Михаил Булгаков биография: Михаил Булгаков биография

Михаил Булгаков биография
Михаил Булгаков биография
Михаил Булгаков биография

Биография Михаил Афанасьевич Булгаков

Карьера: Поэт

Дата рождения: 15 мая 1891, знак зодиака телец

Место рождения: Украина

Михаил Булгаков – выдающийся советский писатель, драматург и театральный режиссер. Родился 15 мая 1891 года. Наиболее известными произведениями Михаила Булгакова являются: романы “Масте и Маргарита”, “Белая гвардия”, “Собачье сердце”, пьесы “Дни Турбиных”, “Адам и Ева”, “Ревизор” и т.д.

В 1909 г. Булгаков поступает на врачебный факультет Киевского университета. По его окончании в 1916 г. он получает звание “лекаря с отличием”. Киевские годы заложили основы мировосприятия Булгакова. Здесь зародилась его греза о писательстве. Ко времени первой важный войны Булгаков уже сформировался как персона. После окончания университета, летом 1916 г., он работал в госпиталях Красного Креста на Юго-Западном фронте. Тогда же был призван на военную службу и переведен в Смоленскую губернию, где стал врачом сперва сельской больницы, следом с сентября 1917 г.— Вяземской городской больницы. Эти годы послужили материалом для восьми рассказов писателя, составивших цикл “Записки юного врача” (1925—1927). Работу над ними он начал там же, в Смоленской губернии, постоянно записывая свои впечатления от встреч с больными. События 1917 г. прошли без малого скрыто для земского лекаря Булгакова. Его поездка в Москву осенью того же года была вызвана не интересом к событиям революции, что пытались из лучших побуждений приписать ему некоторые биографы, а желанием отбояриться от военной службы и от личного недуга, достаточно точь-в-точь воспроизведенного в одном из рассказов упомянутого цикла —”Морфий”. Вплотную с событиями революции и гражданской войны Булгаков столкнулся в своем родном Киеве, куда возвратился в марте 1918 г. В условиях постоянной смены властей в столице Украины 1918— 1919 гг. остаться в стороне от политических событий было нереально. Сам Булгаков в одной из анкет напишет об этом так: “В 1919 г., проживая в г. Киеве, последовательно призывался на службу в качестве врача всеми властями, занимавшими город”. О ключевом значении для его творчества этих полутора лет пребывания в Киеве свидетельствуют роман “Белая гвардия”, пьеса “Дни Турбиных”, расклад “Необыкновенные похождения доктора” (1922). После взятия Киева генералом Деникиным (август 1919 г.) Булгаков был мобилизован в белую армию и отправлен на Северный Кавказ военврачом. Здесь появилась первая его публикация — журналистская статья под заглавием “Грядущие перспективы” (1919). Написана она с позиции неприятия “великой социальной революции” (иронические кавычки Булгакова), ввергнувшей население в пучину бедствий, и предвещала неизбежную в будущем расплату за нее. Булгаков не принимал революцию потому как что крушение монархии во многом означало для него крушение самой России, родины — как истока всего светлого и дорогого в его жизни. В годы социального разлома он сделал свой стержневой и окончательный отбор — расстался с профессией врача и всецело посвятил себя литературному труду. В 1920—1921 гг., работая во Владикавказском подотделе искусств, которым возглавлял сочинитель Ю. Л. Слезкин, Булгаков сочинил пять пьес; три из них были поставлены на сцене местного театра. Эти ранние драматургические опыты, сделанные, по признанию автора, наспех, “с голодухи”, были попозже им уничтожены. Тексты их не сохранились, за исключением одной — “Сыновья муллы”. Здесь же Булгаков пережил и родное первое столкновение с “левыми” критиками пролеткультовского толка, нападавшими на молодого автора за его приверженность культурной традиции, связанной с именами Пушкина, Чехова. Об этих и многих других эпизодах своей жизни владикавказского периода литератор расскажет в повести “Записки на манжетах” (1922—1923).

В самом конце гражданской войны, находясь ещё на Кавказе, Булгаков готов был оставить родину и отбыть за рубеж. Но вместо этого осенью 1921 г. он появился в Москве и с тех пор остался в ней насовсем. Возможно, тот самый шаг он сделал не без влияния О. Э. Мандельштама, с которым встречался в последние дни своего пребывания на Кавказе. Начальные годы в Москве были крайне трудными для Булгакова не только в бытовом, но и в творческом отношении. Чтобы выжить, он принимался за любую работу: от секретаря ЛИТО Главполитпросвета, куда устроился при содействии Н. К. Крупской, до конферансье в маленьком театре на окраине. Со временем он стал хроникером и фельетонистом ряда известных московских газет: “Гудка” (тут Булгаков делал знаменитую “четвертую полосу” сообща с В. Катаевым, И. Ильфом и Е. Петровым, И. Бабелем, Ю. Олешей), “Рупора”, “Рабочего”, “Голоса работника просвещения”, “Накануне”, издававшейся в Берлине. В литературном приложении к последней, помимо упомянутых “Записок на манжетах”, были опубликованы его рассказы “Похождения Чичикова”, “Красная корона”, “Чаша жизни” (все— 1922). Среди множества ранних произведений, написанных Булгаковым в “журналистский период”, выделяется своим художественным мастерством расклад “Ханский огонь” (1924). В его творчестве той поры менее всего ощутимо воздействие различных течений современной литературы от А. Белого до Б. Пильняка, влияние которых испытали на себе многие молодые писатели, начинавшие совместно с Булгаковым. Ему были чужды были и популярные тогда концепции “левого” искусства, формальные творческие эксперименты (отседова — сатирические колкости в его произведениях по адресу В. Шкловского, Вс. Мейерхольда, В. Маяковского).

Любимыми его авторами ещё с юных лет были Гоголь и Салтыков-Щедрин. Гоголевские мотивы прямо вошли в творчество писателя, начиная с раннего сатирического рассказа “Похождения Чичикова” и кончая инсценировкой “Мертвых душ” (1930) и киносценарием “Ревизор” (1934). Что касается Щедрина, то Булгаков неоднократно и прямо называл его своим учителем. Основная задача фельетонов, рассказов, повестей Булгакова 1920-х гг., говоря его же словами,—”бесчисленные уродства нашего быта”. Главной мишенью сатирика явились многообразные искажения человеческой натуры под влиянием совершившейся общественной ломки (“Дьяволиада” (1924), “Роковые яйца” (1925)). В том же направлении движется авторская мысля и в сатирической повести “Собачье сердце” (1925 г.; первая публикация в 1987 г.). Все эти своеобразные “сигналы-предупреждения” писателя служили для одних его современников поводом к восхищению (М. Горький назвал “Роковые яйца” “остроумной вещью”, для других — к категорическому отказу в публикации (Л. Б. Каменев о “Собачьем сердце”: “это острый памфлет на современность, печатать ни в коем случае нельзя”). В названных повестях явственно обнаружилось своеобразие литературной повадки Булгакова-сатирика. Рубежом, отделяющим раннего Булгакова от зрелого, явился роман “Белая гвардия”, две части которого были опубликованы И. Г. Лежневым в журнале “Россия” (1925, всецело роман вышел в Советском Союзе в 1966 г.). Этот роман был самой любимой вещью писателя. Позднее на основе романа и в содружестве с МХАТом Булгаков написал пьесу “Дни Турбиных” (1926), которая до известной степени является самостоятельным произведением. У нее своя примечательная фатум, предопределенная знаменитой мхатовской постановкой (премьера состоялась в 1926 г.). Именно она принесла Булгакову широкую известность. “Дни Турбиных” пользовались небывалым успехом у зрителя, но ни чуточки не у критики, которая развернула разгромную кампанию супротив “апологетичного” по отношению к белому движению спектакля, а следственно, и супротив “антисоветски” настроенного автора пьесы.

Массированные атаки критики привели в 1929 г. к изъятию спектакля из мхатовского репертуара (в 1932 г. он был возобновлен). И все же полный сценический фарт, а ещё многократные посещения “Дней Турбиных” И. Сталиным, проявившим необычный и невнятный для театральных чиновников заинтересованность к “контрреволюционному” спектаклю, помогли ему выжить и одолеть путь на мхатовской сцене (с перерывом в немного лет) без малого тысячу раз при неизменном аншлаге.

В мае 1926 г., во время обыска московской квартиры Булгакова у него изъяли манускрипт повести “Собачье сердце” и дневник. В дальнейшем его произведения методично, год за годом вытеснялись из литературной периодики и со сцены театров. “Турбины” были единственной пьесой Булгакова со до того удачной, хотя и не несложный сценической историей. Другие его пьесы, если более того и пробивались на недлинный срок на сцену (сатирическая комедия “Зойкина квартира” поставлена в 1926 г. театром им. Евг. Вахтангова; сценический памфлет “Багровый остров” поставлен в 1928 г. московским Камерным театром; драма “Кабала святош (Мольер)” поставлена МХАТом в 1936 г.), позже запрещались. Не были доведены до премьеры, сатирическая комедия “Бег” (1927)—последнее прикосновение писателя к теме белого движения и эмиграции; “оборонная” пьеса “Адам и Ева” (1931); фантастическая комедия “Блаженство” (1934) и отпочковавшаяся от нее гротескная пьеса “Иван Васильевич” (1935); историко-биографическая пьеса “Батум” (1939). Драма “Александр Пушкин (Последние дни)” (1939) появилась на сцене МХАТа только посредством три года потом смерти автора. Аналогичная участь ожидала и театральные инсценировки Булгакова (“Полоумный Журден”, 1932, “Война и мир”, 1932, “Дон Кихот”, 1938), за исключением “Мертвых душ”, поставленных МХАТом в 1932 г. и на долгое время сохранившихся в его репертуаре. Ни одна из пьес и инсценировок Булгакова, охватывая и знаменитые “Дни Турбиных”, не была опубликована при его жизни. Вследствие этого его пьесы 1920—30-х гг. (те, что шли на сцене), будучи несомненным театральным явлением, не были в то же время явлением литературы. Лишь в 1962 г. издательство “Искусство” выпустило сборник пьес Булгакова. На рубеже 1920—30-х гг. пьесы Булгакова были сняты с репертуара, травля в печати не ослабевала, вероятность публиковаться отсутствовала. В этой ситуации литератор вынужден был обратиться к власти (“Письмо правительству”, 1930), прося либо дать ему работу и, следственно, средства к существованию, либо выпустить за рубеж. За упомянутым письмом правительству последовал телефонный звонок Сталина Булгакову (1930 г.), тот, что немного ослабил трагизм переживаний писателя. Он получил работу в качестве режиссера МХАТа и тем самым решил проблему физического выживания. В 1930-е гг. еле-еле ли не главной в творчестве писателя становится предмет взаимоотношений художника и власти, реализованная им на материале разных исторических эпох: мольеровской (пьеса “Мольер”, биографическая повесть “Жизнь господина де Мольера”, 1933), пушкинской (пьеса “Последние дни”), современной (роман “Мастер и Маргарита”). Дело осложнялось ещё и тем, что более того доброжелательно настроенные к Булгакову деятели культуры (в частности, К. С. Станиславский) являли порой непонимание писателя, навязывая ему неприемлемые для него художественные решения. Со всей остротой это обнаружилось во время репетиционной подготовки “Мольера”, из-за чего Булгаков вынужден был в 1936 г. порвать с МХАТом и перейти на работу в Большой театр СССР либреттистом.

Роман “Мастер и Маргарита” принес писателю народную известность, но стал достоянием широкого советского читателя с опозданием без малого на три десятилетия (первая публикация в сокращенном виде произошла в 1966). Булгаков сознательно писал свой роман как итоговое произведение, вобравшее в себя многие мотивы его предшествующего творчества, а ещё художественно-философский навык русской классической и важный литературы.

Последние свои годы Булгаков жил с ощущением загубленной творческой судьбы. И хотя он продолжал активно трудиться, создавая либретто опер “Черное море” (1937, композитор С. Потоцкий), “Минин и Пожарский” (1937, композитор Б. В. Асафьев), “Дружба” (1937—1938, композитор В. П. Соловьев-Седой; осталась незавершенной), “Рашель” (1939, композитор И. О. Дунаевский) и других, это говорило скорее о неистощимости его творческих сил, а не об истинной радости творчества. Попытка возобновить сотрудничество с МХАТом посредством пьесы “Батум” (о молодом Сталине; 1939), созданной при активной заинтересованности театра к 60-летию вождя, окончилась неудачей. Пьеса была запрещена к постановке и истолкована политическими верхами как влечение писателя наладить отношения с властью. Это бесповоротно надломило Булгакова, привело к резкому обострению его болезни и скорой смерти. Умер беллетрист в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Русские писатели 20 века. Библиографический словарь. Т2. М.: Просвещение. 1998. С. 226

Author: maksim5o

Добавить комментарий