Биография Джордж Беркли
Карьера: Философ
Дата рождения: 12 марта 1685, знак зодиака рыбы
Место рождения: —
Англо-ирландский философ. Родился близ Томастауна (графство Килкенни, Ирландия) 12 марта 1685. Учился в колледже в Килкенни, затем в Тринити-колледже в Дублине, где впоследствии преподавал.
Родился близ Томастауна (графство Килкенни, Ирландия) 12 марта 1685. Учился в колледже в Килкенни, после этого в Тринити-колледже в Дублине, где попозже преподавал. В 1713 перебрался в Лондон и благодаря первым философским трудам – Опыт новой теории зрения (An Essay Towards a New Theory of Vision , 1709), Трактат о принципах человеческого знания (Treatise Concerning the Principles of Human Knowledge , 1 710) и Три разговора между Гиласом и Филонусом (Three Dialogues between Hylas and Philonous , 1713), а ещё остроумию и обаянию получил признание в лондонском свете. Стал священником в 1710. Путешествовал по Европе в 1713–1721; в 1724 был назначен деканом в Дерри. Приблизительно в 1723 Беркли загорелся идеей организовать колледж для индейцев на Бермудских островах. Ожидая положительного решения о субсидии на тот самый план (тот, что так ни при каких обстоятельствах и не осуществился), он был вынужден оставаться в Ньюпорте на Род-Айленде c 1728 по 1731, где написал работу Алсифрон, или Мелкий философ (Alciphron; or, The Minute Philosopher , 1732). В 1734 Беркли получил направление епископом Клойнским в Дублин, где создал свой крайний важный работа – Сейрис, или Цепь философских размышлений и исследований (Siris : A Chain of Philosophical Reflexions and Inquiries , 1744). В 1752 он ушел от дел и сообща с семьей переехал в Оксфорд. Умер Беркли в Оксфорде 14 января 1753.
Философия Беркли, имевшая сильную религиозную подоплеку, явилась в то же время выражением нового, стремительно вытеснявшего схоластику духа, рожденного трудами Декарта, Спинозы, Мальбранша, Локка и Ньютона. Беркли пытался одолеть моднячий скептицизм и атеизм и сотворить учение, в котором бы гармонично сочетались новая философия и спиритуализм.
Убежденный в способности человека к познанию, Беркли, аналогично Локку, подчеркивал значимость чувственного опыта как источника знания. Однако, в противовес Локку и материализму, он доказывал, что все качества – не только вторичные (в частности, цвет), но и первичные (в частности, протяжение), которые Локк причислял к независимой от сознания материальной субстанции, – сущность только продукт чувственности; он кроме того доказывал, что мысль материи как «реальности», существующей кроме и сверх первичных и вторичных качеств, не может быть выведена из опыта. Главная оплошность всякой философии, соответственно Беркли, содержится в неверной абстракции. Например, ложной идеей является «материальная субстанция» Локка. Существовать (т.е. быть реальным), заключал он, – значит быть воспринятым или понимать. Чувственные объекты, или, как называл их Беркли, «идеи», не могут производиться инертной бесчувственной материей, они сущность следствие бестелесной деятельной субстанции духа; идеи не могут быть и в «не воспринимающей субстанции». Отсюда: материя за пределами опыта непредставима и противоречива. Однако «материю как термин разрешается бросить для обозначения частного случая организации идей. Природа есть упорядоченная последовательность таких идей, порожденных Мировым Духом, а законы природы сущность «установленные правила или методы, по которым тот самый Дух порождает в нас идеи ощущения».
В реальности существуют только «духи», которые бывают двух родов: это конечные умы и Мировой Ум (Бог). О духах мы не имеем никакой идеи, потому как идеи пассивны и бездеятельны, и в них не может быть схвачено то, что действует. Дух познаваем не прямо в чувственном опыте, но только посредством свои проявления. О духе мы имеем только «понятие», но такое понятие, в различие от понятия материи, не является противоречивым.
В работах позднего периода Беркли уже не акцентирует значимость чувственного опыта. В третьем Диалоге он расширяет понятие восприятия до понятия постижения, а в Сейрисе уже утверждает, что знание есть постижение. Наконец, оставляя и постижение, Беркли пишет о нашей полной зависимости от духовного мира, в котором мы существуем как конечные существа.