Маргарита Барская биография: Маргарита Барская биография

Маргарита Барская биография
Маргарита Барская биография
Маргарита Барская биография

Биография Маргарита Александровна Барская

Карьера: Продюсер

Дата рождения: 19 июня 1903, знак зодиака близнецы

Место рождения: Россия. Российская Федерация

Маргарита Барская пыталась снимать честное детское кино в 30-е годы.

“Чтобы подняться, необходимо оставить избитую дорогу”. Эту фразу Винкельмана Маргарита Александровна Барская отметила в своих записных книжках. Она родилась 19 июня 1903 года в Баку. Девочке было 6 лет, когда папа оставил семью, и воспитанием Мары и двух ее сестер занималась матушка. Поступок отца до того возмутил Маргариту, что позже, при получении паспорта, она взяла себе другое отчество. Мама была шляпницей, но шляпного заработка на прокорм троих детей, конечно, не хватало, и она “подкреплялась”, сдавая комнаты артистам, приезжавшим в Баку на гастроли. Оказавшись в актерской среде, девчонка с ранних лет ни о чем другом и не думала, как о работе в искусстве. Сстоимость притягивала ее.

Актерская карьера Барской складывалась блестяще: к выпускным экзаменам из “русского отделения” недавно открывшейся Государственной Азербайджанской драматической студии (начало 1922 г.) было допущено 7 джентльмен, посреди которых Мара оказалась единственной, получившей приглашение разом в три театра. В передвижном театре “Красный факел” под руководством Татищева Барская резво заняла ведущее положение. Большинство ролей, которые она тогда играла, были детские. Это неудивительно. И в 30 лет актриса выглядела юной 20-летней девочкой с невысокой тонкой фигурой, короткой стрижкой рыжевато-каштановых волос, с большими выразительными карими глазами на румяном овальном лице. И при этом была по-женски эффектна.

На гастролях в Одессе кинофабрика предложила Барской контракт, а крупнейший артист и режиссер русского кино того времени Петр Чардынин – руку и сердце. “Чудесный джентльмен, – писала о Чардынине Маргарита Александровна. – Как недурственно, что я прожила с ним шесть лет, несмотря на все напасть, которое было. Я все ж ему обязана многим, в том числе терпимостью к людям. Это единственный из лучших представителей русской интеллигентной богемы. Старый могикан, больше таких не будет. На шестом десятке покорить такую колючую девчонку, какой была я, жениться на ней (замучить до того, что она сбежала), схватить другую жену, ещё моложе, вкалывать всю существование, острить, пить, раздавать монеты до копейки, сберегать постоянное доброжелательство к людям, гнуть руками подковы, сотворить русскую кинематографию и перед смертью перевести дух, что… сколь ещё хороших девушек осталось”. Барская сбежала не столь от Чардынина, сколь к своей мечте – снимать детское кино. На 11 картинах Чардынина Маргарита Александровна была так называемым “черновым” режиссером. По ее предложению, когда в 1925 г. снимались 2 серии “Тараса Шевченко”, был снят особый вариант для детей.

О детском кино в те времена на Украине нечего было и мыслить, но оказалось, что в Москве положение не лучше. В 1930 г. Барская по своему школьному сценарию на сельскохозяйственную тему поставила в “Востоккино” кино “Кто важнее – что нужнее”, признанный прессой и педагогической общественностью как первое настоящее пособие комплексного преподавания. Руководство ухватилось за способного режиссера и предложило ей определить “взрослый” – истинный – кино. Барская отказалась, мотивируя принципиальным желанием вкалывать в области детского кино, и была уволена “за невозможностью использования”.

Свернув с “проторенного” актерского пути, Маргарита Александровна упрямо преодолевала все возникающие препятствия. В 1931 г. она написала сценарий фильма “Рваные башмаки”, съемки которого ей удалось довести до конца только к концу 1933 г. Действие фильма происходит в некой западной капиталистической стране, хотя изначально под этой страной подразумевалась Германия, тогда ещё не гитлеровская, и более того был приглашен “консультант по Германии” именитый политический участник Карл Радек. Именно это положение сыграло в судьбе Маргариты Александровны роковую образ.

В 1935 г. на даче Максима Горького устроили встречу Ромену Роллану с лучшими кинематографистами страны. Встреча превратилась в своего рода “бенефис” Маргариты Барской. Отвечая на каждый вопросительный мотив, Ромен Роллан неизменно “сворачивал” к “Рваным башмакам”. Вот, мол, какие фильмы нужно снимать, какие сценарии должны быть, какие фильмы следует являть за рубежом, это новое словечко в кинематографе и иное. Горький сказал проще: “Если бы я раздавал ордена, то я бы за эту картину орден дал. Я бы ей (раздвинул руки на полметра) эдакий орден дал, я бы (сделал рукой движение, как бы поднимая тяжесть) фунтов в пять ордена не пожалел… А как это вы сделали, что у вас махонький паренек перед витриной дает такую гамму эмоций, которые доступны только большому актеру?”

Триумфально минувший по всем странам кино Чаплина “Малыш” вызвал страсть сколько подражаний. Полемизируя с Чаплиным, делавшим ставку на “гениальность” сверходаренного ребенка, М. Барская принципиально снимала “обычных детей. Она считала, что любой дитятко талантлив, нужно только мочь выказать это на экране. Для детей вся их бытие – это развлекуха. Можно поиграть в “казаки-разбойники”, в “дочки-матери”… А разрешено – в “магазин”. Вот девчурка лет пяти покупает: “Дайте мне в должок кусок мяса. У меня десять сыновей и десять дочек. Они все хотят есть. Честное словечко, это в окончательный раз. Я отдам денежки, как только мой супруг поступит на работу…” Другая – того же возраста – продает: “Оставьте, вы два года говорите мне, что ваш супруг поступит завтра на работу…” Игры пятилетних детей отражают существование, как в зеркале. А школьники в эту бытие уже вступили. Улюлюканьем и свистом они дразнят штрейкбрехеров, с удовольствием бегают, прыгают, дерутся, лазают по заборам, забывая, что перед ними камера. А малыши (“В фильме участвуют дети от 2 до 13 лет” – таков вступительный титр картины) более того и не подозревают, что их снимают. В результате – произвольный кадр дышит простотой и естественностью.

Режиссер настаивала, чтобы дети снимались не больше 4 часов. Позже эта норма официально была утверждена трудовым законодательством. Да и сами принципы работы с детьми на долгие годы стали основополагающими.

“Давно уже не было на нашем экране фильма, вызвавшего столь похвал. Уже одно это говорит о “Рваных башмаках” как о ярком и значительном явлении советской кинематографии”, – отметил Лев Кассиль и… принес на “Межрабпом” повесть “Черемыш – брат героя”. Так с легкой руки Маргариты Барской детские писатели “повернулись” к кинематографу.

В 1936 г. “закрыли” без малого законченную картину “Отец и сын” (сохранился смонтированный позитив и особняком – черновая фонограмма). Причин для закрытия обнаружилось больше чем довольно. Впервые в отечественном кино тот самый кино в острой форме затрагивал проблему воспитания детей в советской семье и школе. Тема была актуальна, и как раз актуальность “смутила” руководство. Действие “Отца и сына” разворачивалось в московских закоулках и трущобах, что шло вразрез с негласной установкой являть только парадную и радостную столицу. Однако было ещё одно, не менее “весомое” обстоятельство: Карл Радек был арестован как “противник народа”.

Барская не была членом семьи Радека и потому как не подверглась репрессиям. Однако завистники не преминули употребить этим обстоятельством и устроили Барской самое настоящее судилище. Но Маргарита Александровна оказалась, на изумление, стойкой и принципиальной: “Он не супротивник! Если бы я знала, что он недруг, то сама застрелила бы его!” Бывшие друзья в целях безопасности остановили свой выбор прекратить знакомство. Кино для Маргариты Александровны с тех пор было закрыто. Весной 1937 г., доведенная до отчаяния, Барская выпрыгнула из окна своей квартиры на пятом этаже.

Author: maksim5o

Добавить комментарий