Ольга Андровская биография Olga Androvskaya: Ольга Андровская биография Olga Androvskaya

Ольга Андровская биография
Ольга Андровская биография

Биография Ольга Николаевна Андровская Olga Androvskaya

Карьера: Артист
Дата рождения: 21 июля 1898, знак зодиака рак
Место рождения: Россия. Российская Федерация
“Жить мне грустно, а играть весело”, – надписала Андровская фотографию, подаренную В.Я. Виленкину. В жизни она была печальна и не из тех, кто побеждает в схватках, а театр – это место не для слабых людей. Ее искусство отличали темперамент и блеск. А встречая ее на улице, можно было подумать, что Ольге Николаевне больше всего на свете нужен покой. Можно удивиться, что она со своим характером оказалась в ряду самых первых актрис страны.
Пани Конти в “Соло для часов с боем” была последней ролью одной из самых блестящих актрис, которых когда-либо знала сцена. Андровская в то время была уже крайне больна, порой ее привозили на спектакль из больницы. За кулисами сил не было, но на сцене обворожительная пани Конти творила чудеса.
Это был окончательный спектакль “стариков”, напомнивший новому поколению о том великолепии, каким когда-то был Художественный театр. “Соло” поставил Олег Ефремов, недруги стараются это оспаривать, потому что репетиции начинал даровитый Анатолий Васильев. Но у него со “стариками” занятие не налаживалось, и в единственный великолепный день они пришли к Ефремову и попросили его брать режиссерские функции на себя. Премьера была приурочена ко дню открытия декады искусства Чехословакии в Москве, это были времена, когда все эти казенные мероприятия соблюдались сильно сурово. Ефремов репетировал и днем, и вечером.
Андровская доставляла ему особенную отрада. И она с его приходом ожила. Актриса совершенного технического мастерства, обаятельных внешних данных, отточенной формы, как писал об Андровской свой отличный критик Павел Марков, она вышла тут неблизко за пределы того амплуа, которое было предсказано ролью. Успех она имела оглушительный. Как, хотя вообще-то, и все это явление “стариков” было радостью и счастьем для зрительного зала.
Андровскую я в первый раз увидел в далекой юности: во время юбилейной недели, посвященной 50-летию МХАТа, играли третий акт “Вишневого сада”. Андровская вышла на сцену в роли Дуняши. Грация и лукавый прикол, капризность и очарование. Позже мне посчастливилось видать Андровскую в ее ослепительных ролях: леди Тизл в “Школе злословия” Шеридана (тогда никому в голову не приходило переименовывать знаменитую пьесу) и мадам Чивли в “Идеальном муже” Уайльда. Роли выигрышные, блестящие, комедийные, был здоровущий соблазн сыграть их в традициях коршевского театра – Андровская как раз там начинала свою сценическую жизнь; но уже на следующий год перешла в Художественный театр, предпочитая работа под руководством Станиславского и Немировича-Данченко эффектной театральной карьере.
И обе эти роли Андровская играла как прекрасный мастер МХАТа. За эксцентричностью выходок леди Тизл была видна честная и милая суть человеческая немудрёный и умной юный женщины. В роли мадам Чивли на сцену выходила богатая авантюристка, пользующаяся своими ослепительными женскими чарами.
Оба образа отличали законченность и совершенство. Основой искусства актрисы был гогот, она была великой искусницей, мастерицей, поэтом смеха. Смеющиеся интонации, смеющиеся глаза, изменчивый нрав. Ее жесты, позы, интригующие шажки отличали и леди Тизл, и мадам Чивли. Мотивы игры приобретали таинственность, прозаическая мишень уходила в сторону. Элегантная, изысканная интригантка приходила из мира возбуждения и авантюр. Зритель следил за ней неотрывно.
Еще в 1930 году Андровская прославилась в знаменитом спектакле “Реклама” Уоткинс, играя Рокси Харт. То была первая современная американская пьеса на сцене МХАТа. Сатирическая легкая комедия с простым сюжетом: обворожительная Рокси Харт убивала своего любовника, ее арестовывали и сажали в тюрьму. Рокси тотчас становилась героиней дня. Скандальное смертоубийство объявлялось как самая большая сенсация Америки. Однако вскоре становилось известно, что другая американка, некая Китти, совершила двойное мокрое дело, да ещё с ограблением, и популярность Рокси Харт меркла – репортеры, кинооператоры, зеваки покидали “потрясающую” героиню Андровской и наперегонки бежали от нее к новой сенсации.
“Андровская, – писал Вл. И. Немирович-Данченко К.С. Станиславскому, – выдвинулась в “Рекламе” сильно ослепительно, комедия делает самые большие сборы”. В роли Рокси Андровская демонстрировала свой, только ей присущий блистательный манера.
Но высшим достижением актрисы стала Сюзанна в “Женитьбе Фигаро”. Эта образ насовсем внесла ее имя в историю театра. Знаменитый спектакль Станиславского, сверкавший яркими красками стилизованных головинских декораций и костюмов, социально насыщенный, динамичный, поставленный на грани карнавального представления, был сыгран Баталовым, Шевченко, Степановой, Ливановым, Завадским, Прудкиным, Комиссаровым с редким озорством и актерским блеском. Но царила в нем Андровская, игравшая Сюзанну. Актриса безукоризненно выполняла задачи, поставленные Станиславским. Она знала, что он любил “легкую, летящую борьбу словом”, и добивалась этой легкости диалога со свойственными ей изяществом и непринужденностью.
Если в комедии Андровская демонстрировала блаженство жизнью, прирожденный прикол, умение подняться до гротеска, то в драматических ролях была неожиданна и мудра.
В годы войны она крайне краткосрочно играла Машу в “Трех сестрах”, кажется, это не было немалый удачей. Потом была введена в спектакль “Вишневый сад”, где сыграла Раневскую. Особенно запомнилась зрителям тех лет ее Роз Григе из “Осеннего сада” Лилиан Хеллман. Было явно, что за свой дамский навык ее героиня заплатила дорогую цену.
Однако за свою долгую бытие во МХАТе Андровская сыграла кот наплакал ролей. С годами играла все меньше. Имя было знаменито, но чуть-чуть кто заботился о ее судьбе.
Своего любимого мужа, замечательного артиста МХАТа Николая Баталова, она потеряла шибко рано: он умер в 1937 году в возрасте 38 лет. Личная бытие вслед за тем так и не сложилась.
Радостью была дочка. Светлана Баталова – дядя на редкость скромный, воспитанный и деликатный. Светлана Баталова была актрисой МХАТа, играла небольшие роли и нынче чем-то неуловимо напоминает свою знаменитую матушка.
“Жить мне нерадостно, а игрывать весело”, – надписала Андровская фотографию, подаренную В.Я. Виленкину.
В жизни она была печальна и не из тех, кто побеждает в схватках, а театр – это местоположение не для слабых людей.
Ее искусство отличали темперамент и лоск. А встречая ее на улице, разрешено было раскинуть умом, что Ольге Николаевне больше всего на свете нужен мир. Можно поразиться, что она со своим характером оказалась в ряду самых первых актрис страны.
В кино она снималась самое малое, но всю дорогу блестяще. До сих пор показывают по телевидению кино “Медведь” с Андровской и Жаровым, и взирать его не возбраняется бесконечно.
В 1939 году она снялась в “Человеке в футляре” у того же Анненского, тот, что увлекался экранизацией чеховских рассказов и одноактных пьес, а в годы войны – в “Юбилее”. Имя ее стало известно всей стране.
Но с годами ликующие ноты ее голоса тускнели. Неудачно была сыграна Анна Андреевна в “Ревизоре”, может быть, пояснение следует разыскивать в режиссуре. Спектакль получился громоздким, хотя в нем были заняты мастера, и юный Вячеслав Невинный остроумно и забавно играл Хлестакова.
Умерла Андровская в апреле 1975 года. Сейчас, в 1998-м, мы отмечаем сто лет со дня ее рождения. Вспоминаем живое движение ее души, изящество и ослепительное мастерство. Ее искусство было излишне одухотворенно, чтобы уместиться в рамках комедии или драмы. Все, что делала Андровская на сцене в ее лучших ролях, несло людям отрада. Искрящийся хохот Андровской сопровождал всю ее достаточно драматичную существование, помогая выстоять и снести все, что выпадало на ее долю, потому что что милый Художественный театр был ее единственной, хотя и ненадежной, защитой.
Исходный текст: “Театральный дождь”, серия “Мир искусств” No.4, 1998.

Author: maksim5o

Добавить комментарий