Биография Карел Аппель Karel Appell
Карьера: Художник
Дата рождения: 25 апреля 1921, знак зодиака телец
Место рождения: Нидерланды
Нидерландский живописец, один из основателей группы художников под названием «Кобра». В своих работах Аппель сочетал абстрактно-экспрессионистские и фигуративные элементы.
Аппель родился в Амстердаме, в семье парикмахера. После школы он работал в первую очередь в парикмахерской у отца, а по достижении 18-летнего возраста покинул родительский жилище, чтобы сделаться художником. В 1940 он добился стипендии Академии изобразительных искусств нидерландской столицы. В его ранних работах ощущается воздействие Анри Матисса и Пабло Пикассо.
1949: Основание «Кобры». После второй важный войны манера Аппеля претерпел радикальные изменения в сторону примитивного искусства и «брут-арта» Жана Дюбюффе. Его шероховатые, резкие полотна, от которых веет силой и мощью, были в первый раз выставлены в 1946 в Амстердаме.
Почти в это же время он вступил в контакт с художниками авангардистского круга и в 1948 вкупе с двумя своими соотечественниками — Константом и Корнелем — создал так называемую Экспериментальную группу, которая тяготела к языку геометрических форм в том же смысле, какой вкладывали в это понятие сторонники движения «ДеСтийл». Трое художников стали совместно давать журнал «Рефлекс». Годом позже они и ещё двое — бельгиец Пьер Алешински и датчанин Асгер Йорн — объединились в группу «Кобра», названную так по первым буквам столиц своих родных стран (Копенгаген, Брюссель, Амстердам). Согласно их программному заявлению, картина является отныне не несложно конструкцией из линий и цветов, но «зверем, ночью, криком, человеческим существом, или всем перечисленным вместе».
1949: Скандал. В 1949 Аппель получил заказ на раскрашенный деревянный рельеф для амстердамской ратуши. Выполненная веселыми красками служба под названием «Вопрошающие дети» стала причиной публичного скандала: общественность усмотрела в ней какой-то вызов, рельеф пришлось временно снять. После разразившегося скандала Аппель стал звать себя варваром и старательно поддерживал тот самый имидж: при написании картины он метал краску на холст, издавая при этом громкие стоны и крики.
В 1950 Аппель, тот, что, по его собственным словам, мог бы оставить пределы близкий Голландии самое большее на три дня, переезжает в Париж. Здесь у него выработался оригинальный манера, для которого характерно сочетание фигуративных и абстрактных элементов. Аппель работал в стиле агрессивного искажения фигур (в частности, «Трагическое действо», 1956). «Мой тюбик с красками действует как ракета»,- краски художник наносил широкой кистью, размазывая их по холсту.
1960: Награда. Наряду с работой у себя в мастерской Аппель вечно принимал участие в конкурсных заказах на оформление публичных зданий. Именно так появилось в 1959 панно «Встреча весной», которое он создал для здания ЮНЕСКО в Париже. В 1960 39-летний живописец получил Международную премию Соломона Р. Гуггенхейма за свою картину «Женщина с букетом» (1957). (Аппель был самым молодым из тех, кто когда-либо до него удостаивался этой премии, ее присуждение значило окончательный фарт художника в США.) Это вихревая композиция, где преобладают красные, желтые и синие тона, крайне яркие и пронзительные, при этом краски наложены так плотно, что картина выглядит без малого как рельеф.
Начало 70-х: Скульптуры. В 1966 Аппель приобрел замок под боком от Осера (Франция). Двумя годами позже, потрясенный студенческими волнениями, он создал литографию, темой которой стали покалеченные студенты — жертвы полицейского произвола. В начале 70-х Аппель занялся ваянием и создал серию больших скульптур из разноцветных алюминиевых компонентов. Вскоре затем этого появились ассоциирующиеся с человеческими фигурами деревянные скульптуры больших размеров. В картинах он оставался верен собственному стилю, причем фигуративные элементы стали больше четкими, а техника нанесения красок — больше спокойной (в частности, «Дважды», 1974). В 1977 Аппель изготовил алюминиевую скульптуру «Арт-Робот» для университета города Дижон. В дальнейшем он полностью посвящает себя скульптуре. Это пространственное искусство предоставляет ему большую свободу действий применительно к форме, нежели живопись.