Донатас Банионис биография: Донатас Банионис биография

Донатас Банионис биография
Донатас Банионис биография
Донатас Банионис биография

Биография #1 Донатас Банионис

Карьера: Актер

Дата рождения: 28 апреля 1924, знак зодиака телец

Место рождения: Литва

Донатас Банионис – Народный артист Литовской ССР (1973), Народный артист СССР (1974), почетный гражданин города Паневежис (1999).

Родился 28 апреля 1924 года в городе Каунасе. Отец – Банионис Юозас (1890г.рожд.). Мать – Блажайтите-Банионене Она (1900г.рожд.). Супруга – Банионене Она (1924г.рожд.). Дети – Эгидиюс (1948г.рожд.), историк, умелец по XV-XVI вв., посмертно награжден Государственной премией в области науки; Раймундас (1957г.рожд.), окончил ВГИК, снял немного фильмов, в настоящее время имеет собственную кинокомпанию, снимает документальные фильмы, рекламу.

Отец Донатаса по характеру страстный и импульсивный, был свидетелем и активным участником революционных событий 1905 и 1917 годов, был ранен, участвовал в Первой важный войне, за политические убеждения не раз сидел в тюрьмах, потом эмигрировал в Бразилию. Мать, оставшись с двумя детьми – Донатасом и его старшей сестрой, терпела навалом лишений. С трудом удавалось хоть как-то одеть, обуть и накормить детей. После возвращения Юозаса Баниониса в Литву существовать семье стало мало легче, хотя денег по-прежнему не постоянно хватало.

Донатасу, как, хотя вообще-то, и многим детям, была свойственна удивительная способность посреди нужды и лишений творить своим воображением совершенный иллюзорного очарования мир – мир фантазий и грез. Его увлек театр. Многие часы напролет проводил он в сладких мечтаниях о грядущей актерской карьере, бредил о сцене, запахе кулис, о таинственной, волшебной жизни, которая царит за тяжелым бархатным занавесом…

Во многом этому состоянию способствовали и родители, люди с творческими началами, которые сами все время тянулись к искусству – папа и мамаша участвовали в рабочей самодеятельности, что надо напевали, да и познакомились они на одной из репетиций хора.

Хорошо понимая сына и не препятствуя его увлечению театром, папа все-таки убедил Донатаса, что прежде нужно овладеть какой-нибудь специальностью. Так Донатас оказался в ремесленном училище.

Уже будучи учащимся первой ремесленной школы Каунаса, предстоящий керамист, Донатас не оставил своего увлечения и поступил в драматический круг, где с удовольствием играл в спектаклях, заучивая наизусть все роли, читал все статьи и книги о кино и театре, которые только мог достать. Вскоре возникло охота поступить в студию Каунасского театра драмы. Однако учеба там стоила немалых денег, которых у семьи было мало, и о профессиональной сцене пришлось на некоторое время запамятовать.

В 1940 году в Каунасе на основе любительского коллектива, существовавшего при Палате труда, был создан профессиональный театр, тот, что возглавил Юозас Мильтинис – младой режиссер, вернувшийся недавно из Европы. Вскоре 15 энтузиастов во главе с Мильтинисом уехали из Каунаса в Паневежис творить новую модель театра – для народа и во имя народа, и эдак посредством полгода Донатаса Баниониса приняли в труппу. В 1944 году Донатас Банионис окончил студию при Паневежском театре, став профессиональным актером. С тех пор бытие актера неразрывно связана с Паневежисом. На сцене театра Донатас Банионис создал больше 100 образов. Среди них роли в спектаклях: “Смерть коммивояжера” А.Миллера (Вилли Ломен), “Ревизор” Н.В.Гоголя (Иван Кузьмич, 1945), “Лжец” К.Гольдони (Октавий, 1952), “Как закалялась сталь” Н.Островского (Павел Корчагин, 1952), “Гедда Габлер” Г.Ибсена (Тесман, 1957), “Там, за дверью” В.Борхерта (Бекман, 1966), “Ревизор”, Н.В.Гоголя (Городничий, 1977), “Кафедра” В.Врублевской (Брызгалов, 1980), а кроме того в спектаклях “Соломенная шляпка” Э.Лабиша, “Предложение” А.П.Чехова, “Севильский цирюльник” Бомарше и др.

В кинематографе Донатас Банионис дебютировал в 1959 году в роли Дауса в картине “Адам хочет быть человеком”. Появление актеров Паневежиса на экране стало одним из самых заметных событий кинематографической жизни 60-х годов. Первые роли давались нисколько не без труда. По словам самого Донатаса Юозовича, только к четвертой картине произошло его появление как актера кино. Однако позднее он создал единый строй образов, по праву числящихся в классике советского киноискусства. В главных фильмах актера – “Никто не хотел умирать” (Вайткус, 1965), “Мертвый сезон” (Ладейников, 1968), “Солярис” (Крис Кельвин, 1972), “Гойя, или тяжелый путь” (Гойя, 1971), “Бетховен – дни жизни” (Бетховен, 1976) – важны были не особенности жанрового воплощения, а сама внутренняя сущность сыгранных персонажей, их психологическая многомерность.

Вэтого Донатас Банионис сыграл больше чем в 50 фильмах. Среди сыгранных актером ролей – и трагедийные образы, и комедийные, классические и современные, образы гротескные и сильно психологические, живущие в разных эпохах, разных странах. Но манера игры актера, его повадка наиболее полно, пожалуй, выражается словами литовского режиссера Витаутаса Жалакявичуса: “Баниониса называли “интеллектуальным” актером… Банионис – и сильно чувствующий, лепящий образ “вовнутрь”. Он строит интерьер души. Строит лабиринты познания… Его перевоплощения не требуют от него каких-либо психологических переустройств. Его обличье – внутри. Его физиономия – внутри. Оно соткано из эмоций”.

В фильмах “Красная палатка” (1969), “Гойя, или тяжелый путь”, “Бетховен – дни жизни” актеру довелось сниматься со звездами мирового кинематографа: Питером Финчем, Шоном Коннери, Клаудией Кардинале, Марио Адорфом и др. Донатас Банионис работал с ведущими отечественными и зарубежными режиссерами: В.Жалакявичусом, Г.Козинцевым, М.Калатозовым, С.Кулишом, М.Швейцером, А.Тарковским, К.Вольфом, Х.Земаном.

Помимо упомянутых выше картин, артист снялся в фильмах: “Хроника одного дня” (Донатас, 1964), “Марш! Марш! Тра-та-та” (Майор Чертополох, 1965), “Берегись автомобиля” (1966), “Маленький принц” (1966), “Операция “Трест” (1967), “Король Лир” (герцог Олбэнский, 1970), “Командир счастливой “Щуки” (1972), “Открытие (манускрипт академика Юрышева)” (1973), “Бегство мистера Мак-Кинли” (Мак-Кинли, 1975), “Жизнь и конец Фердинанда Люса” (Фердинанд Люс, 1976), “Вооружен и весьма опасен. Время и герои Брет Гарта” (1977), “Сумка инкассатора” (1977), “Кентавры” (Президент, 1978), “Цветение несеяной ржи” (Петрушонис, 1978), “Особых примет нет” (1978), “Территория” (Илья Чинков, 1979), “Клуб самоубийц, или похождения титулованной особы” (Председатель, 1979), “Андрюс” (Раупленас, 1980), “Факт” (1981), “Детский мир” (Распоркин, 1982), “Никколо Паганини” (1982), “Извините, пожалуйста” (1982), “Змеелов” (Митрич, 1985), “Грядущему веку” (1985), “Крик дельфина” (Бар-Матай, 1986), “Загон” (1987), “На исходе ночи” (1987), “13-й апостол” (1988), “Депрессия” (1991), “Пьющие кровь” (1991), “Семь дней затем убийства” (1991), “Ятринская ведьма” (1991), “Шляхтич Завальня, или Беларусь в фантастических рассказах” (1994) и др.

Одной из последних ролей Донатаса Баниониса в кино стала образ Старика в литовско-французской картине “Двор” (1999), представленной во внеконкурсной программе Каннского фестиваля. Несмотря на несчетные работы в кино, в особенности в 60 – 70-е годы, Донатас Банионис ни в жизнь не порывал с театром. В 1980 году вслед за тем ухода на пенсионную выплату Мильтиниса возникла опасность самому существованию Паневежисского театра – некому было становить спектакли, актеры не репетировали… В этих условиях Донатас Банионис был назначен главным режиссером, приняв на себя, кроме проблем творческого характера, и весь груз чисто хозяйственных проблем – репертуар, подготовка к гастролям, пополнение труппы. В эти же годы Донатас Банионис окончил Государственную консерваторию Литовской ССР (1982-1984).

Д.Ю.Банионис стоял во главе театром вплоть до 1988 года. За это время были поставлены немного новых спектаклей: “Амадей”, “Три мешка сорной пшеницы”, “Вечер”. Позже на сцене театра были поставлены “Три сестры” А.П.Чехова, “Бидерман и поджигатели” М.Фриша, “Рыжая кобыла с колокольчиком” И.Друцэ, “Вино из одуванчиков” Р.Брэдбери и др.

Среди последних работ актера – роли, сыгранные в спектаклях 90-х годов: Швитер (“Метеор” Фр.Дюренмата, реж. Петер Стойчев, Швейцария), Варавин (“Смерть Тарелкина” А.В.Сухово-Кобылина, реж. С.Варнас), Лебедев (“Иванов” А.П.Чехова, реж.Э.Марцевич), Старик (“Миндаугас” Ю.Марцинкевичюса, реж. И.Бучене, 1994), Норман (“На Золотом озере” Е.Томпсона, реж.Р.Банионис, 1996), Ч.Чейни (“Круг” С.Моэма, реж.Р.Банионис, 1996), Эндрю (“Любовные письма” А.Гарни, реж.Р.Банионис, 1997), Гранд-Скубик (“Самоубийца” Н.Эрдмана, реж.А.Поцюнас, 1998), “Дальше тишина” (2000) и др.

Донатас Банионис – Народный артист Литовской ССР (1973), Народный артист СССР (1974), почетный гражданин города Паневежис (1999).

Донатаса Баниониса разрешается смело наречь трудоголиком. Все родное свободное время он посвящает чтению, работе над текстами. Среди актеров выделяет Е.Лебедева, И.Смоктуновского, О.Борисова, А.Фрейндлих. Один из самых любимых фильмов – “Андрей Рублев” А.Тарковского. Живет в городе Паневежисе.

Биография #2 Донатас Банионис

Донатас Банионис (Банёнис) родился в Каунасе. Учился в актерской студии Ю. Мильтиниса (1941-1945). Актер (с 1941) и узловой режиссер Паневежского драматического театра.

Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации “Премия за лучшую мужскую роль” в 1966 год.

Лауреат Государственных премий СССР (1967, за участие в фильме “Никто не хотел умирать”; 1977, “Бегство мистера Мак-Кинли”).

Народный артист СССР (1974).

Медаль им. Ханжонкова в номинации “За выдающийся вклад в киноискусство (1999).

Author: maksim5o

Добавить комментарий