Биография Ирина Павловна Асмус / Ириска Irina Asmus / Iriska
Карьера: Клоун
Дата рождения: 28 апреля 1941, знак зодиака телец
Место рождения: Гомель, Россия. Российская Федерация
Ирина Асмус, более известная под псевдонимом Ириска — известная советска цирковая актриса, клоунесса. Родилась 28 апреля 1941 года. Широкому кругу зрителей Ириска известна как ведущая в телевизионной передаче АБВГДейка. Ириска погибла 15 марта 1986 года на арене Гомельского цирка во время исполнения циркового номера, сорвавшись с 8 метровой высоты.
Как точно подметил классик: талантливые люди талантливы во всем. Или во многом. Такой была артистка цирка, театра, телевидения Ирина Асмус.
Танцевать и напевать любят все девочки. Половина их мечтает о том, чтобы совершить это профессией. Добиваются поставленной цели единицы. Ирина с детства верила, что станет артисткой, только не знала какой — драматической, эстрадной или цирковой. Семья ее нередко переезжала из города в град, так что всю дорогу бродить в какой-либо круг Ирина не могла и довольствовалась случайными занятиями. Тем не менее поступать она решила не куда-нибудь, а в Хореографическое училище Большого театра. И без малого поступила, но… была предупреждена, что с таким росточком на лавры планировать нечего. Тогда было решено поступить в цирковое училище. На вступительных экзаменах маленькая девчурка с большим бантом станцевала зажигательный неаполитанский танец и с залихватским видом исполнила популярную в те годы песню «Бесаме мучо», чем привела в шоковое состояние приемную комиссию. К счастью, все обошлось, и Ирина стала студенткой Государственного училища циркового и эстрадного искусства. После окончания училища она выступала в номере эквилибристов на першах под руководством Л. Костюка.
Перши — это такие длинные палки. Эквилибрист, «верхний», как говорят в цирке, влезает по першу, тот, что держит его партнер, под самый-самый купол и там, на крохотном пятачке, демонстрирует различные трюки. Это служба смелых, сильных людей, которые породнились с риском. Это специальность для людей с характером, а как раз таковой и была Ирина. Судьба предупредила ее — Ирина получила на репетиции серьезную травму, и с выступлениями на высоте врачи велели воздержаться. Тогда Ирина вспоминает родное увлечение театром и, кратковременно думая, поступает в драматическую студию при ленинградском Театре юного зрителя, причем сию минуту на второй вектор движения.
Вначале ей определили амплуа травести — актрисы, играющей детей. Но заданные рамки оказались тесными. Асмус переходит в Театр им. В.Ф. Комиссаржевской и в пьесе Б. Ласкина «Время любить» играет Машу. Это была редкая удача: первая же служба позволила ей показать гений и незаурядной драматической актрисы, и певицы, и танцовщицы. А затем последовали роли Джульетты, Золушки, принцессы Елизаветы в «Принце и нищем», Раймонды в «Романтике для взрослых»… Интересную актрису заметила критика, о ней писали ленинградские газеты. Но по-прежнему, в дни школьных каникул, Ирину разрешается было зреть в цирке, где она, отпросившись из театра, играла то пионера Вольку ибн Алешу, то хвастливого Незнайку, то зловредную старуху Шапокляк.
Кстати, в это время у нее и появилось прозвание «Ириска», которое после этого стало ее цирковым псевдонимом. Драматург Александр Володин, славно знавший Асмус по театру, безмерно удивился, ещё раз увидев ее на манеже: «Ириска! Ты что тут делаешь?». Ласкательное кликухо так прижилось, что по-другому Ирину в цирке перестали звать.
Она ещё играла в театре, но цирковая арена манила, не случайно говорят: кто хоть раз переступил барьер манежа, тому обратного пути нет. В ее правдивости Ирине Асмус пришлось удостовериться на собственном опыте. Притягательная мощь этого мира — звучной музыки, многоцветных столбов света, свисающих из-под купола канатов, бледно-желтой тырсы манежа — была так велика, что Ирина, одна из ведущих актрис театра, решает возвратиться на манеж.
Итак, внутренняя схватка, которая происходила в артистке — театр или цирк, — закончилась победой последнего. На его манеже появилась соло-клоунесса Ирина Асмус. Соло-клоун, как вы уже, по всей видимости, знаете, — клоун, тот, что единственный выступает на манеже. Это почетно, но сильно сложно. Впрочем, для Ириски словечко «сложно» было, как красная тряпочка для быка, — оно только манило, звало к преодолению «новой высоты».
Многие цирковые драматурги бились над проблемой — какие слова вложить в уста женщины-клоуна, что она должна работать на арене? Удалось это известному конферансье, выпускнику режиссерского факультета ГИТИСа Сергею Дитятеву, тот, что написал и поставил Ирине программу.
Вот как выглядели ее репризы.
…Артистка, расшалившись, дует на прожекторы, и они гаснут. Цирк погружается в темноту, слышен вой вьюги. В неверном свете зажженной свечи зрители видят съежившуюся, замерзшую фигурку. Понимая, что может выдасться непоправимое, Ириска дыханием согревает робкий огонь, от которого понемногу оживают огни цирка, и бережно уносит с манежа свечу — символ света…
Эта жизнеутверждающая сценка «Да будет свет!» прочно вошла в репертуар Ирины Асмус. В ней целиком раскрывался драматический дар артистки.
Еще одна любимая клоунада артистки — «Дрессировщица». Здесь уже объектом сатиры становятся некоторые женщины, полжизни проводящие у телефона. Демонстрируя «дрессированного змея», горе-укротительница то и занятие хваталась за телефонную трубку, забыв обо всем на свете. «Змей» негодует, зрители смеются: «Ох уж тот самый «вечерний звон»!».
В семидесятые годы на экранах телевидения появилась замечательная передача для детей «АБВГДейка». Так вот Ирина Асмус была одной из главных ее героев, точнее, героинь. Съемки шли также с гастролями, потому частенько артистка, чуть-чуть сняв грим, мчалась в аэровокзал, чтобы поспеть на авиалайнер до Москвы. Помимо «АБВГДейки», принесшей ей большую известность, артистка снялась в передаче ленинградского телевидения «Дискотека», документальных фильмах «Представление» и «На манеже Ириска»…
В последние месяцы жизни у нее не все ладилось. Ее почему-то заменили в «АБВГДейке» на другую исполнительницу, хотя все дети Советского Союза были безумно влюблены в Ириску. Ирина сильно переживала тот самый уход.
Асмус погибла во время представления в Гомеле. Рассказывает Ю. Осипов: «Ириску поднимали под купол на шейной петле. Трюк эффектный: она держит во рту «зубник», а опосля во время подъема вращается кругом оси. И на самом верху неожиданно сломалась машинка вращения — в металле оказался брак. Ириска упала на арену с восьмиметровой высоты и умерла прямо на глазах обожающей ее ребятни».
Жизнь Ирины Асмус, клоунессы Ириски, была яркой, но короткой — подобно как сверкнула на небосклоне звездочка, сорвалась и растворилась в черной ночи…
Исходный текст: Энциклопедия «Мир цирка», том прервый «Клоуны», с.323-329.