Сара Бернар биография: Сара Бернар биография

Сара Бернар биография
Сара Бернар биография
Сара Бернар биография

Биография Сара Бернар

Карьера: Артист

Дата рождения: 22 октября 1844, знак зодиака весы

Место рождения: Франция

С точки зрения вечности актерская профессия неблагодарная. После смерти композитора остается музыка, после смерти поэта — стихи. Художник оставляет потомкам свои картины, архитектор — идеи воплощенные в зданиях. А актеры? Те, кто выступал до эры ТВ и не снимался в кино? От них остаются лишь театральные рецензии, противоречивые воспоминания современников, легенды и мифы. Такова участь и Сары Бернар.

Великая актриса написала автобиографическую книгу «Моя двойная жизнь» (1907), но многое в ней утаила, не договорила, в особенности из области личной жизни. Эта книжка только сгустила тайну кругом феномена Сары Бернар.

Что все же доподлинно известно? Сара Бернар родилась 22 октября 1844 года в Париже. Ее мама — голландская еврейка Юдит Харт, музыкантша, которая на самом деле вела бытие красивой содержанки. Отцом Сары числится инженер Эдуард Бернар, хотя некоторые исследователи считают, что отцом был какой-то Морель, офицер французского морского флота. Впрочем, Сара Бернар, сама став матерью, скрупулезно скрывала, от кого родила сына Мориса.

Воспитание Сара получила в монастыре, но послушанием так и не овладела: росла вспыльчивой, упрямой, настоящим бесенком. Но когда пришло время вылезти за ограду, Саре показалось, подобно как ее бросили в море. А она не может плавать…

Судьбу девочки определил очередной содержатель матери, граф де Морни: он решил воротить Сару в консерваторию. Так «Швабра» (прозвание Сары Бернар) появилась на людях, стала, выражаясь современным языком, публичным человеком. Ну, а дальше театр, о котором она давнехонько мечтала. Директор «Комеди Франсез» выразил сомнение: «Она сверх меры тощая, чтобы сделаться актрисой!» Тем не менее Сару Бернар приняли, и в 18 лет она дебютировала в трагедии Расина «Ифигения в Авлиде». Это произошло 1 сентября 1862 года.

«Когда занавес неспешно стал вставать, я думала, что упаду в обморок», — вспоминала Бернар. По поводу первого ее выхода взгляд критики было таково: «Молодая актриса была сколь красива, до того же невыразительна…» Всех покорила только золотая масса пушистых волос.

Неудачный дебют не сломил Сару, неспроста ее девизом были слова: «Во что бы то ни стало». У нее были железный нрав и незаурядное мужество. Она покинула Дом Мольера и играла в театрах «Жимназ», «Порт-Сен-Мартен», «Одеон», чтобы возвратиться в «Комеди Франсез» в качестве примадонны во всем блеске актерского искусства. Она замечательно играла молодых героинь в классическом репертуаре — Федру, Андромаху, Дездемону, Заиру, а после этого стала блистать в пьесах современных драматургов. Одна из лучших ролей Сары Бернар — Маргарита Готье («Дама с камелиями» Александра Дюма-сына).

— Мадам! Вы были очаровательны в своем величии, — заявил Виктор Гюго. — Вы взволновали меня, старого бойца. Я заплакал. Дарю Вам слезу, которую Вы исторгли из моей груди, и преклоняюсь перед Вами.

Слеза была не фигуральная, а бриллиантовая, и она венчала цепочку-браслет. Кстати, бриллиантов, подаренных Саре Бернар, было несть числа. Она любила драгоценности и не расставалась с ними во время переездов и гастролей. А для охраны драгоценностей брала с собой в дорогу револьвер. «Человек — такое странное созданье, что эта крошечная и до нелепости бесполезная штука кажется мне надежной защитой», — объяснила как-то актриса близкое пристрастие к огнестрельному оружию.

Интересно, что негусто кто из актрис сыграл столь мужских ролей, как Сара Бернар, — Вертер, Занетто, Лорензаччо, Гамлет, Орленок… В роли Гамлета Сара Бернар покорила самого Станиславского. А 20-летнего Орленка, несчастного сына Наполеона Бонапарта, актриса сыграла, когда ей шел 56-й год! Премьера героической драмы Эдмона Ростана прошла в марте 1900 года с оглушительным успехом — 30 вызовов на бис!..

Станиславский считал Сару Бернар примером технического совершенства: пригожий звук, отточенная дикция, пластичность, художественный привкус. Знаток театра князь Сергей Волконский приподнято ценил сценическое мастерство Сары Бернар: «Она превосходно владела полярностью переживаний — от радости к горю, от счастья к ужасу, от ласки к ярости — тончайшая нюансировка человеческих чувств. И после этого — «популярный говорок, известный шепоток, знаменитое рычание, прославленный «золотой голос», — la voix d’or, — подмечал Волконский. — Последняя ступень мастерства — ее взрывы… Как она умела принизиться, чтобы вспрыгнуть, собраться, чтобы броситься; как она умела прицелиться, подползать, чтоб разразиться. То же самое в ее мимике: какое умение от еле-еле заметного зарождения до высшего размаха…»

Газетные статьи с описанием гастрольного турне Сары Бернар по Америке и Европе порой напоминали сводки с театра военных действий. Наступления и осады. Триумфы и поражения. Восторги и стенания. Имя Сары Бернар в новостях мира частенько заменяло экономические и правительственные кризисы. Сначала Сара Бернар, а уж опосля конфликты, катастрофы и прочие происшествия дня. В поездках ее неизменно сопровождала свита репортеров. Общественные и религиозные организации относились к ней по-разному: кто напевал ей славу, а кто предавал хуле. Многие в Америке считали ее визит «нашествием проклятой змеи, исчадием французского Вавилона, прибывшего с целью влить отраву в чистые американские нравы».

В России с интересом ждали «нового Наполеона в юбке», тот, что покорил уже всю Америку и Европу и движется прямиком в Москву. «Московские ведомости» писали: «Великие мира осыпали эту сказочную принцессу почестями, каких, по-видимому, и во сне не снилось ни Микеланджело, ни Бетховену…» А чему поражаться? Сара Бернар, по существу, была первой суперзвездой в мире.

В России Сара Бернар побывала трижды — в 1881, 1898 и 1908 годах. Успех был громадный, хотя нашлись и критики, и в их числе Тургенев. В письме к Полонской в декабре 1881 года он писал: «Не могу произнести, как меня сердят все совершаемые безумства по поводу Сары Бернар, этой наглой и исковерканной пуфистки, этой бездарности, у которой только и есть, что прелестный звук. Неужели же ей никто в печати не скажет правды?..»

Что изречь по этому поводу? Сердце Тургенева на сто процентов полонила Полина Виардо, и для Сары Бернар не осталось более того крохотного уголка. Однако отрицательные эмоции Ивана Сергеевича не могли затмить славы Бернар. Великая — она и есть великая, более того если кому-то такой не кажется.

Но сцена — это одно, а бытие за пределами ее — уже нечто другое. Сергей Волконский считал, что Сара Бернар за пределами театра «кривляка, она вся искусственна… Рыжий клок спереди, рыжий клок позади, неестественно красные губы, пудреное лик человеческий, вся подведенная, как маска; удивительная гибкость стана, одетая, как никто прочий, — она вся была «по-своему», она сама была Сара, и все на ней, кругом нее отдавало Сарой. Она создавала не одни роли — она создавала себя, свой образ, свой силуэт, свой тип…»

Она была первой суперзвездой, отседова рекламка ее имени: духи, мыло, перчатки, пудра — «Сара Бернар». У нее было два мужа: единственный — принц из древнего французского рода, второй — артист из Греции, необыкновенно пригожий человек. Но главной страстью Сары Бернар был театр. Им она жила, им вдохновлялась. Она не хотела быть вещью, игрушкой в руках сильных мира этого — занималась живописью, скульптурой, сочиняла забавные романы и смешные пьесы. Она отважилась подняться в небеса на аэростате Жиффара, где на высоте 2300 метров смельчаки «густо поужинали гусиной печенкой, свежим хлебом и апельсинами. Пробка от шампанского салютовала небу с приглушенным шумом…»

Сару Бернар нередко сравнивали с Жанной д’Арк. Считали колдуньей. Именно она подсказала Эмилю Золя вступиться за бедного капитана Дрейфуса. В ее квартире царил хаос: всюду были разбросаны ковры, пледы, пуфики, безделушки и прочие предметы. Под ногами вертелись собаки, обезьяны и более того змеи. В спальне актрисы находились скелеты, а сама она некоторые роли любила обучать, полулежа в гробу, обитом белым крепом. Эпатаж? Несомненно. Она обожала скандалы и демонстрировала миру свои особые чары. О себе писала так: «Я сильно люблю, когда меня навещают, но ненавижу прогуливаться в гости. Обожаю обретать письма, уяснять текст их, комментировать; но не люблю на них отзываться. Ненавижу места людских прогулок и обожаю пустынные дороги, уединенные уголки. Люблю дарить советы и крайне не люблю, когда их дают мне».

Жюль Ренар отмечал: «У Сары есть правило: ни при каких обстоятельствах не раздумывать о завтрашнем дне. Завтра — будь что будет, хоть кончина. Она пользуется каждым мгновением… Она глотает существование. Какое неприятное обжорство!..»

В слове «обжорство» очевидно чувствуется завидущая жаба к успехам Сары Бернар. Да, она жила полной жизнью, взахлеб, и более того затем того, как ей в 1914 году ампутировали ногу. Уныние ни при каких обстоятельствах не было ее уделом. Сара Бернар скончалась 26 марта 1923 года, на 79-м году жизни. Чуть ли не весь Париж пришел на похороны «королевы театра». Десятки тысяч почитателей ее таланта шли за гробом из розового дерева сквозь весь городок — от бульвара Мальзерб до кладбища Пер-Лашез. Последний стезя Сары Бернар был практически усыпан камелиями — ее любимыми цветами.

«Умерла Сара Бернар — актриса без малого легендарной славы и известности. В суждениях о Саре Бернар было невпроворот преувеличений — в одну и в другую сторону, — написал в некрологе единственный из лучших российских критиков Александр Кугель. — Из тысячи театральных снов, больше или менее упоительных, которые мне снились, дрёма о Саре Бернар —

единственный из самых оригинальных и сложно-занимательных».

Author: maksim5o

Добавить комментарий