Питер Брейгель биография: Питер Брейгель биография

Питер Брейгель биография
Питер Брейгель биография
Питер Брейгель биография

Биография Питер Брейгель

Карьера: Художник

Дата рождения: 9 мая 1569, знак зодиака телец

Место рождения: Нидерланды

Таинственна жизнь и судьба Брейгеля. До сих пор исследователи ищут одноименную фантастическую деревушку, якобы давшую имя юному бродяге, который (за двести лет до нашего Ломоносова) пришел за мифическим рыбным обозом в Антверпен. И, подобно гениальному русскому “мужичку”, поздно приступив к наукам и художетвам, вскоре блистательно все наверстал. Учился у знаменитого и преуспевающего Питера Кука Ван Альста – придворного художника императора Карла V.

Произведения Питера Брейгеля вплоть до ХХ века были скрыты в недрах частных коллекций. Гениальный цикл картин “Времена года” их заказчик, брюссельский купец Ионгелинг, ещё при жизни автора упрятал в ломбард. Другие вещи художника рассеялись по городам и весям Европы… Собранный по крупицам и представленный, в конце концов, во всем своем творческом могуществе Питер Брейгель Старший разом убрал с пьедестала своих сыновей – художников Питера Младшего (Адского) и Яна Бархатного (Райского), преуспевших в карьере и славе куда больше отца.

Что касается современников художника, то его творчество представлялось им эдакой “шкатулкой с двойным дном”. Сам же мастер, храня свои тайны, перед смертью велел младой жене спалить многие гравюры и рисунки. Что же побудило Брейгеля на эдакий вердикт? В чем было ему каяться, чего бояться? Ответ очевиден: чрезмерно едки и насмешливы подписи под его опусами, да и сами эти гравюры и рисунки безмолвно кричали о многом таком, о чем тогда предпочитали помалкивать.

В жестокое время довелось существовать художнику – в отрезок времени господства в его Нидерландах испанских захватчиков. Даже евангельские сюжеты “Перепись в Вифлееме” и “Избиение младенцев” маскируют у Брейгеля сцены современных ему грабежей и разбоев. В его картинах угадываются зловещие силуэты виселиц и кострищ, ставших в те годы настолько же неотъемлемой частью голландского пейзажа, как мирные мельницы и колокольни. И вот парадокс: кардинал Гранвелла, испанский наместник, засыпавший Нидерланды пеплом еретиков, вошел в историю как истовый поклонник Питера Брейгеля! Имено он прятал в своем доме его картины, спасши, таким образом и автора, и его вольнодумное искусство от неминуемой гибели.

Таинственна существование и судьбина Брейгеля. До сих пор исследователи ищут одноименную фантастическую деревушку, якобы давшую имя юному бродяге, тот, что (за двести лет до нашего Ломоносова) пришел за мифическим рыбным обозом в Антверпен. И, аналогично гениальному русскому “мужичку”, поздненько приступив к наукам и художетвам, вскоре блистательно все наверстал. Учился у знаменитого и преуспевающего Питера Кука Ван Альста – придворного художника императора Карла V. В его богатом доме, полном книг и заморских редкостей, безродный бедняк приобщился не только к живописи, но и получил интересных мыслящих друзей. Сильнее их уроков действовали на него только острые впечатления от окружающей жизни, вместившие в себя и тверёзый скепсис, и безудержное фантазерство.

Впрочем, это всего только осколки истины, добытые “с миру по нитке”. Ибо неподдельный Брейгель обнаруживает себя, только когда ему уже под тридцать: в 1551 году, принятый в антверпенскую Гильдию живописцев, он выступает, в конце концов, из мрака времени. Притом, видимо, уже так жестко стоит на ногах, что ещё сквозь два года делает турне во Францию, Италию, Швейцарию. Потрясен древними памятниками Рима и шедеврами Возрождения, морскими стихиями и живописными гаванями Средиземноморья. Но больше всего жителя равнин поразили горы. Кто-то из друзей сказал по этому поводу: “Находясь в Альпах, Питер глотал горы и скалы, а вернувшись домой, стал извергать их из себя на полотно”.

Но не только новизну ощущений – новую и, в полном смысле слова, пародоксальную точку зрения на все мироздания являет исполненная по возвращении картина “Падение Икара”. В этом первом из своих шедевров Брейгель практически опрокинул популярнейший сюжет “Метаморфоз” древнеримского поэта Овидия. У Овидия все “столбенеют” при виде “несущихся вольно по небу” Дедала с Икаром. У Брейгеля на всем огромном пространстве никто не удивлен полетом крылатых людей, всякий поглощен своим делом: пахарь вытаращился в борозду, рыболов п в свою сеть, пастух только чуть-чуть приподнял голову, матросы с проплывающего корабля более того не вышли на палубу п никто не почуял ни волшебства полета, ни трагичности падения летуна Икара! А где же он сам – герой, которого представляли еле-еле ли не Богом? Лишь пара беспомощно взбрыкнувших над морем мальчишеских ножек – и круги по воде. Исчез в морской пучине, не успев более того (по Овидию) выкрикнуть “имя отцово”. Откуда же эта неслыханная дерзость, тот самый вызов гигантам Возрождения, поставившим человека с его властным желанием и творческой волей над самим мирозданием?.. Революция представлений о мире свершается в Брейгеле под влиянием Николая Коперника, отринувшего образ Земли как центра Вселенной. Всевластное светило, озаряющее все около, п вот настоящий герой “Падения Икара”. А дядя ? Вэтого только живая пылинка, мелькнувшая в солнечном луче.

Отныне художник толкует по-своему не только античные мифы, но и само Евангелие. В многолюдных его картинах “Обращение Павла”, “Проповедь Иоанна”, “Несение Креста” более того сам Христос не выделяется из окружающей его равнодушной толпы. Так Брейгель возвращает нам жестокую правду истории – более того святые мученики за веру уходили из жизни не признанные никем, помимо близких. Никто из всемирных героев не был оценен при жизни.

Однако нелегко представить другого художника-мыслителя, тот, что бы с таковый легкостью переходил от холодного скептицизма к горячему, безудержному веселью. И тогда начинаются знаменитые брейгелевские игры. В десятках гравюр художник рядится в одежды всех сословий, разыгрывает всех, кто попадается под руку. И вот уже весь Антверпен – от мала до велика – зовет мастера Питером Шутником.

В “Детских играх” вкупе со своими маленькими героями Брейгель потешно пародирует “взрослую” существование. Один персонаж стрижет вместо овцы…свинью, иной осыпает свинью розами… а вот мы уже сидим в деревенском трактире, исписанном доброй сотней нидерландских пословиц, наблюдая, как эти пословицы превращаются в сотню маленьких трагикомедий, являющих перевернутый мир повседневной человеческой суеты

Скептизм, сарказм, ирония, фарс…Таков выдающийся Шутник до той поры, в то время как не решается завести семью. А не решается продолжительно. Ибо только в 1563 году, за шесть лет до смерти, делает предложение той, которую полюбил ещё девочкой, когда носил ее на руках. Это Мария, по-домашнему Майкен, дочка его незабвенного учителя Питера Кука Ван Альста, которого уже давнехонько нет в живых. Первое признание будущей жене Брейгель делает в картине “Поклонение волхвов”, где Майкен предстает в образе Богоматери. И так скромна, так застенчива эта Царица Небесная, что нет сомнения: художник желал, чтобы его модель была узнана. И Майкен узнает себя. И, нисколько не смущаясь огромной разницы в возрасте, протягивает одинокому Брейгелю свою нежную и верную руку.

Питер Брейгель переезжает в Брюссель, в жилище Майкен. Счастливый и окрыленный, он ныне и в живописи ищет выхода из опостылевшей игры скептика и шутника. И находит его в дружбе того сословия, из которого некогда вышел, – посреди крестьян. Человек исключительной душевной тонкости, он различил за их грубоватой непритязательностью единственную здоровую силу, способную противостоять напору вселенского Зла.

Живописная серия “Времена года” являет крестьянскую бытие гармонически слитой с природой. В “Сенокосе”, “Жатве” благодатный пыл и золото зреющих полей полностью согласованы с ритмами извечного и простого мужицкого труда. Никто из живописцев до Брейгеля не отразил с этакий любовью красоту земледельца прямо в действии – в могучей пластике широкого жеста косца, тяжеловатой грации собирательницы колосьев. За создание этого эпоса Питер Брейгель Старший получил главное близкое прозвание – Мужицкий.

Рядом с пламенным золотом щедрого лета Брейгель открывает для европейской живописи серебристое очарование северной зимы. От темных силуэтов “Охотников на снегу” свежевыпавший снежный покров земли кажется ещё белее, как будто отражая тихое сияние неба. Выдающийся кинорежиссер Андрей Тарковский для своего фантастического фильма “Солярис2 из всех мировых шедевров земного художественного пейзажа выбрал как раз эту картину. В библиотеке космического корабля вместо отсутствующего окна “Зима” Брейгеля – как щемящее напоминание об оставленной Земле, как аккуратность земного детства, как мудрость человеческого бытия. Человек для Брейгеля уже не космическая пылинка, как некогда в “Падении Икара”. Он ещё всемогущ. И это подтверждают его праздничные монументальные сцены “Крестьянской свадьбы”. Приземистые и плотные, без малого квадратные, подобные живым монолитам, танцоры не уж очень изящны и ловки, зато веселятся вовсю, от души. Движения их полны природной силы, непринужденности, достоинства. В этих людях, наивных и мудрых, Брейгель увидел подлинных хозяев и собственной судьбы, и страны.

Последней картиной Брейгеля стало изображение морской бури, необычайно дерзкое для живописи того времени. Над вздыбленной синей пучиной моря реют нежно-белые чайки. Они обещают кораблям близость желанного берега. И любой волен допустить в брейгелевской гБурех аллегорию грядущей свободы.

5 сентября 1569 года мастера Питера Брейгеля не стало. Молодая вдова похоронила его в брюссельском соборе Нотр Дам де Шанель. Исполнила ли верная Майкен жесткое предписание мужа об уничтожении его смелой графики? Это никому не известно, оттого что завещание Питера Брейгеля Старшего не сохранилось. Настоящим завещанием стали его картины. Создатель “Триумфа Смерти” заслуженно считается предтечей современного сюрреализма. Однако воздействие Брейгеля куда шире. В “Ста пословицах”, в “Вавилонской башне” Питер Шутник ввел в обиход европейской культуры жанр трагикомедии. А романтические “Времена года” Питера Мужицкого напоминают, что мир свой впрямь вечен и прекрасен.

Author: maksim5o

Добавить комментарий