Леонид Азарх биография

Леонид Азарх биография
Леонид Азарх биография

Биография Леонид Азарх

– Леонид Давидович, сколь программ для радио вы в текущий момент делаете?
– Знаете, есть такое понятие – многостаночник. Я делаю крайне полно. Например, программу с хулиганским названием “Попса”. Вообще-то она об истории и литературе, а наименование расшифровывается как “Популярный Светский Альманах”. Кроме того, делаю передачи “Алфавит”, “Опера для публики” и веду спортивные репортажи. Время от времени выступаю с политическими комментариями.
Одна из любимых программ – “Опера для публики”. В ней я рассказываю об операх русских композиторов, уместно сказать, не имея на то ни малейшего права, потому что что нотной грамоты не разумею.
– Но оперу любите?
– С детских лет. Мама привела меня в Большой театр в возрасте девяти лет. Оперу люблю и превосходно знаю. К сожалению, когда я рос, не считалось обязательным обучать детей игрывать на музыкальных инструментах. Эстетическое воспитание заключалось в том, что я с юных лет ходил в оперный театр и в консерваторию. Поэтому я и позволяю себе, будучи дилетантом и сознаваясь в этом, известия передачу о музыке. Ищу аналогии между судьбами композиторов и событиями, происходящими в самой опере.
– О чем вы мечтали в детстве, и было ли это как-то связано с радио?
– В детстве я был необыкновенно увлечен футболом. Жили мы бедно, и денег на квиток нередко не хватало. Я жутко завидовал комментатору Синявскому. Он и футбол смотрит, и капиталы за это получает! Позже я познакомился с Вадимом Святославовичем. И с Николаем Николаевичем Озеровым был в шибко теплых и дружеских отношениях. В известной степени считаю себя его учеником.
– Футбол страсть сколько для вас значит?
– Конечно, оттого что мое малолетство, проходившее в первые послевоенные годы, это было время, когда все играли в футбол. Стадионы набивались битком. Жизнь была душная, казенная, выложить родное взгляд, прокричать его вслух было нельзя. А вот на стадионе – будь любезен.
С передач о спорте я начинал на радио. Но моя греза – известия спортивные репортажи – сбылась только на склоне лет. Я побывал на чемпионате Европы по футболу в Англии и на Олимпийских играх в Нагано уже как физкультурный комментатор. Съездил на шахматный чемпионат на Канарские острова.
– А кем вы хотели сделаться в юности?
– Школу закончил с золотой медалью, но остановить свой выбор профессию никак не мог. В результате пошел обучаться на инженера. По образованию – инженер-электрик, по-видимому, вследствие этого и делаю передачи об искусстве и читаю по радио вирши. Это, уместно сказать, моя вторая греза. В школе и в институте я зачастую выступал со стихами.
– Не думали сделаться актером?
– Я был чересчур скромным для того, чтобы на это замахнуться. Хотя меня благословил на публичное читка стихов немалый чтец Дмитрий Николаевич Журавлев. С тех пор я читал и читаю вирши в самых разных передачах. Какое-то время я вел программы об истории и завершал их стихами собственного сочинения.
– Вы не жалеете, что получили техническое образование?
– Учеба в энергетическом институте мне как собак нерезаных дала. Я вообще не верю, что разрешается “обучить на журналиста”. Как правило, самые лучшие журналисты имеют окончательно другое образование. Мое образование дало мне философский точка зрения на мир. Было шибко любопытно обучаться первые три курса, но у меня руки-крюки. И когда я стал в конце концов инженером, выяснилось, что это меня совершенно не увлекает. Тем не менее мне удалось заполучить премию ВДНХ за небольшое изобретение. Тут, как вы понимаете, руки ни при чем. К тому времени я уже надумал расставаться со своей профессией.
– Как это получилось?
– Еще во время учебы я участвовал в студенческом театре эстрадных миниатюр. Писал и изредка играл. После института работал инженером в одном большом тресте. Там я и создал свой театр. Довольно быстро мы получили звание народного театра, что было тогда крайне модно. Как раз в то время организовывали радиостанцию “Юность”. Меня туда пригласили. Некоторое время я работал внештатником, а опосля стал полноценным сотрудником.
– Сегодня, когда вы меняете тему, переключаетесь на что-то новое, это не встречает никаких препятствий?
– Со стороны коллег? Все уже привыкли. А что совершать, если я к примеру, начинаю новости репортажи, а в “Известиях” появляются восторженные рецензии на них? На “Радио России” я одно время вел ещё и экономическую программу “Третья половина”. Это была игровая передача о ценных бумагах, о банках. Мы придумали некую семью, где хозяйка – мотовка, а супруг – скопидом. Слушатели разрешали сложные экономические проблемы этого семейства.
– А как вы оказались на “Радио России”?
– После того как я больше двадцати лет проработал на радиостанции “Юность”, в единственный отличный день Анатолий Григорьевич Лысенко тайно вызвал меня с поручением от Олега Попцова. Он более того боялся, что нас будут прослушивать, потому мы встретились у лифтов в здании телецентра. Лысенко предложил мне действовать новое радио. Я передал это предложение коллегам. В результате 28 энтузиастов с радиостанции “Юность” пошли творить новое радио, несмотря на то, что тогда все мы были в фаворе и нам было что утрачивать.
Как новичков нас тут же стали притеснять и презирать, травить в прессе. Но это сначала. Кстати, тогда “многостаночность” шибко помогала. Среди сильных журналистов вообще немного людей, увлеченных одной темой. В то время всем нам пришлось обернуться в политических журналистов, тогда это было актуально. Скоро мне предложили пост зам. директора “Радио России”, я согласился и потерял эфир. Но долговременно не выдержал и вскоре сызнова стал политическим обозревателем. После очередных изменений на “Радио России” я вернулся в ту область, которая мне больше интересна, – к искусству, к истории. Правда, до сих пор меня изредка приглашают комментировать и политические события.
– Да, нагрузка у вас будь здоров…
– Сделано многое, но я не ощущаю своего возраста. И прогуливаться не стал медленнее, и в футбол могу сыграть…
Олег Попцов:
– Есть такое телевизионное понятие “лик человеческий канала”. Это джентльмен, которого узнает нация. На радио нет лиц, но есть голоса. Леонид Азарх – это фирменный звук “Радио России”. Несмотря на то что он ещё вдали не стар, его разрешено наречь патриархом радио. Слушатели ждут его голоса.
– Азарх – джентльмен удивительной порядочности и фантастической работоспособности. Он – обыкновенный интеллигент. К сожалению, таких людей становится все меньше и меньше, в том числе и на радио.
Амплитуда увлечений Азарха потрясающе широка.
– Он с удовольствием ведет спортивные репортажи и с не меньшим удовольствием рассказываем нам о Чайковском, о Моцарте. Он потрясающе может калякать об искусстве. Леонид Азарх обладает способностью заражать слушателей своей влюбленностью. Слушая его, вы нередко реагируете, быть может, не только на мысля, но и на ощущение, в которую эта думка облачена. Леонид думает сердцем.
Как все добрые люди, он в чем-то беззащитен, не может хитрить и плести интриги. Но вместе с тем он защищен – своим профессионализмом и любовью радиослушателей.
Я счастлив, что Леонид Азарх был в нашей команде, когда создавалось “Радио России”. Он пришел одним из первых, за ним потянулись другие.
Я желаю Лене счастья, творческих удач и любви слушателей.

Author: maksim5o

Добавить комментарий