Джордж Акелроф биография George Akelrof: Джордж Акелроф биография George Akelrof

Джордж Акелроф биография
Джордж Акелроф биография

Биография Джордж Акелроф George Akelrof

Карьера: Экономист
Дата рождения: 17 июня 1940, знак зодиака близнецы
Место рождения: США
Джордж Акерлоф является одним из самых оригинальных экономистов современности. Его подход к экономической теории всегда отличается свободой от рамок ортодоксальной экономической теории, междисциплинарностью, умеренным и творческим использованием математики.
Он родился 17 июня 1940 г. в г. Нью-Хэйвен, штат Коннектикут. Степень доктора философии получил в Массачусетском технологическом институте в 1966 г. Был профессором Индийского статистического института и Лондонской школы экономических и политических наук. В 1973 г. был одним из ведущих сотрудников Комитета экономических советников при президенте Никсоне. В 1977-78 гг. работал в Федеральной резервной организация. С 1980 г. – профессор Калифорнийского университета в Беркли.
Наиболее известная статья Дж. Акерлофа, которая принесла ему всемирную славу и 2001 г. Нобелевскую премию – Рынок лимонов (1970). Не нужно полагать, что предметом этой статьи является рынок цитрусовых – лимоном в Америке называют подержанный автоагрегат. Со времени этой работы подержанный автоагрегат служит образцовым примером наличия информационной асимметрии на рынке. Рассмотрим теорию Дж. Акерлофа еле-еле больше детально.
Рассмотрим в первую голову рынок, на котором продавцы и покупатели располагают одинаковой информацией о товаре: и те и другие знают, что пункт прайса неоднороден в качественном отношении, знают, какие качественные характеристики и в каких количествах встречаются в общей массе товара, но не знают индивидуальных свойств отдельных единиц товара. Примером такого рынка может служить уже упоминавшийся рынок электролампочек. Лампочки по технологическим причинам получаются неодинаковыми, и изготовитель, так же как и клиент, может дать оценку продолжительность их свечения только статистически. При этом существует одна функция предложения лампочек, не зависящая от их качественных характеристик.
Существенно иная картина возникает, когда продавец и клиент располагают различной информацией о качестве продаваемых единиц товара – наблюдается информационная асимметрия (инфа распределена между участниками сделок асимметрично) Здесь типичным является происшествие, когда клиент оценивает свойство товара статистически, а продавцу известно свойство каждой единицы товара индивидуально.
Рассмотрим в настоящий момент одержанных автомобилей. Покупатель знает модель, возраст, пробег автомобиля, но не знает его индивидуальных особенностей, которые выявляются только в ходе эксплуатации и которые известны продавцу. Спрос покупателя определяется статистическими характеристиками группы автомобилей, обладающих данным набором явных признаков, и рынком устанавливается единая стоимость для всей группы – и для лучших образцов, и для лимонов.
Допустим, что в начальный миг по каким-то причинам на рынке оказалось поровну хороших автомобилей и лимонов (в настоящем разделе для простоты будем полагать, что существуют только две градации качества). Цена спроса окажется элементарный средней арифметической из цен спроса хороших и плохих автомобилей.
Такая стоимость может не провернуть некоторых продавцов хороших автомобилей, и они откажутся их реализовать, но обладателей плохих автомобилей она может подтолкнуть к продаже. В результате доля хороших автомобилей на рынке сократится, плохих – возрастет. Покупатели оценят изменившуюся ситуацию, их спрос снизится. Снизившаяся стоимость побудит ещё какую-то доля владельцев хороших автомобилей отступиться от продажи, рыночная доля хороших автомобилей ещё снизится, снизится стоимость спроса и т. д. Эта тенденция ухудшения среднего качества товара на рынке в результате ухода с рынка продавцов качественных товаров получила наименование неблагоприятный отбор. В конце концов хорошие автомобили могут очутиться всецело вытесненными с рынка, и на нем установится равновесие спроса и предложения лимонов. Асимметрия информации в этом случае на сто процентов заблокирует сделки с хорошими автомобилями, хотя при полной информированности покупателей эти автомобили могли бы продаваться и покупаться по своей равновесной цене. Блокировка не возникла бы и в случае неполной, но симметричной информации (как в примере с лампочками): у продавцов хороших автомобилей, не знающих, что их автомобили хорошие, были бы метко такие же мотивы к продаже, как у владельцев лимонов.
Но существуют лекарства от этой неблагоприятной тенденции – различные институциональные устройства типа гарантий, которые позволяют продавцам хороших автомобилей вручить знак покупателю о высоком качестве своего товара. Владельцам плохих автомобилей невыгодно одаривать гарантии и потому они вынуждены снизить цену и свершить свойство своего автомобиля явным.
Акерлофом ещё замечено особое значимость массовых информационных асимметрий в экономике развивающихся стран. Одним из таких примеров являются кредитные рынки в Индии 1960-х годов, где местные кредиторы-ростовщики устанавливали ставку процента вдвое больше высокую, чем ставка, принятая в больших городах. Но посредник, тот, что берет кредит в городе и кредитует кого-то на селе, не имея сведений о платежеспособности заемщиков, рискует притянуть заемщиков с низкими возможностями возврата кредита и обрекает себя тем самым на убытки.
Аналогичная обстановка может совершаться на фондовом рынке. В сфере информационных технологий о многих компаниях информации всего ничего, и существует тенденция некоторого усреднения оценки их акций. При этом завышается оценка акций компаний, у которых реальная доходность ниже средней, и они приступают к разбавлению капитала. Эти компании начинают выпуск дополнительных акций под новые проекты больше активно, чем высокодоходные фирмы, акции которых недооценены на рынке. В итоге фирмы с меньшей прибыльностью развиваются быстрее, и фондовый рынок заполоняют лимоны. Когда скверно информированные инвесторы вдруг обнаруживают свою ошибку, стоимость акций падает и лопается информационный пузырь.
Дж. Акерлоф исследовал ещё проблему дискриминации национальных меньшинств на рынке труда. Эта задача привела Дж. Акерлофа на стык экономической теории и социологии и включение в экономический разбор таких нетрадиционных для неоклассической экономической теории факторов как симпатии или почтение между людьми. Акерлоф подмечал, что такие чувства, как разумение интересов работодателя или почтение к товарищам по работе, могут привести к повышению оплаты труда и понижению вероятности безработицы. Другим научным увлечением Дж. Акерлофа, было изучение кастовой системы и ее негативного воздействия на экономическую эффективность.

Author: maksim5o

Добавить комментарий