Николай Амелько биография Nikolay Amelko: Николай Амелько биография Nikolay Amelko

Николай Амелько биография
Николай Амелько биография

Биография Николай Николаевич Амелько Nikolay Amelko

Карьера: Герой
Дата рождения: 22 ноября 1914, знак зодиака стрелец
Место рождения: –
Родился 22 ноября 1914 года в Петрограде. Отец — Амелько Николай Лукич (1880—1957), белорус, рабочий. Мать — Амелько Татьяна Калиновна (1882—1917), умерла, когда Николаю было 2 года. Настоящей и заботливой матерью стала мачеха — Амелько Анна Михайловна. Супруга — Амелько Татьяна Николаевна (1917—1990), с которой Николай Николаевич счастливо прожил 51 год. Сын — Амелько Сергей Николаевич (1945 г. рожд.), капитан 1 ранга запаса, служил на флоте и в Министерстве обороны, сейчас — служащий Российской армии. Дочь — Амелько Ксения Николаевна (1952 г. рожд.), главный архитектор проекта в организации «Гипроздрав». Внук — Амелько Сергей Николаевич (1972 г. рожд.), капитан 3 ранга, заместитель командира Краснознаменного крейсера «Аврора». Есть две внучки.
Семья Амелько жила на 2-й линии Васильевского острова. Жили бедно, но Николай с детства привык преодолевать трудности. Светлым, счастливым временем для него было посещение пионеротряда, где с увлечением участвовал в различных кружках, «активный газете» «Салют», в спектаклях. Со своей веселой «живгазетой» выступали на заводах и фабриках, в воинских частях. Особенно Николаю запомнились посещения кораблей морской пограничной охраны, которые базировались на острове Голодай, а ещё кораблей в Кронштадте. Именно тогда Николай увлекся морской романтикой и захотел сделаться моряком.
Однако сперва он учился в школе ФЗО, с 14 лет работал, а в 16 лет поступил в Высшее военно-морское училище имени М.В. Фрунзе. Практику курсанты проходили на парусной шхуне «Учеба», учебных кораблях, на крейсере «Аврора». После окончания училища в 1936 году молодых лейтенантов направили служить на корабли всех флотов, а шестерых выпускников, в том числе Н. Амелько, в Москву — в Разведывательное управление РККА. Начавшиеся в стране повальные репрессии коснулись и рядовых военных сотрудников. Придравшись к лейтенанту Амелько по какой-то пустяковой причине, представители «органов» его осудили, но вскоре оправдали. Уже в 1937 году он служил командиром электронавигационной группы боевой штурманской части учебного корабля «Ленинградсовет». И был счастлив, что занялся любимым делом, тем больше, что на этом корабле, тот, что снабжал штурманскую практику курсантов, были установлены новейшие навигационные приборы.
Когда началась махаловка с Финляндией, толкового офицера назначили (с оставлением в должности на «Ленинградсовете») руководить высадочными плавсредствами в десанте на остров Сескар. После успешного выполнения боевого задания штурман вернулся на свой судно и вскоре стал старшим помощником командира, а после этого и командиром. С курсантами на борту «Ленинградсовет» плавал в Балтийском и Северном морях. С началом Великой Отечественной войны Н. Амелько добился, чтобы судно был незамедлительно довооружен зенитными пушками и пулеметами, что и оправдало себя: базируясь в Таллине, это оружие моряки активно использовали при отражении воздушных атак фашистской авиации. Из экипажа корабля 20 матросов и старшин ушли в морскую пехоту для пополнения войск, защищавших град.
«Ленинградсовет» в числе других кораблей участвовал в известном переходе Балтийского флота из Таллина в Кронштадт. Экипаж вел интенсивный жар по вражеским самолетам. Умелым маневрированием начальник избегал прямого попадания в судно. Несколько моряков и сам начальник были ранены, но не покидали своего боевого поста. Из воды было поднято примерно 400 дядя с подорванных судов. За проявленное в бою мужество и умелое руководством личным составом Н. Амелько получил первую награду — орден Красного Знамени, и ему досрочно было присвоено звание капитан-лейтенанта.
Вместе с другими кораблями «Ленинградсовет» был направлен в осажденный град для усиления его воздушной обороны и артиллерийской поддержки наших войск. Все члены экипажа действовали активно, более того в разведку ходили, и это несмотря на скудное питание и другие трудности блокадного города. В январе 1942 года капитан-лейтенанта Амелько назначают командиром дивизиона кораблей — сетевых заградителей, а вскоре — командиром дивизиона катеров-тральщиков, переоборудованных в дымзавесчики, которые были необходимы флоту в условиях частых бомбежек и артобстрелов наших кораблей противником. Действуя на самой авангардный и опасной линии, они надежно снабжали движение кораблей и подводных лодок на фарватере между Ленинградом и Кронштадтом, в Финском заливе, проводили разведку и дозор, высаживали десанты в тылу врага. Особенно трудной оказалась высадка на остров Пейсари, когда катера выдержали истинный морской мордобой с немецкими кораблями и самоходными десантными баржами, оснащенными мощной артиллерией. Интересно, что в зимнее время доля моряков с катеров пересела на аэросани, с которых ставили дымовую завесу, для прикрытия передвижения наших войск. В частности, благополучно обеспечили переброску 2-й ударной армии генерала И.И. Федюнинского с Лисьего Носа в Ораниенбаум для прорыва и снятия блокады Ленинграда. За боевые заслуги в сложных условиях дивизион катеров-дымзавесчиков был награжден орденом Красного Знамени, а его начальник капитан-лейтенант Амелько — флотоводческим орденом Нахимова II степени.
Закономерный увеличение по службе грамотного и отважного офицера продолжался. Ранней весной 1945 года его назначают начальником штаба бригады траления Кронштадтского морского оборонительного района, в тот, что входило 12 дивизионов (157 кораблей и катеров). Появился немаловажно более значительный объем работы. Война шла к завершению, необходимо было очистить от подводной опасности фарватеры, подходы к портам, снабдить безопасное судоходство. А мин различных типов было выставлено немного сот тысяч, оттого для тральных сил махаловка на Балтике продолжалась до 1953 года! Бывало, что в сутки бесстрашные моряки уничтожали до тысячи мин. Особые трудности возникали при поиске магнитно-электрических мин, которые могли сработать только при многократном прохождении над ними кораблей. Вот зачем к этой нелегкой борьбе привлекались научные силы. На Балтике работал академик А.П. Александров, на Черном море — академик И.В. Курчатов. Были найдены оригинальные и действенные способы противоминной борьбы, охватывая размагничивание кораблей и судов. Практическим внедрением новых способов в своем соединении стоял во главе Н. Амелько.
Затем боевой и бывалый офицер возглавлял (1949—1952) бригаду кораблей Охраны водного района Рижской военно-морской базы, состоявшей из нескольких дивизионов тральщиков, сторожевых, противолодочных кораблей и катеров. Они базировались в устьях Даугавы, в 15 км от Риги. Снова кропотливая и опасная служба по уничтожению мин в реке и море. Причем тралить в реке было угрожающе из-за близости населенных пунктов, мостов, потому для обнаружения мин были привлечены водолазы. Новое словечко в поиске и обезвреживании мин было сказано и самим Николаем Амелько. Четкую дозорную службу, траление и боевую подготовку личного состава контр-адмирал Амелько наладил и в 64-й дивизии кораблей Охраны водного района, начальником штаба и командиром которой он был с 1952 по 1955 годы (г. Балтийск).
После учебы в Академии Генерального штаба Н. Амелько в 1956 году стал начальником штаба — первым заместителем командующего Тихоокеанским флотом — одним из самых больших флотов страны. Немало времени ушло на ознакомление с базированием сил флота, которое простиралось на огромной территории Приморского, Хабаровского краев, Амурской, Магаданской, Камчатской, Сахалинской областей, на Чукотке. Флот тогда пополнялся новыми кораблями, охватывая атомные подводные лодки, ракетную технику. Все это потребовало усовершенствования тактических приемов в использовании сил, их базирования и боевом применении. Здесь как раз и пригодился состоятельный навык вдумчивого начальника и кропотливого организатора. Он скрупулезно вникал и умело стоял во главе всем большим флотским организмом. И это в условиях сложных отношений с соседней Японией и Соединенными Штатами. Вмешательство США в дела Вьетнама, разведывательная занятие американских подводных лодок и самолетов вблизи Приморья — все это требовало от командования оперативной и правильной оценки обстановки и принятия мер по повышению боеготовности сил флота.
Когда вице-адмирал Амелько был уже командующим Тихоокеанским флотом (1962—1969), произошел серьезный инцидент с задержанием американского корабля-шпиона «Пуэбло» в корейских территориальных водах военно-морскими силами КНДР. А СССР имел с этой дружественной страной контракт о взаимной помощи. И вот у Вонсанской бухты появились авианосцы «Мидуэй» и «Энтерпрайс» с кораблями охранения. О сложившейся обстановке адмирал Амелько доложил в Москву, но, не дождавшись ответа, под свою ответственность объявил на флоте повышенную подготовленность и в район конфликта направил крейсер «Варяг», другие корабли, а кроме того самолеты-ракетоносцы Ту-16. Действия командующего в Москве получили одобрение, истина, когда конфликт был уже исчерпан.
Оценивая высокие флотоводческие качества адмирала Н.Н. Амелько, Главнокомандующий Военно-морским флотом С.Г. Горшков представил его (1969) на сызнова введенную место — своим заместителем по противолодочным силам. И тут адмиралу пришлось крайне немало поработать, добиваясь снижения шумности наших подводных лодок, оснащения их, а ещё надводных кораблей и самолетов новыми, больше совершенными средствами обнаружения, слежения и уничтожения лодок потенциального противника. И на новой высокой должности — заместителя начальника Генерального штаба (1978—1987) Николай Николаевич продолжал линию на дальнейшее улучшение боевой готовности флота, его всестороннего взаимодействия с сухопутными силами. Здесь ему довелось участвовать в переговорах по предотвращению инцидентов между иностранными кораблями в морях и океанах, сокращению присутствия в Индийском океане флотов США и СССР. В Республике Куба, по просьбе ее руководителей, обсуждались вопросы развития ее вооруженных сил.
Такая занятие Николая Николаевича пригодилась ему после этого службы в Вооруженных силах, чему он посвятил 57 календарных лет (с выслугой — 62 года). В декабре 1987 года он был уволен в отставку с поста военного советника в группе генеральных инспекторов Министерства обороны. Но предприимчивый дядя и тертый мастер не мог быть несложно пенсионером, потому принял предложение на работу в Министерстве иностранных дел. Трудился в научно-координационном центре, в котором был консультантом по военным, в основном по военно-морским, вопросам. В частности, участвовал в «Эдинбургских беседах» и других международных мероприятиях. Вэтого ему довелось посетить в 28 странах мира.
Во время службы во Владивостоке Николая Николаевича избирали членом городского и краевого советов. Он был депутатом Верховного Совета РСФСР и СССР. И в текущее время ведет большую общественную работу. Является заместителем председателя Международного комитета «Мир океанам», участвует в различных конференциях, «круглых столах» и постоянно говорит правду о войне, на которой воевал все 1418 дней, особенно подчеркивает героизм и мужество воинов-патриотов. Высказывает боль и тревогу за нынешнее состояние Военно-морского флота. Вместе с тем адмирал уверен, что свойский флот способен осуществить задачи по защите морских рубежей страны.
Вся бытие адмирала Н.Н. Амелько — подтверждение нравственной красоты и порядочности, высокого патриотизма и верного служения народу, Отечеству. Он отлично разбирается не только в военном и морском деле, но и во многих областях науки и техники, в проблемах перспективных технологий. Кандидат военно-морских наук. Лауреат Ленинской премии за участие в создании космической системы целеуказания и освещения обстановки в Мировом океане.
Увлечения Николая Николаевича — классическая, мемуарная и специальная литература, театр и кино. Среди его друзей и знакомых — несть числа писателей, работников искусства. Его квартирка на Патриарших прудах похожа на филиал военно-морского музея. Здесь уймище картин маринистов, моделей парусников и современных кораблей, подводных лодок, ритуальных масок и фигурок из дерева и металла, раковины и кораллы, привезенные из разных стран.
Высоко оценены заслуги Н.Н. Амелько перед Родиной. Он имеет 43 государственные награды, в том числе по три ордена Ленина, Красного Знамени и Красной Звезды, орден Трудового Красного Знамени, флотоводческие ордена Нахимова I и II степени, орден «За заслуги перед Отечеством» III степени, больше 30 медалей, охватывая иностранные. В 2001 году Президент Российской Федерации В.В. Путин наградил адмирала орденом «За мужество», а в 2002 году — Почетной грамотой за образцовое выполнение воинского долга и самоотверженное служение Отечеству.
Живет в Москве.

Author: maksim5o

Добавить комментарий