Ия Арепина биография

Ия Арепина биография
Ия Арепина биография

Биография Ия Арепина

Карьера: Актер
Дата рождения: 2 июля 1930, знак зодиака рак
Место рождения: Россия. Российская Федерация
Ия Арепина – советская и российская актриса театра и кино. Родилась 2 июля 1930 года. Ия Арепина являлась одной из культовых актрис 60-х годов. Зрители старшего поколения помнят ее по фильмам «Красные листья», «Большая семья», «Борец и клоун», «Когда разводят мосты», «Калина красная». Известной на весь мир актрису сделала роль в знаменитом фильме «Капитанская дочка», где она сыграла главную роль Маши.
Ия АРЕПИНА — одна из культовых актрис 60-х годов. Зрители старшего поколения наверное помнят ее по фильмам «Красные листья», «Большая семья», «Борец и клоун», «Когда разводят мосты», «Калина красная». Но известной на весь мир актрису сделала образ в знаменитом фильме «Капитанская дочка», где она сыграла главную образ — Маши. Ее популярность и востребованность длились кратковременно. После чего об Ие Арепиной на долгое время забыли. Для нее это было разрушающим стрессом на долгие годы. Она пережила два инфаркта…
Летом прошлого года Ия Алексеевна умерла. Незадолго до смерти ей исполнилось 73 года.
— ОТКУДА, ласточка, вы знаете, что я люблю ромашки? — удивленное лик человеческий прикрыл букет цветов. — Ну, ладно, пойдем прогуляемся по Кузьминскому парку. Там я расскажу тебе о своей жизни. А погодка-то какая!..
Это начало беседа, которое Ия Алексеевна Арепина дала мне девять лет обратно. Одного из немногих больших и откровенных, данных ею за всю существование. Почему? Так сложилась ее фатум. И таков был ее нрав. Сначала, покуда горела звездочка Ии Арепиной, жанр беседа ещё не был востребован. А далее, когда затем катастрофически долгого забвения о ней начали припоминать, она уже сама не желала контактировать с прессой.
«Так хочется, чтобы всю дорогу была весна!»
— МНЕ было три-четыре года. В семье знали, что гостей развеселить смогу только я. Мама говорила: «Ну, Иенька, как ты поешь?» Я значимо так встану и затягиваю куплет: «Жили у бабуси два веселых гу-уся…» Детская такая песенка, помнишь? Потом в школьные годы я занималась в драмкружке, играла в спектаклях по пьесам Островского. Папа был начитанным, веселым, играл на балалайке, гитаре. Мама была неграмотной.
Окончив школу, белокурая красотка, у которой не было отбою от ардатовских женихов (Ардатов — мелкотравчатый град в Мордовии. — О. Р.), упаковала деревянный чемодан, перетянутый большими ремнями, и отправилась в Москву. На внутренней стороне чемоданной крышки были наклеены две фотографии любимых актрис того времени: наша Любовь Орлова и голливудская звездочка Одри Хепберн, на которую, как считала сама Ия, а позже и ее поклонники, она была похожа внешне.
Все получилось, как в известном старом фильме, когда провинциалка в первый раз приехала в столицу: «Все около идут в затылок товарищ другу, и никто не здоровается…». Ия вышла из вагона на перрон, поставила чемодан на асфальт и встала, не зная, куда дальше шагать. Долго так стояла, покуда онемевший язык «не оттаял» и она не спросила у кого-то, как промчаться по нужному ей адресу.
Документы она отправляла во все театральные вузы Москвы, но вызов ей пришел только из ВГИКа. Там она предстала перед приемной комиссией в самовязаных шерстяных носках, вязаной же кофте, подпоясанной нелепым широким поясом. На голове — два «хвостика», перетянутых резинками. «А что это у вас такое на лице?» — громко спросил единственный из членов комиссии, давясь от смеха. Там вместо бровей были нарисованы две черные толстые дуги. «Вы же блондинка!» Девушка запылала и возмутилась: «А что тут такого? Просто мне захотелось брови, как у всех. Мне что, запрещено?!»
Она прочла монолог Павла Власова из Горького. Громко, сдвинув к переносице свои нарисованные брови и выставив вперед одну ногу. Комиссия от смеха слегка не сползла под стол: барышня изо всех сил старалась глядеться серьезной и взрослой. И грозной! А ещё эти брови…
— Когда я уже стала обучаться, нас поселили в общежитии, которое находилось в Подмосковье, куда надобно было добираться на электричке. А то, что от института до станции разрешено было доехать трамваем, я не знала и не догадывалась. И топала любой день по немного километров, жуя на ходу батон, тот, что называла «громадный булкой». Потом мне девчонки все объяснили. Вот такая я была, из глухой периферии. (Смеется.)
Она вела что-то как бы дневника, куда подчас записывала свои мысли и ощущения. «Так хочется, — писала Ия, — чтобы всю дорогу была весна! Во всем и кругом!» Она от души верила, что в мире нет зла, грязи, жестокости и подлости. И не была готова к тому, что когда-нибудь фатум непременно столкнет ее с этими темными сторонами жизни. За свой идеализм и максимализм, причем во всем, Ия Арепина позже завсегда и страдала. И в работе, и в любви.
Разочаровалась в любви
«ВЕДЬ если я люблю, и люблю шибко, зачем ко мне могут относиться в полсилы?» — недоумевала юная Ия. Ей казалось, что в любви вечно должны царствовать романтика и полная отдача приятель другу… Увы, в жизни все значительно прозаичнее. Тем больше когда рядом оказываются две творческие личности с амбициями и страстями.
Ия Арепина, в которую потом успеха «Капитанской дочки», по словам Стриженова, «была влюблена вся Россия», начальный раз вышла замуж за кинооператора Юлия Куна. Они познакомились на съемках картины «Степные зори» в 1954 году. Оба были молоды и хороши собой, но при этом оба горячие и гордые. У них родился сынуля, которого также назвали Юлием. Через немного лет брака влюбленность разбилась, красивая и знаменитая пара развелась. С сыном отношения у Ии не сложились, он раньше времени ушел из дому…
Вторым мужем Ии Алексеевны стал Вадим Мильштейн, синхронный переводчик. Тоже красавчик, как и начальный супруг. На обычных мужчин актриса и не глядела, ей нравились только красивые и высокие. Вначале все было отлично. Они крайне хотели ребенка, и все-таки зачать его никак не получалось, и в конце концов семейство распалась. Но не вследствие того что, что не было детей. Так же, как и в первом браке, всему виной — сложные характеры.
— Мой основополагающий супруг сделал мне страсть сколько неприятностей и более того хотел стать поперек дороги моей карьере. Но ему это, к счастью, не удалось. Второй брак также не состоялся. Теперь коротаю свой столетний период, дожидаясь внуков от дочери дочери Ладе на миг беседа было 26 лет. — О. Р.).
Когда Ие Арепиной было тридцать с хвостиком, она, гостя у родных в Ардатове, познакомилась с молодым мужчиной. Еще раз вылезать замуж она, разочаровавшаяся в мужчинах, не собиралась, а произвести на свет ещё одного ребенка сильно хотелось. Так на свет появилась дочь Лада, предстоящий юрист.
«Жить помогали «отдушины»
ПОЧЕМУ ее звездочка так одним духом погасла? Однажды на съемках очередного фильма, тот, что снимал юный режиссер, произошел обычный для кинематографических кругов эпизод. Этот режиссер пожелал, чтобы холодная чаровница Ия Арепина стала его любовницей. Он раскинул перед ней красивые карьерные перспективы в случае, если она согласится. Но девица, вместо того чтобы употребить ситуацией, как сделали бы многие на ее месте, нежданно отказала. И не без затей отказала, а во всеуслышание. Потому что более того представить себе не могла, что успеха разрешено достигнуть сквозь ложе. Свои роли она получала на общих основаниях, проходя сквозь все этапы кинопроб, чем шибко гордилась. Ия собралась и самовольно уехала в Москву (съемки проходили где-то в провинциальном местечке. — О. Р.). Вышестоящему руководству она написала объяснительную, рассказав в ней о причине своего внезапного отъезда. В реакция получила… требовательный выговор за срыв работы.
Режиссер не простил Ие ее выпада, тем больше — ее заявления с рассказом о происшедшем. И вышло так, что позже ЧП другие режиссеры перестали звать «упрямую скандалистку» более того на пробы.
Одной из последних картин, в которых снялась Ия Алексеевна, была эпизодическая образ в знаменитом фильме Василия Шукшина «Калина красная». Она весьма давнехонько любила его как режиссера и артиста, мечтала у него сняться. И как-то раз ее греза исполнилась, он предложил ей в «Калине красной» образ близкий сестры главного героя, которого играл сам. Ия Арепина была на седьмом небе от счастья.
Потом было ещё немного маленьких ролей, и… все стихло. Больше никто никуда ее не приглашал. Она стала игрывать только в Театре киноактера, изредка колесить на гастроли со спектаклями. И так — хоть отбавляй лет кряду. Молчало кино, молчали СМИ. Жить помогали «отдушины»: дочка, собака и чаща.
«Могу преставиться в любую минуту…»
ИЯ АЛЕКСЕЕВНА жила недалече от Кузьминского парка, куда последние лет 15 без малого всякий день ходила прогуливаться.
— Я люблю разгуливать по этому лесу. Особых занятий у меня нет. Собачку свою возьму, что старушке ещё надобно? Видишь пруд? (Мы шли по парку. — О. Р.) Вот на нем меня и хватил начальный инфаркт… Я перенесла два инфаркта кряду, в 91-м и в 92-м годах. Так что могу почить в бозе в любую минуту. Врач сказал, что это экспансивный стресс… Да, мы, актеры, — группа риска. Это же бесконечные нервотрепки, усилие.
В 94-м актриса захворала астмой. Она боялась, что не успеет дожидаться внуков от дочери. Ей шибко хотелось, чтобы Лада родила. Потому что так, увы, сложилось — с внуками от старшего сына она без малого не общалась.
Около трех лет вспять то, о чем Ия Алексеевна молилась, сбылось. Лада, в конце концов, родила — сына Артема. Поэтому последние годы жизни Ии Арепиной были наполнены радостью общения с внуком. Счастливая бабуля сажала в коляску Артема, брала пса Чипа и отправлялась с ними в свой ненаглядный лесной массив.
…В течение жизни Ия Алексеевна изредка общалась с подругами-актрисами: Валентиной Телегиной, известной по фильмам «Степные зори», «Павел Корчагин», «Три тополя на Плющихе» (ее уже давнехонько нет в живых), Тамарой Носовой («Молодая гвардия», «Карнавальная ночь», «Здравствуйте, я ваша тетя!»), Антониной Максимовой (образ матери в «Балладе о солдате»). Ию Алексеевну сильно любила Любовь Соколова, с которой они созванивались и редко встречались.
— Правда, у меня нет подруги, которой бы я могла позвонить посреди ночи… Нет… Даже сама не знаю, зачем так получилось.
«Я шибко несчастная»
АКТЕРОМ быть нелегко. Сегодня ты популярен, а завтра нет. Правда, разрешается поспорить, что лучше: ослепительно запылать и остаться в памяти многих или «тлеть» всю существование никому не известным заштатным актером какого-нибудь театра? И Ие Арепиной, не возбраняется проронить, более того повезло. Ведь она крайне ослепительно засветилась. Но опосля поддалась отчаянию, считая, что бытие ее сильно несчастна, что ей не повезло.
— Большинство актрис — шибко одинокие люди. Это, как говорится, неоригинально. Потому что в силу своей профессии в житейском общении они от людей требуют особого взаимопонимания, но не находят его. Оно бывает отчаянно нечасто. На сцене или в кино нетрудно — там ты играешь иной нрав и себе не принадлежишь. А в жизни… Не будешь же ты с каждым человеком игрывать. Чтобы быть актрисой, нужно не иметь в распоряжении никакого самолюбия. Не человеческого достоинства, а как раз самолюбия. В каком смысле? Чтобы игрывать человеческие образы, нужно без малого на сто процентов отречься от себя. Вот вследствие этого моя сестра из Минска спрашивает меня часто: «Ийка, ты когда-нибудь собой бываешь?» А я сама собой бываю, только когда одна или со своей собакой…
— А какая вы на самом деле?
— Какая? (Долгая пауза) Даже печально произносить. (Вновь перерыв и нежданно-негаданно — слезы на глазах) На самом деле я весьма несчастная… С плохим характером… Неуживчивым… Очень гордая. Это мне так мешало в личной жизни… Так что я предпочитаю все время игрывать и не являть, какая я. Так мне легче.
«Моя бытие — сплошная череда трагедий»
ПОСЛЕДНИЕ лет пять к ней стали зачастую обращаться журналисты, режиссеры рекламных роликов. Но она всем говорила: «Раньше надобно было припоминать. А ныне поздно». На роли бабушек в «домиках в деревне» и прочих сюжетов она рекомендовала брать своих приятельниц из театра, давала номера их телефонов. Лишь как-то раз, года два вспять, одному журналисту и теледеятелю удалось-таки уболтать ее на участие в вечере, посвященном актерам прошлых лет, тот, что проходил в Доме кино Союза кинематографистов. В нем приняли участие многие из тех, кого называли «актерами одной-двух ролей». Сыграв свои роли, сделавшие их знаменитыми, они потом по разным причинам ушли в тень.
И хотя Ия Арепина нередко повторяла: «Моя существование — сплошная череда трагедий», — в целом на нищенское и ужасное наличие она пожаловаться не могла, в том числе благодаря заботе и помощи дочери. И тем трагичнее как-то раз оказалась обстановка с упоминанием Ии Алексеевны в телепрограмме «Серебряный шар». Ведущий Виталий Вульф в одном из недавних выпусков, говоря о бедственном положении звезд прошлых лет, сказал, что блистательная актриса Ия Арепина последние годы провела на паперти и вот так там и умерла, всеми забытая…
Он, Вульф, был прав только в одном. Да, об Ие Арепиной, может быть, и забыли. Но те, кто знал Ию Алексеевну, скажут, что ни в жизнь в жизни ее нрав не позволил бы унижаться, прося милостыню. Ей проще было заснуть вечным сном с голоду, чем протянуть руку за подаянием.
«Твой дух найдет себе приют…»
…ОНА умерла под начало дня. Летом. В августе. Ночью ее в очередной раз душила астма. Она, видимо, первоначально долговременно терпела, не выходила из своей комнаты на кухню за лекарствами, в силу того что что боялась пробудить ото сна внука и дочка. А следом, когда стало невтерпеж, пошла, но по дороге случился неожиданный душевный припадок. Смерть наступила в один момент.
На похороны Ии Арепиной пришли еле-еле больше десятка дядя. В основном родственники и две пожилые актрисы Театра киноактера. Ия Алексеевна ещё при жизни хотела, чтобы потом смерти ее кремировали, а после этого либо захоронили на родине, в Ардатове, либо развеяли прах над морем. Но дочка Лада решила, что для всех, кто пожелает навестить могилу, будет удобнее, если захоронение состоится в Москве. Поэтому местоположение ее нынешнего обитания — Николо-Архангельское кладбище. На надгробии выгравированы строки из поэмы Лермонтова «Мцыри», которую она весьма любила:
«Пускай в раю, в святом заоблачном краю
Твой дух найдет себе приют.
Страданье спит в холодной вечной тишине…»

Author: maksim5o

Добавить комментарий