Биография Жусипбек Аймауытов
Карьера: Учитель
Дата рождения: —
Место рождения: Казахстан
Писатель, основоположник казахской драмы и романа, просветитель, педагог.
Жусипбек Аймауытов — многожанровый сочинитель, основоположник драмы и романа на казахском языке, ученый, просветитель, педагог, психолог. Автор учебников «Тэрбиеге комекшi» («Пособие для воспитателя»), «Психология», «Жан жуйесi жэне онер тандау».
Аймауытов родился в 1889 году в Баян-Аульском районе Павлодарской области. Умер в 1931.
У Аймауытова сложилась трудная судьба: бесконечные подозрения со стороны властей, наветы, гонения. Тяжким и долгим было приобретение образования, мучительно и его творческое самовыражение. Трагичной оказалась судьбина наследия, которое без малого целиком было вычеркнуто из истории казахской культуры и по причине долгого забвения собиралось практически по крупицам. Сохранились фрагменты переписки Аймауытова с Копеевым. Несмотря на жизненные неурядицы и, казалось бы, полную беспросветность, Жусипбек творил, творил непрестанно.
До 15 лет он учился разным мастеровым делам у отца и местного муллы. Затем и сам становится муллой и учит детей. В 18 лет Жусипбек одну зиму проучился в русской школе и два месяца в Керекеу (Павлодаре) в казенной сельскохозяйственной школе, из которой был исключен, вследствие того что что вкупе с другими учениками восстал супротив несправедливого школьного режима. Два года проработав учителем у себя в ауле и проучившись в русско-казахской школе в Керекеу, он в 1914 году поступает в Семипалатинскую учительскую семинарию, которую заканчивает в 1919 году. Здесь он знакомится с К.Сатпаевым и М.Ауэзовым. Учась в семинарии и также добывая себе на пропитание, Жусипбек не чурался никакой работы: был чеканщиком, столяром, плотником, сапожником, изготовлял домбры, сам играл, исполняя придуманные им же песни и мелодии к ним.
Еще подростком, в 13 лет он писал вирши. Вторая пора приобщения к писательской деятельности пришла в 19-20 лет. Впервые Жусипбек печатался в 1913 году в газете «Казак». В 1916 году он написал пьесу на тему отправки казахов на тыловые работы. В 1920 году работал заведующим отделом образования в Семипалатинской губернии, редактором газеты «Казак тiлi», педагогом в школе (Каркаралы), институте (Оренбург, Ташкент) и техникуме (Шымкент). В 1929 году он переезжает в Кзыл-Орду для работы в газете «Енбекшi казак» и его арестовывают. Еще в 1926 году на Аймауытова написали донос, обвиняя его в присвоении пожертвований, выделенных для голодающих Тургая, Кустаная, Актобе. Тогда он сумел отстоять свою правоту. Примечательны его доводы об историческом праве казахов, построенном на доверии и устоях.. «Я придерживался этих отцовских обычаев. Совестно и неловко хватать расписки от голодающих», — сказал Жусипбек в близкое оправдание. Наветы и доносы на Аймауытова поступали не только анонимно, но и в открытой форме. Г.Тогжанов в 1929 году в статье «Жусипбек» называет его очернителем, лже-художником, политическим «контрреволюционером». Теперь обвинение было значительно больше тяжким — участник нелегальной контрреволюционной организации. В апреле 1931 года Аймауытов был расстрелян. От первого брака у него осталось двое сыновей.
Аймауытов — родоначальник жанра романа и драмы в современной казахской литературе. Однако, начинал он свою писательскую дело с газеты: публицистика, песни, рассказы, фельетоны, критические заметки. Замечателен тот факт, что в 1918 году он совместно с Ауэзовым издавал журнал «Абай». Здесь Жусипбек опубликовал великолепный расклад об Амре Кашаубаеве, которого обрисовал как выдающегося певца, человека весьма высокой культуры.
Аймауытов является основателем сценического искусства. Стоя у истоков казахской драматургии, он был режиссером-постановщиком своих пьес на казахской сцене. Сызмальства он участвовал в различных играх, играл на домбре и напевал, с 1916 года начал сочинять пьесы. Аймауытов — организатор первых театральных групп, непосредственный их участник. 17 декабря 1917 года в Семипалатинске он поставил свою пьесу «Рабига». Одно из выдающихся его драматических произведений «Шернияз» (1925-1926 гг.), посвященное памяти Султанмахмута Торайгырова, затрагивает проблему взаимоотношения города и села. С тревогой и страхом воспринимался рядовым казахом манера жизни, тот, что нес с собой городок — падение нравов, утрата ценностей, индивидуализм, теснота. С прочий стороны, село (аул) также было полно противоречий, зачастую аульчане вовлекались в родовые распри, а свежие веяния и творческий розыск встречали бесповоротный отпор со стороны косной степной знати. В Семипалатинске Аймауытов поставил кроме того спектакль «Биржан и Сара», в котором сыграл образ Биржана.
«Карткожа» (1926) — основополагающий роман, написанный на казахском языке. Ужасы, которые пришлось ощутить казахам во время гражданской войны, служат темой романа «Акбiлек». Ожесточенные схватки, разгоревшиеся в России, включили в свою орбиту и мирные казахские земли. Задавленные царскими жандармами и солдатами, казахи практически потеряли головы, мечась в разные стороны, не разбирая, где друзья, а где враги, где красные, а где белые, подвергаясь насилию. Через судьбу героини романа Аймауытов показал трагедию казахского народа, заключающуюся в его покорности, смирении, кротости, раздавленных неумолимым ходом истории и жестокими потрясениями.
Последнее произведение Аймауытова «Кунекейдiн жазыгы» («Вина Кунекей») кроме того затрагивает женскую тематику — столкновение чувства достоинства с несправедливостью. Как критик Аймауытов опубликовал в журнале «Абай» (© 1) статью «Послеабаевские поэты», в которой увеличение писательского отряда и литературы вообще он связывает с пробуждением национального самосознания. Основу же этого пробуждения Аймауытов усматривает в трех факторах: занятие Абая, газеты «Казак» и духовное формирование народа, повернувшегося лицом к науке и образованию. Так же как Абай, Жусипбек каждым своим словом заставлял молодая поросль раздумывать, пытаться к самосовершенствованию.