Иван Бортник биография: Иван Бортник биография

Иван Бортник биография
Иван Бортник биография
Иван Бортник биография

Биография #1 Иван Сергеевич Бортник

Карьера: Актер

Дата рождения: 16 апреля 1939, знак зодиака овен

Место рождения: Москва, Россия. Российская Федерация

Иван Сергеевич по-прежнему играет в Театре на Таганке. На его счету было много интересных ролей. Одна из лучших – Сатин в спектакле “На дне”. В советское время у него был 18-й актерский разряд, как у Иннокентия Смоктуновского. Кстати этот великий актер как-то назвал Бортника гением, чем тот очень гордится.

Детство Ивана Бортника было как и у большинства послевоенных мольчишек. Главным воспитателем являлся двор. “Во дворе народец тот ещё, – вспоминает Иван Сергеевич. – Как сегодня помню: Володя Мужик – в длинном пальтецо черном, в прохорях, постоянно с пистолетом. Периодически появлялся: его то сажали, то выпускали. Толик Фиксатый, Алик Козел, Севка Рыжий – все отсидели. Ну и я потихонечку в их компанию вливался”.

Однажды и его взяли “на дело”. Парни грабили ларек, а он стоял “на атасе”. Как признается Иван Сергеевич, натерпелся он в тот раз страху! С тех пор больше в их делах он участия не принимал.

Выбор профессии

В школе точные науки давались Ивану несладко, приличные оценки он получал только по литературе. Мальчик любил вирши, да и сам кое-что пописывал. Родители, мать – лекарь филологических наук иотец – заместитель главного редактора Гослитиздата, думали, что может быть литература и станет поприщем сына.

Увлечение театром и кино пришло позже. Иван посещал Московский городской здание пионеров на Кировской, следом самодеятельную киностудию при Парке Горького. Когда он принял вывод сделаться актером, это стало для родителей полной неожиданностью.

В 1957 году Иван Бортник поступил в ГИТИС. Но позже он решил возвратить предпочтение Московскому театральному училище имени Б.В.Щукина, куда и поступил на вектор движения В. Этуша.

Дебют в кино

В 1961 году Иван Бортник окончил училище и устроился в Театр Гоголя. А в следующем году состоялся его дебют в кино.

Свою первую образ – художника Василия – Иван Бортник сыграл в драме Всеволода Воронина “Исповедь”. Этот кино был создан на волне борьбы с религией. Герой Бортника Василий поступает в духовную семинарию, но разочаровавшись в служителях культа, оставляет Церковь.

Иван Бортник признается, что он сильно не понравился сам себе в этой роли: “Что-то такое: хожу, страдаю – такая голубая роль”. Не изумительно, что потом этого у молодого актера нетрудно пропало возделение сниматься в кино.

Но без дела Иван Бортник не оставался. В тот отрезок времени он был весьма загружен в театре. Молодых актеров в театре было немного, так что Бортник переиграл на практике все молодежные роли. Иной раз приходилось одаривать по три спектакля в день.

Знакомство с Владимиром Высоцким

В 1967 году Иван Бортник стал актером Театра драмы и комедии на Таганке. Там он и познакомился с Владимиром Высоцким, для которого стал одним из самых близких друзей наравне с Всеволодом Абдуловым и Валерием Золотухиным.

“До прихода в Театр на Таганке я вообще не знал, кто таковой Высоцкий, – вспоминает Бортник. – Песен его не слушал – у меня тогда и магнитофона-то не было. Так, в каких-то компаниях звучало что-то блатное, хриплое. Подумал тогда: бес, какой-то одаренный, сидевший мужчина. И все вокруг: “Высоцкий, Высоцкий”. Да кто таковой, думаю, Высоцкий? А в 67-м пришел в театр, ну и познакомились. На чем сошлись? Не знаю, видать, ребячество одно – послевоенное, влюбленность к поэзии. А следом, видимо, нрав у нас схожий”.

Инна – Гулая – первая влюбленность

Первая влюбленность Ивана Бортника – актриса Инна Гулая – так и не стала его женой.

Иван Бортник: “Инна… Юношеская влюбленность, безумная совсем. Мы ни при каких обстоятельствах не могли бы с ней соединиться. Характеры одинаковые: оба нервные, категоричные, чёрти до чего доходило – до мордобитий. А после этого у нее Гена Шпаликов появился. Иногда, выпив, я звонил туда. Подходил Гена – и давай на меня: “Пошел ты!..” А один раз, уже посредством немало лет, у меня раздался звонок – Инка. Встретились, стали подсоблять отношения. А затем начались мучения. Она могла позвонить в четыре утра: “Ваня, мне уныло, приезжай”. Какие-то завихрения у нее в голове начались: ей казалось, что Дашка, дочка ее, хочет то ли отравить, то ли зарезать ее. Я ей говорил: “Инна, ты что, идиотка?!” – “Да что идиотка, – отвечала она, – она мне все время в ванной бритву подкладывает”. …Это все невостребованность. Инна же тогда нимало не снималась. Все ждала: вот-вот позвонят…”

В итоге Инна Гулая покончила бытие самоубийством – она отравилась, наглотавшись таблеток.

Жена

Жена Ивана Бортника Татьяна – не из актерского мира. Она окончила театрально-художественное училище, сегодня там и преподает.

Как признается сам актер: “Нелегко ей, конечно, пришлось. У меня нрав довольно нелегкий. Как говорит Юрий Петрович Любимов: “У вас крайне скверный нрав, Иван”. А у меня на самом деле скверный характер: я шибко взрывной, вспыльчивый крайне, капризный. Еще Володя Высоцкий говорил: “Да Таньке при жизни нужно монумент определить за то, что она с тобой живет”. Я могу наговорить такого! В течение десяти минут – взахлеб. А сквозь пять минут забываю, с чего все началось, и извиняюсь…”

Кино. 70-е годы

Вновь в кино Иван Бортник вернулся только через восемь лет. В 1970 году он снялся в драме Павла Любимова “Впереди день”. А в 1974 году он сыграл главную образ в фильме-сказке “Иван да Марья” – мудрого солдата Ивана, одержавшего победу над вздорным царем-самодуром Евстигнеем XIII.

С этого времени режиссеры все чаще звать Бортника, хотя и доставались ему в основном роли второго плана. Он сыграл в фильмах Ильи Авербаха “Чужие письма” и “Объяснение в любви”, киноповести Николая Кошелева “Старшина” и других.

Промокашка

Поистине всенародную известность актеру принесла образ вора по кличке Промокашка в телесериале “Место встречи изменить нельзя”.

Известно, что Владимир Высоцкий шибко хотел, что бы Бортник сыграл в фильме Шарапова, но это было в то время нереально. Станиславу Говорухину было без затей приказано забрать на эту образ Владимира Конкина, тот, что только что сыграл Павку Корчагина и получил премию Ленинского комсомола.

Тогда Станислав Говорухин и предложил Бортнику образ Промокашки. Роль была на практике без слов, и Бортник на практике создал ее заново. Весь контент, тот, что есть у Промокашки, был придуман им самим. Он вспоминает:

“В сценарии как было написано: “Появляется несловоохотливый парнишка в шестиклинке…” Кепка такая. Ну и что? Стыдно же – легко являться и ничего не сообщать. Говорухин мне сказал: “Ну придумай что-нибудь”. Вот я и стал придумывать. Да и то немало чего вырезали. Жаргон весь убрали. Малину помните? Там вначале всех за столом показывают, после этого каждого в отдельности. Потом бандиты уходят почивать – и все. А у меня там ещё целая развлекуха была: приставал к пассии Горбатого, лез к ней, звал ее куда-то пьяным мычанием. Но актриса начинала со всей откровенностью хохотать, и ничего из этой сцены не получилось.

Или сцена ареста банды. Подъезжаем мы с Володей к месту съемки, смотрю: стоит какой-то хмурый матерящийся Славочка Говорухин. Подходит ко мне: “Вань, я прошу тебя, я не могу уже больше: они выходят все и: “Руки вверх!” – наган в снег, “Руки вверх!” – револьвер в снег. Полное однообразие. Ну придумай что-нибудь”. На всю придумку было – покуда я надевал штаны, пиджак, пальтецо, сапоги, шарф, кепку – минут пять, не больше. Как буду реагировать, не знал, но песню “А на черной скамье…”, думаю, запою. Для Володьки моя выходка стала полной неожиданностью. И он потерял серьез – засмеялся. А следом же ещё я плюнул ему в физиономия…

Когда меня повели, я подошел к нему и: “Тьфу, сука, мусорина!” Это, разумеется, убрали. Но дальше там события развивались ещё больше непредсказуемо. Говорухин набрал милиционеров, которые конвоировали нашу банду, из пенсионеров. После войны же в основном пожилые люди шли в милицию действовать. Это в текущее время молодые все. Как их называют?.. Лимитчики. И когда я плюнул, у этих пенсионеров неожиданно что-то сместилось: вот блатной! Подошел один: “Да мы тебя в текущий момент, тварь, б…ь, прямо в этом месте кончим”. И это уже меня не снимают! Вот тут я испугался: ещё прибьют, думаю”.

Эта образ стала своеобразной визитной карточкой Ивана Бортника. Прошло страсть сколько лет, а зрители по-прежнему, несмотря на море сыгранных им ролей, увидев актера восклицают: “Промокашка!”. Он признается, что уже устал от этого. “Вы знаете, я лет десять не смотрю уже эту картину. Ни своих сцен, никаких. Даже если невзначай попадается по телевизору, честное словечко – переключаю”.

Смерть Высоцкого

Как уже говорилось, Иван Бортник и Владимир Высоцкий были близкими друзьями. Когда умер Владимир Семенович, это стало для Бортника сильным ударом.

“Вечером спектакль – готовлюсь. И неожиданно открывается ворота, Таня входит: “Володя умер”. Поехал в театр – там уже висит траурная надпись. И тут со мной началась истерика. Как доиграл – не помню. После спектакля мы с Любимовым поехали на квартиру к Володе. Я вошел в комнату, где он лежал, – вновь истерика. Подошла мама, Евгения Максимовна: “Ваня, Ванечка, поплачь”, – гладила она меня по голове. Мне нежданно почему-то пришла в голову думка пригласить знакомого священника. Стал звякать. Так Семен Владимирович, папа Володи, закричал на меня: “Прекрати! Я коммунист, никаких священников в этом месте не будет!” … Очень тяжелые воспоминания. Поэтому все, что там писали потом его смерти… Даже уяснять текст не мог. Настолько все мелко. У меня временами на ровном месте начиналась истерика. Слезы градом. Просто вспоминал Вовку – и все”.

Кино. 80-е – 90-е

Долгие годы Иван Бортник играл в кино второстепенные роли. Наконец в 1987 году Владимир Хотиненко, знакомый с Бортником по фильму “Родня”, пригласил его на одну из главных ролей в кино “Зеркало для героя”. Герой Бортника – Андрей – попадает в прошлое – в 1949 год. Типаж актера изумительно в аккурат лег на эту образ. Пожалуй тот самый кино во второй раз открыл зрителю этого талантливого актера.

В 1990 году Иван Бортник сыграл сторожа, расследующего мокрое дело на съемочной площадке в детективном триллере “Смерть в кино”. Затем последовала главная образ в политическом детективе “Убийство на “Ждановской”.

Великий артист

Иван Сергеевич по-прежнему играет в Театре на Таганке. На его счету было навалом интересных ролей. Одна из лучших – Сатин в спектакле “На дне”. В советское время у него был 18-й актерский разряд, как у Иннокентия Смоктуновского. Кстати, тот самый большой артист как-то назвал Бортника гением, чем тот весьма гордится.

В настоящее время ролей в театре на практике нет. Единственный спектакль, в котором он занят – “Высоцкий”. Высоцкий по-прежнему занимает в жизни Ивана Сергеевича важное местоположение. Нередко он выступает на различных вечерах, посвященных выдающемуся певцу и актеру, читает его письма.

Не намного лучше обстоят дела и в кино. Иван Сергеевич снимается самое малое, хотя предложения от режиссеров есть. “Вот вчера отказался от восьмого сценария за месяц. Просто физически худо становится, когда я читаю всю эту драматургию. Как я ее называю – “литература”. Вот эта вся Донцова, сериалы какие-то… Лоттого что роли неинтересные. Один артист, недурной, между прочим, мне как-то сказал: “Да ладно, я бы и за сто долларов согласился”. А мне стыдно…”

Среди последних работ в кино роли в триллере “По ту сторону волков” и в боевике Андрона Кончаловского “Антикиллер”. В последней картине зрители отметили его замечательную игру в мелкий роли.

Биография #2 Иван Сергеевич Бортник

Заслуженный артист РСФСР (1986).

Народный артист России (2000).

После окончания школы поступил сперва в ГИТИС на актерский факультет, далее перешел в Щукинское училище.

В 1961 году окончил Театральное училище им. Б.Щукина, вектор движения В.Этуша.

В 1961-1967 годах – артист Театра им. Гоголя.

Author: maksim5o

Добавить комментарий