Ольга Ямщикова биография

Ольга Ямщикова биография
Ольга Ямщикова биография

Биография Ольга Николаевна Ямщикова

Карьера: Авиатор
Дата рождения: –
Место рождения: Россия. Российская Федерация
От Сталинграда до Вены прошёл с боями женский истребительный авиационный полк, в котором сражалась Ольга Ямщикова. Она дралась в небе Сталинграда и Воронежа, Курска и Киева. Была тяжело ранена. Совершила 217 успешных боевых вылетов, провела 93 воздушных боя, сбила 3 вражеских самолёта. За мужество и отвагу награждена орденами Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды ( трижды ), медалями.
Ольгу Николаевну Ямщикову зачастую называют “бабушкой русской авиации”. Она летала на самолётах с двигателями от ротативного до реактивного. В ней невпроворот удивительного… И то, что она стала первой женщиной – слушателем Военно – Воздушной инженерной академии. И то, что первой из женщин полетела на реактивном самолёте, войдя в десятку первых испытателей – реактивщиков. И то, что первой из женщин в стране стала лётчиком – инструктором парашютного спорта.
Необычно началась у неё лётная история жизни… Даже первую петлю она сделала не на самолёте, а на тракторе, работая трактористкой на аэродроме…
14-летняя Оля Ямщикова начала рабочий стезя на аэродроме аэроклуба под Ленинградом. Работала она на тракторе и развозила бочки с горючим. Однажды, придя на аэропорт, Оля увидела, что заднее колесо трактора вмёрзло в грязища. Никакими способами не удавалось его вынуть. Тогда она запустила двигатель, переключила прыть, выжала сцепление… и передняя доля трактора приподнялась, лёгкое переднее колесо повисло в воздухе, и трактор “пошёл на петлю”…
А уж знакомство с полётами у неё началось в крайней степени нежданно. В 1930 году, в первом полёте с лётчиком Муреевым она не привязалась ремнями в кабине, при выполнении мёртвой петли выпала из самолёта и… чудом выдержала на расчалки крыла. Неподготовленность к первому полёту очень обожгла её душу, и на всю бытие Ольга запомнила простую истину, что тщательная подготовленность к полёту – гарантия его безопасности…
Тоненькой 16-летней девчушкой пришла когда – то Оля Ямщикова по путёвке горкома комсомола в Ленинградскую школу авиационных мотористов. Мыла самолёты, чистила, ремонтировала моторы, вникая в самую сущность, влезая во все подробности и идеально не обращая внимания на то, что порой было шибко тяжело. Появившийся в ту пору интрес к технике остался на всю существование. Но была и ещё одна слабость. Научиться летать ! Горячее стремление и настойчивость помогли осуществить эту мечту. Ещё будучи курсантом школы авиамотористов, Оля в первый раз вылетела независимо на учебном самолёте У-1 – “аврушке”, как любовно называли его курсанты. Случилось это 4 Июня 1932 года, в пятом часу утра.
После школы авиамотористов она училась в Центральной лётной школе инструкторов, потом – Центральной высшей парашютной школе.
После её окончания в 1933 году, Оля стала командиром звена в Ленинградском аэроклубе. Свыше 50 лётчиков и 100 парашютистов обязаны ей своим становлением. В аэроклубе Ольга увлеклась планеризмом. В 1935 году, вкупе со своими подругами Людмилой Чистяковой и Еленой Каратаевой, в составе женского планерного поезда, буксируемого самолётом Р-5, участвовала в перелёте из Ленинграда в Коктебель и вспять. Расстояние в 1950 км было преодолено за 13 часов 40 минут, что явилось мировым рекордом дальнего полёта на планере.
В 1938 году Ленинградский обком комсомола направил Ямщикову на учёбу в Военно – Воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского. Осваивая непростой теоретический вектор движения, Ольга продолжала летать. Это и сыграло свою образ при назначении на пост после этого окончания академии. В Мае 1942 года с дипломом инженера она получила ориентация на единственный из авиационных заводов. Здесь ей пришлось облётывать самолёты, предназначенные для фронта, и как военному представителю самой же принимать их.
Но мятежная природа девушки требовала активных действий. И Ольга не раз обращалась с просьбой послать её в действующую армию. Однако руководство произвольный раз отвечало отказом. И только вслед за тем получения извещения о гибели её мужа ( также лётчика ), просьбица была удовлетворена. Так она стала командиром эскадрильи 586-го женского истребительного авиационного полка, в котором и провоевала без малого до самого конца войны.
…В торжественный день 1 Мая 1943 года собственный состав 586-го авиаполка на фронтовом аэродроме собрался на митинг. Командир полка зачитал парадный Первомайский указание Верховного Главнокомандующего. Слово попросила начальник эскадрильи Старший лейтенант Ольга Ямщикова.
– Каждый день совершенствовать боевую выучку – вот одна из главных задач, которая поставлена перед нами на нынешний день. Кто перестанет обучаться, конечно, отстанет. А отстающих, как известно, бьют, – заканчивая своё выступление, убеждённо заявила она. – Нельзя пускать, чтобы били нас. Это мы обязаны выстоять и одолеть врага !
Командир эскадрильи Ямщикова не только сама непрерывно совершенствовала своё лётное мастерство, но и настойчиво учила подчинённых искусству высшего пилотажа, приёмам ведения воздушного боя.
В Ноябре 1943 года полк перебазировался на Киевский аэропорт и получил задачу прикрывать городок и переправу посредством Днепр от налётов вражеской авиации. Утром 19 Декабря на КП поступило извещение, что к переправе на высоте 4000 метров идёт большая группа немецких бомбардировщиков под прикрытием истребителей. В небосвод взвилась зелёная ракета. В тот день дежурство несла Ольга Ямщикова в паре с Александрой Акимовой. Лётчицы запустили моторы и пошли на взлёт. К переправе подошли вовремя: с юго – запада показалась первая группа вражеских самолётов.
– Атакуем ведущего, – передала в эфир Ямщикова и устремилась в атаку.
От меткого залпа нашей пары флагманский бомбардировщик зажегся. Строй противника нарушился. Но к смельчакам уже приближалось звено Ме-109. Обстановка накалялась.
– Держитесь, девчата ! – услышали они по радио бодрый мужеский звук.
Это на выручку спешили истребители с соседнего аэродрома. В воздухе становилось узко. Подошли ещё немного групп наших истребителей из 586-го и других авиаполков. Разгорелся ожесточённый воздушный мордобой. Немецкие бомбардировщики сбрасывали бомбы в Днепр и поворачивали вспять. В этом бою враг потерял 17 самолётов. 7 из них – пришлось на долю отважной восьмёрки 586-го авиаполка. Ни одна взрывчатка не упала на переправу. Наши истребители потерь не имели.
От Сталинграда до Вены прошёл с боями дамский истребительный авиационный полк, в котором сражалась Ольга Ямщикова. Она дралась в небе Сталинграда и Воронежа, Курска и Киева. Была тяжко ранена. Совершила 217 успешных боевых вылетов, провела 93 воздушных боя, сшибла 3 вражеских самолёта. За мужество и отвагу награждена орденами Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды ( трижды ), медалями.
В начале 1945 года Капитан О. Н. Ямщикова была откомандирована на испытательную работу в НИИ ВВС. Нелёгким оказался тракт Ольги Николаевны в испытатели. Эта специальность считалась сугубо мужеский, и до неё без малого никто из женщин не отваживался на такое рискованное занятие. Приходилось трудом утверждать своё право на эту тяжёлую, но романтическую профессию.
Несколько лет отдала Ольга Николаевна испытаниям новых истребителей. Вэтого она освоила рядом 40 типов самолётов, совершила на них свыше 8000 полётов. Около 3000 часов налетала Полковник О. Н. Ямщикова, не допустив ни одной аварии или поломки техники, а это больше 4 месяцев непрерывного полёта. 7 Июня 1947 года, первая из советских женщин, она совершила полёт на реактивном самолёте МиГ-9. Позже в роли ведущего инженера возглавила бригаду по испытанию самолёта Як-17 с установленным на нём турбореактивным двигателем ВК-1. Затем работала с Як-18П, Як-27 и Л-29. 25 лет отдала она лётному делу. За вклад, внесённый в формирование нашей авиации, к её фронтовым наградам прибавился орден Трудового Красного Знамени.
Напряжённый работа неторопливо, но неуклонно подтачивал самочувствие. И наступил тот неуловимый миг, когда стало нельзя продолжать любимое занятие. Медицинская комиссия произнесла свой строгий вердикт. Можно было оставить и на роздых – Ольга Николаевна давнехонько заслужила его. Но она осталась в строю, в течение 15 лет она работала инженером, потом ведущими инженером – испытателем, руководителем испытательных бригад. Вела большую общественную работу, воспитала двух дочерей. Умерла в 1983 году.

Author: maksim5o

Добавить комментарий