Сайпула-кади Башларов биография: Сайпула-кади Башларов биография

Нет фото
Нет фото
Нет фото

Биография Сайпула-кади Башларов

Карьера: Священник

Дата рождения: –

Место рождения: Россия. Российская Федерация

Сайпула-кади (аш-шайх ал-муджахид Халид Сайф Аллах ибн Хусайн ибн ал-ибн хаджи Муса ибн Башлар ан-Ницубкри ал-Гази-Гумуки, он же Сайфуллах-кади Башларов) – известный в Дагестане мударрис, факих и суфийский наставник, от которого берет начало северокавказская ветвь братства шазилийа. Возводил свою духовную родословную (силсила) также к братствам накшбандийа и кадирийа.

Годы жизни: 1853-1919.

Родился в лакском селении Ницовкра, под боком от Кумуха (Гази-Гумук), столицы Казикумухского ханства (нынче Лакский район Республики Дагестан). Выходец из мусульманской интеллигенции. Со стороны отца в его роду были врачи, чиновники, ремесленники. Отец Сайпулы-кади, Гусейн (Хусайн) Башларов, и пять братьев Гусейна окончили известную в Нагорном Дагестане мадрасу в сел. Согратль. Дядя, Абдуллах Башларов, был хорошим врачом. В финальный отрезок времени Кавказской войны он с семьей переселился (хаджара) на территорию Имамата Нагорного Дагестана и Чечни и едва ли не до самого конца войны служил лекарем при войсках Шамиля. Другой дядя, Газа Башларов, после этого окончания войны занял пост сельского старшины (юзбаши) Ницовкры в российской администрации Дагестанской области. Гусейн Башларов работал ювелиром и оружейником. Вскоре затем окончания войны (1859г.) он открыл мастерскую в Астрахани, куда в 1861 г. к нему переехала и его семейство.

Начальное мусульманское образование Сайпула-кади получил дома. В Астрахани он три года учился в одной из местных мадрас, а следом ещё пять лет ходил в русскую школу, где недурственно выучил российский язык. В 1869 г. он вернулся на родину, устроился на работу писцом при русском гарнизоне в Кумухе. В Нагорном Дагестане Сайпула-кади продолжал обучаться, совершенствуя свои знания в арабском языке, риторике, логике, хадисах и фикхе первоначально у мударриса Хасана ал-Кудали, у которого он ещё начал учить медицину (илм ат-тибб), а с 1871 по 1875 г. -в согратлинской мадрасе. По некоторым сведениям, его наставником там стал прославленный в Дагестане накшбандийский шайх Абд ар-Рахман ас-Сугури (Согратлинский), от него Сайпула-кади получил первые знания по суфийской этике (адаб).

Уже в молодости Сайпула-кади испытал гонения со стороны российских властей, опасавшихся мусульманского повстанчества на Северном Кавказе. В 1878 г. он был сослан в Саратовскую губернию по подозрению в участии в антироссийском восстании 1877 г. и связях с согратлинским шайхом. В ссылке он сблизился с врачами из немецких колонистов Поволжья, у которых завершил обучение медицине. По некоторым сведениям, у них Сайпула-кади получил русский врачебный диплом, позволивший ему сделаться практикующим медиком. До 1891 г. он работал врачом в Поволжье, потом три года во Владикавказе и ещё четыре года в железнодорожной больнице Ростова-на-Дону. После многолетней врачебной практики он получил в 1905 г. местоположение в одной из обновленческих (джадидитских) мадрас Уфы, в которой проработал до своего возвращения в Дагестан в 1909 г. В различие от современных ему дагестанских ‘улама’ Сайпула-кади в ссылке легче адаптировался к чуждой российской реальности. Наряду с традициями средневековой дагестанской учености он впитал в себя идеи мусульманского обновленчества из Поволжья, а ещё светской европейской науки. В то же время это заставляло его острее испытывать свою неприкаянность, оторванность и от европейской, и от мусульманской культуры.

К учению и религиозной практике суфизма Сайпула-кади приобщился в изгнании, где прошла большая количество его сознательной жизни. Его первым наставником был шайх братства халидийа Хас-Булат ал-Кустаки (Костекский) – единственный из “заместителей” (халифа) знаменитого накшбандийского шайха Махмуда-афанди (1810-1877) родом из сел. Алмалы в Северном Азербайджане, по имени которого называется отдельная ветка накшбандийи-муджаддидийи на Северном Кавказе – махмудийа. Через некоторое время Хас-Булат отослал Сайпулу-кади в г. Чистополь (в Татарстане) к другому преемнику Махмуда ал-Алмали, шайху Мухаммад-Закиру ал-Чистави, тот, что вместе с тем являлся и шайхом братства кадирийа. Последний возвел его в ранг кадиритского наставника (муршида). После смерти Мухаммад-Закира Сайпула-кади избрал своим муршидом другого шайха ветви халидийа – Зайнуллаха-афанди Расул-и ал-Мамури (Расулева, ум. в 1917 г.), сторонника нового алгоритма обучения (усул-и джадид) в мусульманской школе. В г.Троицк, на Урале (в настоящее время Челябинская область), тот возглавлял немалый ханакой, его муридов сближали обновленческие идеи. В августе 1907 г. З.Расулев дал ему позволение (иджаза) на дело в качестве шайха накшбандии-халидийи и передал халатик, принадлежавший, в соответствии традиции, четвертому “праведному” халифу и шайху братства Али ибн Аби Талибу. Эта реликвия хранится у наиболее авторитетного ныне в Дагестане шайха Caидa-афанди Чиркеевского (Ацаева), одного из преемников (халифа) Сайпулы-кади.

Во время странствий по Поволжью и Северному Кавказу Сайпула-кади сблизился в Татарстане ещё с одним накшбандийским шайхом, не принадлежавшим к ветви халидийа. Это был Мухаммад-Салих ибн Абд ал-Халик ал-Иджави ал-Караман-хани (из сел. Кармановка?) ал-Ха-нафи ан-Накшбанди. Последний являлся кроме того “заместителем” (халифа) шазилийского шайха из ал-Мадины саййида Мухаммад-Али Захири ал-Витри ал-Хусайни ал-Мадани. В марте 1915 г. он передал Сайпуле-кади иджазу на наставничество в качестве шайха братства шазилийа.

В Дагестане у Сайпулы-кади появилось много учеников. Его главными халифа стали Хасан Хилми (ум. в 1937 г.) из сел. Кахиб (сегодня Шамильский район), тот, что прежде был возведен в ранг муршида Абд ap-Рахман-афанди (ум. в 1907 г.) из сел. Ассаб, и Шуайб-афанди (ум. между 1909 и 1912 годами) из сел. Багинуб. Хасану Хилми Сайпула-кади передал иджазу разом трех братств – накшбандийи, шазилийи и кадирийи. В дальнейшем силсила, объединяющая представителей этих братств, шла в Дагестане сквозь аварских шайхов – халифа Хасана Кахибского, Мухаммада (ум. в 1942 г.) из сел. Ассаб, Хумайд-афанди (ум. в 1952 г.) из сел. Андых, Мухаммад-Хусайна (ум. в 1967 г.) из сел. Уриб, сына Хасана Кахибского Мухаммад-Арифа (ум. в 1977 г.), Мухаммад-Саад-хаджи (ум. в 1995 г.) из сел. Батлух, Абд ал-Хамид-афанди (ум. в 1977 г.) из сел. Верхнее Инхо, Хамзат-афанди (ум. в 1977 г.) из сел. Тлох, Мухаммад-афанди (ум. в 1987 г.) из сел. Хучада, Бадр ад-дин-афанди из сел. Ботлих. Учеником хучадинского шайха был упомянутый выше Саид-афанди Чиркеевский, тот, что, в свою очередность, передал иджазу только шазилийского братства своим муридам Арслан-Али-афанди (род. в 1954 г.) из сел. Параул Карабудахкентского района (в настоящее время живет в г. Буйнакск), Абд ал-Вахид-афанди из сел. Какамахи Левашинского района и мулле Мухаммаду из Закатальского района Азербайджана.

Сайпула-кади не только был видным ученым и суфием, но и принимал активное участие в общественно-политической жизни Дагестана. Он стал одним из учредителей Мусульманского союза, в 1905 г. был избран в его руководящие органы. По возвращении из первой ссылки в 1909 г. избран муфтием при Дагестанском народном суде в г. Темир-Хан-Шура и оставался на этой должности до 1913 г., когда вторично был выслан из Дагестанской области, на тот самый раз в Казанскую губернию. Истинные причины его высылки неизвестны. Вероятно, это случилось из-за поддержки им антиписарского восстания – стихийного движения дагестанских мусульман супротив введения русского языка в делопроизводство в сельских и народных судах области, действовавших по мусульманскому и обычному праву. Однако уже в 1915 г. он был оправдан и вернулся в Дагестан, где продолжал служить муфтием до своей смерти. После Февральской революции 1917 г. Сайпула-кади стал членом Учредительного собрания, вошел в состав Дагестанского временного областного комитета.

Неплохие отношения у Сайпулы-кади сложились с большевиками и их дагестанскими сторонниками из числа либеральной мусульманской интеллигенции, такими, как М.Дахадаев, Дж.Коркмасов, У.Буйнакский, С.Габиев, А.Тахо-Годи. После установления советской власти в Дагестане в 1918 г. его назначили заведующим Отделом духовно-шариатских дел Дагестанского военно-революционного комитета. В то время Сайпула-кади пользовался огромным авторитетом в Дагестане – видные политические и религиозные деятели при решении сложных политических и религиозных вопросов обращались к нему. Смерть застала его в начале гражданской войны на Северном Кавказе. После того как в мае 1919 г. Добровольческая вс генерала А.И.Деникина захватила Темир-Хан-Шуру, муриды Сайпулы-кади попытались спасти его от неминуемого ареста. Уже тяжелобольного шайха тайно вывезли из города в небольшом деревянном ящике. По дороге он скончался и, соответственно своему завещанию, был похоронен в сел. Верхнее Казанище (теперь Буйнакский район). Возле его могилы построили зийарат, тот, что до сих пор посещают несметные муриды шазилийского братства. Кроме его могилы на этом кладбище есть зийараты других шайхов дагестанской ветви шазилийи -Мухаммад-Арифа Кахибского, Мухаммада Ассабского.

Сайпула-кади остается одним из наиболее почитаемых шайхов посреди муридов многочисленной ветви шазилийа в Дагестане. В 1990-е годы его именем были названы Исламский универ в г. Буйнакске и Исламский институт в сел. Комсомольское Кизилюртовского района Дагестана. В ритуальной практике дагестанской ветви шазилийи при совершении рабита для духовной связи мурида с наставником посредством воссоздания в сердце его образа берется образ Сайпулы-кади.

Сайпула-кади оставил значительное наследие в области суфизма и медицины. Из наиболее известных его сочинений по суфизму – “Канз ал-ма’ариф” (“Сокровищница знаний”), “Мавакид ас-садат фи маратиб ал-вилайат” (“Очаги саййидов в степенях святости”), “Мактубат Халид Сайф Аллах ли-фукара’ ахл Аллах” (“Письма Халида Сайф Аллаха для нуждающихся в Аллахе”). В Рукописном фонде Института истории, арехологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН хранится манускрипт его практического руководства по медицине (Фонд М.-С.Саидова, N 94) на арабском языке с пометками на русском, латинском и некоторых дагестанских языках.

Author: maksim5o

Добавить комментарий