Джон Байрон биография: Джон Байрон биография

Джон Байрон биография
Джон Байрон биография
Джон Байрон биография

Биография Джон Байрон

Карьера: Мореплаватель

Дата рождения: 8 ноября 1723, знак зодиака скорпион

Место рождения: Норттингемшир, Великобритания

Байрон Джон – известный британский вице-адмирал. Родился 8 ноября 1723 года. Байрон Джон вошел в историю как открыватель новых земель и флотоводец. Открыл такие острова в Тихом океане как: 1765 год – Атафу (острова Токелау), 1765 год – Напука (острова Туамоту), 1765 год – Северный Тепото (острова Туамоту).

Судно потерпело крушение в 1741 году у выхода из Магелланова пролива. Захваченный испанцами экипаж был доставлен в Чили и попал в испанскую тюрьму. Через три года плена юноше удалось нестись. На корабле из Сен-Мало он добрался до Европы, вернулся на флот и отличился в сражениях супротив Франции. Со временем мореход сам возглавил кругосветную экспедицию.

3 июля 1764 года экспедиция Байрона (корвет “Дофин” и шлюп “Томар”) выступила в плавание вслед за тем тщательной подготовки. Инструкция адмиралтейства предписывала розыск неизвестных земель между Магеллановым проливом и мысом Доброй Надежды, изучение острова Пепис и Фольклендских островов. Зайдя по пути на острова Мадейра и Зеленого Мыса, Байрон был вынужден встать и в Рио-де-Жанейро, чтобы определить на ноги больную команду. Только потом выхода из бразильского порта босс экспедиции сообщил действительную мишень плавания, раньше сохраняемую в секрете.

Экипаж с восторгом встретил сообщения об обещанных льготах и наградах. Но при дальнейшем плавании к югу суда не раз страдали от сильных штормов и холода. Найти остров Пепис не удалось, и Байрон отправился к Фольклендским островам. Но первоначально он зашел в Магелланов пролив для пополнения запасов воды и дров. Здесь он спокойно встретился с местными высокорослыми жителями-патагонцами. Когда экипаж оправился от болезней, Байрон 5 января 1765 года продолжил плавание, вскоре нашел Фольклендские острова, от имени короля вступил во владение ими и исследовал их. Интересно, что в то же время Бугенвиль готовился создать на Фольклендах французскую колонию.

Вновь мореплаватель вернулся в Магелланов пролив, тот, что стал его базой. Здесь он перегружал запасы с присланного ему на Фольклендские острова судна “Флорид” провизию. В различие от других мореходов, Байрон считал, что проливом несложно может одолеть путь единый флот за три недели; немаловажно только приступить движение в декабре, а не в отрезок времени бурь.

Сам мореплаватель отдал предпочтение вылезти из пролива и обогнуть мыс Горн. Суда заходили на единственный из островов Хуан-Фернандес. После недельного безуспешного поиска земли Дэвиса экспедиция направилась к Соломоновым островам. 8 июля экипажи, страдавшие от цинги, увидели два зеленых острова из архипелага Туамоту, но не нашли якорной стоянки и были вынуждены уйти. Байрон назвал их островами Разочарования. Только 9 июня удалось высадиться на третий остров и отразить враждебные намерения туземцев. Свежая зелень и фрукты позволили стремительно вылечить моряков. Байрон назвал остров Кинг-Джордж, следующий – островом Принца Уэльского. 21 июня были открыты окруженные рифами острова Денджер, сквозь 6 дней – остров Дюк-оф-Йорк, позднее – особо расположенный остров Байрон. Только 28 июля моряки, изнуренные дизентерией и цингой, увидели Сайпан и Тиниан из состава Марианских островов.

Стоянка на Тиниане позволила освободиться от цинги, но принесла приступы лихорадки, от которой умерли двое матросов. Ядовитой оказалась и местная рыбка. Сам Байрон писал о местном климате, дождливом и жарком: “Я бывал на побережье Гвинеи, в Вест-Индии и на острове Сан-Томе, лежащем у самого экватора, но нигде не испытывал эдакий сильной жары”. Только 1 октября суда продолжили плавание, направляясь к Филиппинам, и задержались для пополнения запасов провизии на островах Бабуян. 7 ноября Байрон продолжил плавание и 28 ноября прибыл в порт Батавия на Суматре. Погрузив все необходимое, мореплаватель, стараясь оставить нездоровые места, уже сквозь двенадцать дней продолжил поход, но в пути лихорадка все же вывела из строя половину команды. 13 февраля экспедиция достигла Кейптауна, где Байрон пополнил запасы. 9 мая 1766 года “Долфин” вернулся в Лондон, завершив 23-месячный поход. Это было наиболее удачное из кругосветных плаваний английских моряков. Экспедиция открыла немного островов из группы Туамоту, Токелау и Гилберта. Плавание могло попасть плодотворнее, если бы в состав экспедиции входили ученые, а инструкции адмиралтейства были больше определенными. Научные открытия и наблюдения Байрон изложил в книге, опубликованной в 1768 году. Там же изложено очерчивание кораблекрушения в Южной Америке. Это изображение со временем было использовано его внуком, поэтом лордом Байроном, в “Дон Жуане”.

В 1769 году Байрона назначили губернатором Ньюфаундленда. Он исследовал остров, уточнив морские карты и лоцию. В 1775 году морячок получил ранг контр-адмирала, в 1778 году стал вице-адмиралом. В 1775-1779 году во главе эскадры Байрон патрулировал у берегов Франции и Испании.

В 1779 году Байрон, посланный с эскадрой для поддержки британских сил в Америке, столкнулся по пути с одним из наихудших в Атлантике штормов. Выдержав бурю, он прибыл в Вест-Индию и принял главное руководство. Противником адмирала оказался д’Эстен, располагавший превосходящими силами и базой на Мартинике. В середине июня 1779 года Байрон с флотом отплыл от островов, сопровождая немалый конвой торговых судов. Д’Эстен воспользовался его отсутствием и 16 июня захватил остров С.-Винцент, а 30 июня отправился со всем флотом к Гренаде и 4 июля взял остров. Байрон, узнав о потере первого острова и нападении на второй, отплыл с 21 линейным кораблем и конвоем судов с войсками для помощи. Он направился к Гренаде, где находился французский флот из 25 линейных кораблей и на рассвете 6 июля увидел французскую эскадру снимающейся с якоря, но не заметил ее численного превосходства. Он решил преследовать, заняв наветренное положение. Конвой с войсками флагман оставил у острова. До боя французы не успели завершить построение линии, и Байрон направился к ещё не занявшему своего места арьергарду. Три быстроходнейших корабля, приблизившись к противнику, вступили в махач, подверглись обстрелу центра и арьергарда и здорово пострадали, не получая поддержки главных сил, потому как Байрон увидел французский флаг на острове и приказал перестать погоню. В сражении с главными силами французского флота участвовали три прежде упомянутых корабля, ещё три корабля, сблизившиеся с неприятелем, и два корабля из арьергарда, которые пришли на подмога по своей инициативе. В результате неравного боя 7 из 8 кораблей получили серьезные повреждения от сосредоточенного огня противника, а 4 из них по сути дела вышли из строя. Байрону пришлось равняться на прыть поврежденных кораблей и делать, не забывая о транспортах с войсками. Преимущества оказались на стороне французов. Байрон был готов вступить в бесповоротный мордобой, если бы неприятель все силы обратил на оторвавшиеся от главных сил корабли. Однако д’Эстен отказался от решительного боя в пользу защиты Гренады. Его трофеем стал один транспорт. Сражение окончилось без особых результатов.

Джона Байрона именовали в английском флоте “Джек скверная погода”, оттого что сказка сообщала, что в плаваниях он всю дорогу попадал в штормы. Однако истории он больше известен географическими открытиями и сражением при Гренаде.

Байрон скончался 10 апреля 1786 в Лондоне. Именем первооткрывателя названы пролив между островом Новая Ирландия и островом Лавонгай и единственный из островов Гилберта (остров Байрон, или Никунау).

Author: maksim5o

Добавить комментарий