Марк Антокольский (Мордух Матысович Антокольский) биография Mark Antokolsky: Марк Антокольский (Мордух Матысович Антокольский) биография Mark Antokolsky

Марк Антокольский (Мордух Матысович Антокольский) биография
Марк Антокольский (Мордух Матысович Антокольский) биография

Биография Марк Матвеевич Антокольский (Мордух Матысович Антокольский) Mark Antokolsky

Карьера: Художник
Дата рождения: 2 ноября 1843, знак зодиака скорпион
Место рождения: Вильно, Литва
Марк Антокольский – знаменитый скульптор-реалист. Родился 2 ноября 1843 года. Наиболее известными произведениями Марка Антокольского являются: «Скупой» (1868, кость, дерево), «Иван Грозный» (1870 или 1871, гипс, утрачен; 1871, бронза; 1875, мрамор; в 1871 за эту скульптуру получил звание академика), «Смерть Сократа» (1875, мрамор), «Мефистофель» (1883, мрамор), «Ермак» (1891, мрамор) и др.
Антокольский Марк Матвеевич (1843-1902). Крупнейший скульптор России второй половины XIX века Марк Матвеевич Антокольский родился в 1843 году в небогатой многодетной еврейской семье. Ночами, вместо отдыха позже изнурительной работы в трактире, где он помогал отцу, тайком от окружающих, которым было чуждо его влечение, хлопчик отдавался любимому занятию – лепил или вырезал небольшие фигурки. Впоследствии его все же определили учеником в мастерскую резчика по дереву. С 1862 года он – вольнослушатель Петербургской Академии художеств. В Петербурге художник сближается с передовыми представителями русской культуры: И. И. Шишкиным, В. М. Васнецовым, И. Н. Крамским, В. В. Стасовым, А. Н. Серовым, М. П. Мусоргским, становится другом И. Е. Репина. Учился Антокольский в классе Н. С. Пименова, а потом его смерти у гравера и скульптора И. И. Реймерса. Уже первые горельефы “Еврей-портной” (1864, ГРМ) и “Еврей-скупой” (1865, ГРМ), отмеченные Второй и Первой серебряными медалями, показали жизненность и реалистичность произведений художника. “Таких вещей, – писал В. Стасов, – у нас ещё, кажется, никто до сих пор не пробовал делать: нашим скульпторам все некогда было заниматься такими пустяками… как бытие и истина, им надобно было парить в заоблачных пространствах, в аллегориях… Но ныне большое было бы фортуна для нашей скульптуры, если бы образец г. Антокольского не замер в пустыне”.
Психологизм, присущий первым жанровым работам, Антокольский не утрачивает и когда обращается к историческому сюжету в горельефе “Нападение инквизиции в Испании на евреев, тайно справляющих Пасху” (1869, ГТГ).
Иван Грозный – АнтокольскогоВехой в творчестве Антокольского явилась статуя “Иван Грозный” (1871, бронза, ГРМ; мрамор, ГТГ; гипс, Кенсингтонский музей, Лондон), экспонированная на Первой передвижной экспозиции. Образ “мучителя и мученика”, как называл Ивана Грозного Антокольский, разумеется, сложился под влиянием передового национального искусства и литературы. Успех произведения был грандиозным. Академия удостоила Антокольского звания академика: о нем заговорили как о мастере, явившемся в русское искусство “с таким необычайным почином, тот, что есть следствие не одного
только крупного таланта, но значительно ещё больше, выражением крупной души и своеобразнейшей мысли”. Лишенная канонической риторики, скульптура “Иван Грозный” по-настоящему драматична реалистической передачей “духа могучего, перед которым трепетала вся русская земля”.
Триумф Антокольского был необычайным. Толпы народа осаждали Академию, где выставили скульптуру. Восторженные строки посвятили автору И. С. Тургенев и В. В. Стасов. В 1871 году, затем окончания Академии, по состоянию здоровья Антокольский вынужден тронуться за рубеж – в Рим и Париж, оттуда он только редко приезжает на родину. Но помыслы и привязанности скульптора по-прежнему обращены к России. “Вся личность моя принадлежит той стране, где я родился и с которой свыкся. На севере сердце мое бьется сильнее. Я глубже там дышу и больше чуток ко всему, что там происходит. Вот отчего, что бы я ни сделал, будет завсегда результатом тех задушевных впечатлений, которыми матушка-Русь вскормила меня”, – писал Антокольский В. В. Стасову.
По приезде в Рим Антокольский работает над статуей Петра I, задуманной ещё в России. Цельность, энергия, порыв присущи этому произведению, в котором воплотились нрав великого реформатора и пора подъема России, “мужавшей с гением Петра”. Эта статуя послужила основой для создания памятников в Таганроге, Архангельске; уменьшенный вариант статуи находится в Петергофе, бронзовыми экземплярами представлена эта служба в Третьяковской галерее и Русском музее. Сравнение двух без малого вместе с тем созданных произведений – “Иван Грозный” и “Петр I” – наглядно показывает, как скульптор сумел выискать разные художественные средства для воплощения ярких образов представителей этих переломных в истории России эпох.
Одновременно с работой над статуей Петра I Антокольский выполнил для Александровского моста посредством Неву эскизы конных статуй Ярослава Мудрого, Дмитрия Донского, Ивана III, которые должны были сделаться своеобразной “скульптурной галереей” крупнейших русских исторических деятелей. Претворить тот самый проект в существование, и все-таки, не удалось, так как архитектурный план не утвердили. Этой работой как будто подведен результат первому периоду деятельности скульптора. Теперь Антокольского влекут новые герои, новые характеры. “Сильный драматизм, кипучесть, беспокойство и порыв отныне не принадлежат больше к числу мотивов его произведений, – писал В. В. Стасов. – Прежняя бурная активность его героев исчезла, она сменяется благодушной пассивностью, хотя вообще-то полною поэзии, человечности, светлой душевности, негодования к злу и неправде”.
Первым в ряду новых образов предстает “Христос перед судом народа” (1874, бронза, ГРМ; мрамор, ГТГ). По словам скульптора, его Христос дан таким, каким он “представляется в XIX веке”. Не ненароком к этому образу обратились Крамской, Ге, Поленов и другие. В образе, созданном Антокольским, – трагизм “реформатора, восставшего супротив фарисеев и саддукеев”, тот, что стоит перед судом тех, кого он защищал и кто его не смог осмыслить. В облике Христа – немой укор: “Что вы со мной сделали?” и решимость убежденного проповедника: “Но делайте со мной, что хотите, все-таки я убежден, я верю в чистую веру, что правда, влюбленность восторжествуют”. Вместе с тем, созданный скульптором герой внешне спокоен. В этом и есть подлинная мощь высокого чувства, проникающего в тайники человеческой души. К таковой “трудной простоте” образа и стремится Антокольский. “В статуе я хотел сотворить тишину и глубину, внешнюю простоту с внутренней глубиной…” При всем различии характеров в героях произведений Антокольского есть нечто общее – это тяготение к истине и утверждение ее, подчас ценою собственной жизни. Таковы “Смерть Сократа” (1875, мрамор, ГРМ) и “Спиноза” (1882, мрамор, ГРМ). Как антитеза у скульптора ещё в 1874 году возникает проект сформировать образ Мефистофеля. Его “Мефистофель”, названный прежде “XIX век” (1883, мрамор, ГРМ; уменьшенное повторение – мрамор, ГТГ), – не столь воплощение всеобщего зла, сколь олицетворение мучительного сомнения и неверия; угловатые, резкие формы, полное сарказма лик человеческий придают образу особую выразительность .
В тот самый отрезок времени Антокольский работает и в жанре мемориальной скульптуры. Одно из его наиболее проникновенных произведений надгробие М. А. Оболенской на кладбище Monte Testaccio в Риме (1874, гипс, план, Научно-исследовательский музей Академии художеств). Скульптор был потрясен кончиной девушки, ум и добродетель которой он приподнято ценил; в памятнике выражено сильное и искреннее ощущение.
Большое роль скульптор придавал портрету. В июне 1873 года он писал Стасову из Рима: “…У меня явилась думка соорудить бюсты всех замечательных людей, которые есть у нас на Руси… А, право, я убежден, что подобные бюсты значительно большее роль могут располагать для потомства, чем разные памятники, которые ставят у нас на площадях. Все они ложны и вычурны…” Антокольским выполнены портреты В. В. Стасова (1873, мрамор, ГПБ им. М. Е. Салтыкова-Щедрина), И. С. Тургенева (1880, гипс тонированный, ГРМ), М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. Н. Половцева, С. П. Боткина, С. И. Мамонтова и других.
Нестор-летописец – АнтокольскогоВ 80-е годы Антокольский ещё раз обращается к исторической теме. Вдохновленный образом пушкинского Пимена, скульптор создает статую “Нестор-летописец” (1889, мрамор, ГРМ). В 1891 году он завершает ещё две работы – майолику “Ярослав Мудрый” (ГРМ) и бронзовую статую “Ермак” (ГРМ). В обоих образах Антокольский ещё видел тех, кто определял “будущность России”. Если Ярослав – средоточие напряженной, ищущей мысли, при внешнем спокойствии облика, то “Ермак” – весь мощное движение. Закованный в тяжелую броню, с секирой в могучей руке, он как будто шагнул вперед по пути суровой борьбы, которую уготовила судьбина легендарному покорителю Сибири. “Мне хотелось в нем высказать русскую смелость, удальство, при полной бодрости, силе”, – писал скульптор В. Стасову.
В 1893 году в Петербургской Академии художеств была развернута невиданная раньше по объему персональная экспозиция произведений Антокольского. Но многие его работы остались непонятыми; подвергался он кроме того откровенным нападкам недоброжелателей, выступавших в прессе. Несмотря на поддержку В. Стасова, скульптор тяжко переживает все это и в гнетущем состоянии покидает Петербург.
В Париже Антокольский работает в скульптуре малых форм (“Сон”, “Мечта”, “Русалка”, “Спящая красавица”).
М. М. Антокольский умер в июне 1902 года. Смерть застала его в Германии, похоронен скульптор в Петербурге на Преображенском кладбище.

Author: maksim5o

Добавить комментарий