одессы 11 апреля 1935 года. Вскоре в Турцию приехала хозяйка Сергея Николаевича – известная планеристка Маргарита Карловна Раценская (в близкое время она была его ученицей в ВЛПШ). Командировка планировалась на 3 месяца. Однако домой семейство Анохиных вернулся только вянваре 1940 года – посредством 57 (!) месяцев разлуки с Родиной. Они обучали турок полетам на самолетах, планерах, прыжкам с парашютом, авиамоделизму; ими было подготовлено немного сотен пилотов. С.Н.Анохин более того научился бегло калякать на турецком языке. Там же, в Анкаре, в декабре 1937 года, у семьи Анохиных родился первенец – отпрыск Сергей.
После возвращения в СССР Сергей Анохин работает в Центральном аэроклубе в Тушино: первоначально командиром планерного звена (январь-март 1940), после этого – командиром планерного отряда (март1940-сентябрь 1941). В 1940 году у С.Н.Анохина при выполнении пилотажа на планере отвалился элерон. Сложилась критическая ситуация: планер на практике потерял управление. Однако пилот сумел реализовать благополучную посадку.
С сентября 1941 года Сергей Николаевич – начальник планерной авиаэскадрильи Центрального аэроклуба. В ноябре 1941 года С.Н.Анохину присвоено звание ‘Мастер парашютного спорта СССР’.
С декабря 1941 года Сергей Николаевич- в армии, ему присвоено воинское звание ‘старшой лейтенант’. Он назначен командиром отряда испытательной авиа эскадрильи Воздушно-десантных войск и проводит испытания десантной техники на Опытно-испытательном полигоне ВДВ в Медвежьих Озерах. В одном из полетов на планере в 1942 году в воздухе сорвалась обшивка с центроплана и разрушилась проводка управления элеронами. Создалась критическая обстановка. Однако С.Н.Анохин небросил опытную машину и сумел мастерски претворить в жизнь посадку. Зимой 1942 года у самолета-буксировщика СБ, пилотируемого Сергеем Николаевичем, оторвалась от ограничительного троса лыжа. Летчик сумел успешно усадить авиалайнер. К сожалению, так было не неизменно. В том же 1942-м, при испытаниях планера А-7 на штопор, С.Н.Анохин был вынужден употребить парашютом. В августе-сентябре 1942 года С.Н.Анохин проводит испытания планера А-40, предназначенного для десантирования по воздуху легкого танка Т-60 методом буксировки за самолетом. Для этого к танку крепились крылья и хвостовое оперение. Было выполнено немного подлетов и единственный полет на буксире за самолетом ТБ-3 (2 сентября 1942 года). Однако мощности моторов ТБ-3 для длительной буксировки (более того со снятой башней танка) оказалось мало, и пилот П.А.Еремеев был вынужден сделать отцепку А-40. С.Н.Анохин успешно произвел посадку на Быковском аэродроме (взлет производился с аэродрома ЛИИ, расположенного приблизительно в 5 километрах от Быково). Испытания были прекращены.
Параллельно с испытательной работой Сергей Николаевич участвует в боевых действиях в должности командира летного отряда 19-й гвардейской воздушно-десантной бригады на Калининском фронте. В течение 1942-1943 годов он совершил немного боевых вылетов в тыл врага к партизанам на планерах, доставляя им боеприпасы, медикаменты, продукты.
В апреле 1943 года С.Н.Анохиным и летчиком Ю.Желютовым был выполнен один за время Великой Отечественной войны взлет планера с партизанского аэродрома. Обычно планеры после этого выполнения перелета к партизанам уничтожались, а пилоты планеров возвращались на самолетах. Но в тот раз это правило было нарушено. Несмотря на ограниченные размеры партизанского аэродрома и загрузку планера (на нем находились раненые партизаны, которых было необходимо неотложно принести в госпиталь), Сергеем Николаевичем был мастерски произведен взлет на коротком тросе за самолетом СБ. Жизнь раненых была спасена. За тот самый геройский поступок С.Н.Анохин получил свою первую награду – орден Красного Знамени.
В июне 1943 года по личному распоряжениючлена Государственного Комитета Обороны Г.М.Маленкова С.Н.Анохин откомандирован в Летно-исследовательский институт для проведения испытаний самолета ‘302’ – одного из первых истребителей-перехватчиков с ЖРД. Ксожалению, из-за недоведенности двигателя авиалайнер был испытан только в планерном варианте. В сентябре 1943 года С.Н.Анохин переходит в ЛИИ на постоянную работу.
5 октября 1943 года, при проведении испытаний самолета, снабженного турбокомпрессором для повышения высотности, в воздухе загорелся двигатель. Несмотря на пожар, Сергей Николаевич выполнил посадку горящего самолета на свой аэропорт и уже на пробеге покинул кабину горящего самолета. Пожар был ликвидирован, бывалый авиалайнер спасен.
15 мая 1944 года С.Н.Анохин выполняет начальный полет самолета Як-7Б с прямоточным воздушно-реактивным двигателем ДМ-4с, и проводит его испытания. В это жевремя он проводит летные исследования по влиянию перегрузки на тело и работоспособность летчика в полете; выполняет строй испытательныхполетов на высотном самолете-перехватчике Як-3ПД на высотах больше 13000 метров. Сложность этих полетов заключалась в отсутствии герметичной кабины на самолете.
В марте 1944 года С.Н.Анохину присвоена квалификация ‘летчик-испытатель 3-го класса’, в июле 1945-го – ‘летчик-испытатель 2-го класса’.
17 мая 1945 года С.Н.Анохин выполнял контрольные испытания истребителя Як-3 на прочность. Разрушение самолета не предусматривалось, но и не исключалось. Надо было свершить 12 режимов с перегрузками. На третьем режиме Сергей Николаевич не включил самописец. Получалось, что придется реализовывать 13 режимов. Число ’13’ оправдало свою недобрую славу: на пятом режиме у самолета отломилось крыло. Летчику стоило огромных усилий и самообладания свалить фонарик и выпрыгнуть с парашютом из беспорядочно падающего к земле самолета. С.Н.Анохин получил тяжелые ранения и потерял левый око.
Через два месяца, вслед за тем выхода из госпиталя, перед летчиком стал отбор дальнейшего жизненного пути. Решение однозначно: только летать! И начинаются долгие месяцы усиленных тренировок. С.Н.Анохин всячески разрабатывает глубинное зрение. И эти усилия оказались не напрасны. Уже в декабре 1945 года он возвращается к летно-испытательной работе в ЛИИ исразу же подключается к проведению самых сложных и ответственных испытаний.
В 1947-1948 годах совместно с С.Амет-Ханом и Н.С.Рыбко он проводит испытания летающих лабораторий ЛЛ-1 (с прямым крылом) иЛЛ-2 (с крылом обратной стреловидности в 30¦) конструкции П.В.Цыбина. Эти летающие лаборатории буксировались на высоту, а следом расцепки переводились в пикирование (уголок – 45¦) свключением порохового двигателя (на 15секунд). Для изменения центровки применялись заполняемые водой баки в фюзеляже ЛЛ. В полетах была достигнута максимальная прыть, равная М=0,87 (на ЛЛ-2). Во время этих испытаний был получен огромный экспериментальный материал по измерению аэродинамических характеристик, распределению давления по крылу и оперению на околозвуковых скоростях. В полетах кроме того проводилось изучение перемещения скачков уплотнения по крылу.
В августе 1947 года С.Н.Анохину присвоена квалификация ‘летчик-испытатель 1-го класса’, а в 1949 году – воинское звание ‘полковник’.
В 1947 году С.Н.Анохин прикомандировывается к ОКБ А.С.Яковлева. Там он выполняет первые полеты и проводит испытания Як-25 (2 ноября 1947), Як-30 (8 сентября 1948), Як-23УТИ (29 марта 1949), Як-50 (9 августа 1949); участвуетв испытаниях Як-19 и Як-20. 22 марта 1950 года на самолете Як-50 С.Н.Анохиным была достигнута рекордная в стране прыть у земли – 1170 км/час (М=0,98). Одновременно с работой в ОКБА.С.Яковлева С.Н.Анохин проводит испытания 2-го и 3-го экземпляров МиГ-15 (в 1948 году), а кроме того Су-15 (в 1949 году). 3 июня 1949 года при проведении испытаний Су-15 ему пришлось оставить авиалайнер из-за возникших вибраций. Катапульта не сработала, и пилот был вынужден вручную сбрасывать фонарик кабины. Когда это не удалось, С.Н.Анохин, проявив завидную выдержку и хладнокровие, сумел вылезть из кабины в образовавшееся пространство между фонарем и бортом самолета, и успешно выпрыгнуть с парашютом. Летом 1949 года Сергей Николаевич провел скоростные рулежки первого отечественного сверхзвукового (по расчетам) самолета Су-17 (‘Р’). Из-за закрытия ОКБ П.О.Сухого работы по этомусамолету были прекращены.
С.Н.Анохин ещё принимал участие виспытаниях самолетов Су-11 (1947 год), Як-16 (1947 год), И-215 (1948 год), Ла-174 (1948 год), И-320 (?Р-2¦) (1950 год), Як-11У (1951 год), Як-18У (1951 год).
В 1951 году Сергей Николаевич принимает участие в испытаниях уникальной системы ‘Бурлаки’. Эта организация была разработанадля увеличения дальности полета истребителей для сопровождения стратегических бомбардировщиков. Пилот МиГ-15бис в полете производил сцепку со специальным тросом, тот, что выпускал Ту-4, после этого выключал мотор и продолжал полет в безмоторном режиме. В феврале 1951 года Сергей Николаевич был представлен к званию Героя Советского Союза, и все-таки представление не было реализовано.
В 1951-1953 годах совместно с С.Амет-Ханом, Ф.И.Бурцевым и В.Г.Павловым Сергей Николаевич проводит испытания пилотируемого аналога самолета-снаряда КС (‘Комета-3’). Самолет-аналог (его называли К) был предназначен для отработки самолета-снаряда КС типа ‘воздух-корабль’ в пилотируемом режиме. Аналог подвешивался подсамолет Ту-4КС, самолет-носитель набирал 3000 метров, после этого чего отцеплял самолет-аналог. После отцепки автоматика включала мотор, и самолет-снаряд летел на мишень. Летчик должен был контролировать работу автоматической системы и, в случае ее отказа, переключить управление на себя. При подходе кцели автоматика выключалась, и самолет-снаряд приземлялся на аэровокзал.
За проведение этих испытаний Сергея Николаевичу 3 февраля 1953 года было присвоено звание Героя Советского Союза, он ещё был удостоен Сталинской премии 2-й степени (позже переименованной в Государственную премию СССР).
Все это время С.Н.Анохин не порывает связи с планерным спортом. Он руководит планерной секцией Совета ДОСААФ, участвует во Всесоюзных планерных состязаниях. За выдающиеся достиженияв авиационном спорте в 1950 году Сергею Николаевичу присвоено звание ‘Заслуженный мастер спорта СССР’, в 1951-м – звание ‘Судья всесоюзной категории по планеризму’, а в 1956 году он удостоен диплома Тиссандье, присуждаемого ФАИ, что свидетельствует о мировом признании заслуг С.Н.Анохина.
Во второй половине 1950-х годов СергейНиколаевич занимается испытаниями самолетов Ту-104 (1956 год), Як-26 (1956 год), Як-28 (1958 год), проводит испытания МиГ-19 на динамический потолок (1953 год), МиГ-21Ф на штопор.
В 1957 году С.Н.Анохин совместно с Г.М.Шияновым проводит испытания СМ-30 -системы запуска самолета МиГ-19 с наземной катапульты. В ходе этих испытаний он выполняет 2 старта (27 мая и 3 июня 1957 года) на самолете с подвесными баками. После нескольких катастроф самолетовТу-104, причины которых так были неясны, в 1958 году Сергеем Николаевичем проведены сложные испытания самолета Ту-104 на устойчивость и управляемость, а в1959 году – испытания Ту-16 на срыв и сваливание.
17 февраля 1959 года С.Н.Анохину в числепервых 10 летчиков было присвоено звание ‘Заслуженный летчик-испытатель СССР’, ему был вручен знак ¦1 !
В феврале 1959 года он проводит работу по определению возможности вывода самолета из перевернутого штопора в слепую (испытания проводились на самолете МиГ-15УТИ). В 1960 году Сергей Николаевич выполнил немного десятков полетов на летающей лаборатории Ту-104,созданной для исследования режима невесомости. Тут он впервой столкнулся с космонавтикой, лично познакомился со многими будущими космонавтами.
21 декабря 1960 года в испытательном полете на Ту-16ЛЛ возникла критическая обстановка. Экипаж был вынужден оставить авиалайнер. Фонарь командира экипажа, которым в том полете был С.Н.Анохин, не сбросился, и катапульта (из-за блокировки) не сработала. Вот тут ему и пригодился зажиточный навык парашютных прыжков. Сергей Николаевич хладнокровно отсоединил фал парашюта от своего катапультного кресла, выбрался из кабины посредством сброшенный фонарик второго пилота (им был Г.Н.Захаров), схватился за антенну, идущую вдоль фюзеляжа, и, скользя по ней, миновал зону воздухозаборников двигателей. Послечего отделился от самолета и успешно раскрыл парашют.
Параллельно с испытаниями самолетов,С.Н.Анохин занимается и испытаниями планеров. Он проводит испытания планеров А-13 (1958 год), А-15 (начальный вылет – 26 марта 1960 года), ‘Амур’ (1961 год), принимает участие в испытаниях планера КАИ-17 (1962 год).
В августе 1962 года С.Н.Анохин был по здоровью списан с летно-испытательной работы. После этого он работал заместителем начальника летно-испытательного комплекса ЛИИ по методическим вопросам. В марте 1964 года Сергей Николаевич вышел в отставку и уволился из ЛИИ, которому отдал больше 20 лет жизни.
Опять встал вопрос: что работать дальше? И тут на содействие пришел Сергей Павлович Королев. Они были неплохо знакомы по Коктебелю, но потом этого долговременно не виделись. И сызнова встретились только в 1963 году, во время проведения мероприятий, посвященных 60-летию советского планеризма. С.П.Королев пригласил С.Н.Анохина на работу в близкое ОКБ, обещая вскором времени полет в космос. Сергей Николаевич откликнулся на это предложение и с мая 1964 года стал начальником методического отдела ОКБ-1 (НПО ‘Энергия’). Он прошел вектор движения подготовки к космическим полетам, был зачислен в отряд космонавтов, и все-таки после этого смерти С.П.Королева к полету в космос допущен не был. Вместоположение него полетел прочий космонавт, и в сентябре 1966 года С.Н.Анохин был отчислен из отряда космонавтов.
После этого он продолжал действовать начальником методического отдела, возглавлял подготовкой гражданских космонавтов.
С марта 1974 года С.Н.Анохин – патрон сектора НПО ‘Энергия’, а с февраля 1977 года – заместитель командира отряда космонавтов – ведущий инженер НПО ‘Энергия’. Благодаря его поддержке и помощи в отряд космонавтов были зачислены инженеры ОКБ А.С.Елисеев, В.Н.Кубасов, В.И.Севастьянов, Н.Н.Рукавишников, О.Г.Макаров, В.В.Лебедев,Г.М.Гречко, В.В.Аксенов, А.С.Иванченков, В.В.Рюмин, которые стали известными летчиками-космонавтами, дважды Героями Советского Союза.
Последний раз Сергей Николаевич поднялся в небосвод в 1983 году на мотодельтаплане. Произошло это в Коктебеле, на торжествах, посвященных 60-летию советского планеризма. Было ему в то время 73 года.
За время своей летной деятельности С.Н.Анохин освоил возле 200 типов самолетов и планеров, провел уникальные по своей сложности испытания; им выполнено больше 250 парашютных прыжков (из них 6- вынужденных).
Умер Сергей Николаевич 15 апреля 1986 года в Москве. Похоронили его на Новодевичьем кладбище.
Герой Советского Союза полковник Сергей Николаевич Анохин был награжден 3 орденами Ленина, 2 орденами Красного Знамени, 3 орденами Отечественной войны 1-й степени; орденом Красной Звезды, 14 медалями (в том числе – медалью ‘Партизану Отечественной войны’ 1-й степени), а ещё медалью Китайской Народной Республики.
Его именем названа улочка в Жуковском, а ещё малая планета, открытая 17 июля 1969 года и зарегистрированная в апреле 1996 года. На доме, где он жил (г.Москва, Кудринская площадь, жилище 1), сооружена мемориальная доска.

Author: maksim5o

Добавить комментарий