Джованни Боккаччо биография: Джованни Боккаччо биография

Джованни Боккаччо биография
Джованни Боккаччо биография
Джованни Боккаччо биография

Биография Джованни Боккаччо

Карьера: Писатель

Дата рождения: 6 февраля 1313, знак зодиака водолей

Место рождения: Франция

Джованни Боккаччо – итальянский писатель и поэт, представитель литературы эпохи раннего Возрождения. Родился 6 февраля 1313 года. Наряду с Петраркой, другим величайшим деятелем раннего итальянского Возрождения был Джованни Боккаччо (Giovanni Boccaccio, 1313-1375). Петрарка и Боккаччо были больше чем современники: их объединяла принадлежность к почти одинаковой общественной и культурной среде, общность филологических увлечений и художественных интересов, многочисленные аналогии в их биографии и творчестве, а во вторую половину жизни – глубокая дружба, сопровождавшаяся очень сильным влиянием Петрарки на Боккаччо, который любил и чтил основателя итальянского гуманизма как учителя и старшего брата.

Подобно Данте и Петрарке, Боккаччо был флорентийцем. Отец его был

солидный флорентийский купец, родом из Чертальдо, местечка вблизи от

Флоренции. Отправившись по торговым делам в Париж, он вступил там в любовную

связь с одной француженкой знатного рода. Плодом этой связи был Джованни

Боккаччо, до срока утративший мама и ещё в младенчестве, отвезенный к отцу во

Флоренцию. Отец Боккаччо хотел произвести из него коммерсанта, но мальчик

испытывал глубокое омерзение к этой профессии; внешне подчиняясь отцу, он

отдавал все близкое свободное время чтению латинских и итальянских авторов.

После того как папа женился, отношения его с сыном бесповоротно испортились,

и юноша был рад, когда в возрасте четырнадцати лет он был отослан отцом в

Неаполь для того, чтобы там довести до конца обучение торговому делу.

Больше, чем занятия наукой и искусствами, Боккаччо привлекал к двору Роберта радостный круг аристократической молодежи, в тот, что он был с удовольствием принят благодаря своим изящным манерам и поэтическому таланту. Он ухаживает за молодыми красавицами, сочиняет в их честь вирши. Но предметом его самого серьезного

увлечения явилась Мария д`Аквино, незаконная дочка короля Роберта и жена

одного из видных придворных. Боккаччо встретил ее в церкви Сан-Лоренцо в

страстную субботу 1336 г. и тотчас же пылко в нее влюбился. Мария некоторое

время сопротивлялась, потом ответила полной взаимностью. Но блаженство

Боккаччо было непродолжительно: ветреная куколка стала ему изменять, а

потом совсем его покинула. Боккаччо упреками и мольбами долговременно пытался

воротить ее влюбленность, до тех пор, в то время как призванный отцом, дела которого к этому

времени весьма расстроились и тот, что к тому же потерял жену и всех законных

детей, не был вынужден в 1340 г. отбыть во Флоренцию.

Годы, проведенные в Неаполе (1327-1340), были счастливейшим временем в

жизни Боккаччо и совместно с тем периодом интенсивного поэтического творчества,

когда он сформировался как беллетрист. Почти все произведения, написанные им в

эту пору, связаны так или по-другому с его любовью к Марии, которую он обычно

называет Фьямметтой (итальян. fiammetta – “огонек”). Одни из них он пишет,

исполняя ее возделение, в других изображает различные фазы их любви. Несмотря,

и все-таки, на то, что влюбленность к Марии – Фьямметте захватила все существо

Боккаччо и наложила сильнейший отпечаток на его творчество, история этой

любви, если сравнить ее с отношением Данте к Беатриче и Петрарки к Лауре,

означает громадный, обычный для Ренессанса, шаг вперед на пути к

реалистическому осмыслению сердечного чувства и порождаемого им поэтического

образа. Для Данте Беатриче – полуабстракция, абсолют, “ангельская донна”,

заполонившая его душу и определившая ориентация всего его творчества. Лаура

– уже полностью земная дама, к которой Петрарка испытывает вожделение. Она

не поглощает всей его жизни и творчества, в которых есть огромные области,

никак не связанные с Лаурой. Но все же она для него – высшее совершенство,

возможное на земле, идеальная спутница его жизни, вдохновившая его на все

лучшее, что он создал и совершил. Напротив, Фьямметта – только момент, хотя и

шибко внушительный, окрасивший кое-какой отрезок времени жизни и творчества Боккаччо,

но далее сменившийся другими впечатлениями и литературными задачами.

Жизнь Боккаччо за десятилетие с 1340 г. по 1350 г. нам всего ничего известна. У

отца, тот, что вскоре женился вновь, он не засиделся. Мы встречаем упоминания

о пребывании Боккаччо после этого 1345 г. в Равенне и в Форли, где он,

по-видимому, служил в качестве секретаря или приближенного лица у местных

князей. В 1348 г. Боккаччо побывал в Неаполе, но там тем временем обстановка

шибко изменилась. Король Роберт умер в 1343 г., и ему наследовала его

внучка, королева Джованна. Вскоре при дворе разыгрались кровавые события –

мокрое дело мужа королевы, венгерского принца Андрея, а кроме того мужа ее сестры.

Прежней радости жизни в Неаполе Боккаччо уже не нашел. Вскоре пришло

известие о смерти отца, и Боккаччо в 1349 г. поспешил возвратиться во

Флоренцию, где прочно обосновался уже до самой смерти.

Имущества, оставшегося потом отца, оказалось мало для

спокойного и безбедного существования. Однако, не считая короткого времени,

когда, в 1351 г., он выполнял обязанности члена управления городского

казначейства, Боккаччо, больше всего дорожа своей независимостью, уклоняется

от занятия какой-либо постоянной должности. Тщетно в 1353 г. его старый

покровитель, немалый канцлер неаполитанского королевства Никколо Аччайуоли

приглашает его перебраться в Неаполь. Боккаччо пишет в реакция его

приближенному, неаполитанскому гуманисту Дзаноби да Страда: “Оставаясь

бедным, как в текущий момент, я принадлежу себе; став богатым и заняв высокое

положение, я должен буду существовать с целью других. Здесь, посреди своих книг, я

испытываю больше счастья, чем все князья, увенчанные коронами”.

В Неаполе в первый раз пробудилось поэтическое дарование Боккаччо, и здесь

же оно нашло только благоприятные условия для своего развития.

Кипучая народная существование большого торгового города, расположенного на

скрещении средиземноморских культурных путей, чарующие пейзажи Неаполя и его

окрестностей, в частности Поццуольского залива, излюбленного местным

аристократическим обществом, круг придворной молодежи, где царили

изящество и вкупе с тем простота манер, гогот и веселье, любовные увлечения,

песни, вирши, забавные рассказы, – все это действовало на ощущение и

фантазерство юного Боккаччо, развивавшегося вольно, без сурового отцовского

надзора, в обстановке, приятной для его ума и сердца. Все, что было написано

Боккаччо в неаполитанские годы, несмотря на нередкие у него грустные нотки и

более того остро драматические мотивы, окрашено ощущением приволья и ласки жизни.

Боккаччо успел накарябать в Неаполе только первую половину “Филоколо”: его

отвлекли другие задачи и нахлынувшие волнения; только по возвращении во

Флоренцию он закончил свой основополагающий роман.

К неаполитанскому периоду принадлежит ещё наибольшая количество лирики

Боккаччо. Он писал канцоны, сонеты, мадригалы, баллаты, преимущественно

любовного содержания. В самых ранних из них он воспевал неизвестных нам

неаполитанских дам. Две из них, Пампинея и Абротония, впоследствии

появляются сызнова в “Декамероне” в качестве рассказчиц историй, но вскоре

Фьямметта становится единственным объектом его любовных стихов. В основном

Боккаччо – последователь школы “сладостного нового стиля” и, в частности,

Данте; и все-таки его поэзия носит значительно менее философский нрав, она более

конкретна и реальна. Платоническая мечтательность радикально уступает в ней

местоположение непосредственному переживанию.

“Фьямметта” – прощание Боккаччо с прошлым, с былой любовью, с

феодальным Неаполем, где протекла его юность, и радикальный отход от

рыцарской романтики, проникавшей до сих пор его творчество. Отныне Боккаччо

– гражданин трезвой и деловой Флоренции, с которой он все больше срастается,

республиканец, начинающий интересоваться общественно-политическими вопросами

и являть внимательность к практической жизни и порождаемым ею общественным

типам. В творчестве это соответствует дальнейшему углублению реализма, без

отказа, при всем при том, от поэтической стихии, культа изящной формы и использования

принципов классической эстетики. Все это нашло настолько же полное выражение,

как и в “Фьямметте”, во втором большом произведении этого периода, поэме в

октавах “Фьезоланские нимфы”, написанной возле 1345 г. Начальные и

заключительные строфы этой поэмы говорят о том, что она вдохновлена любовью,

всецело владеющей сердцем поэта. Но предмет его чувства, – быть может, уже

не Фьямметта, а какая-то другая флорентийская леди, имя и судьба

которой остались нам неизвестны.

Последние годы своей жизни Боккаччо посвятил изучению и комментированию

Данте, тот, что всю дорогу оставался его любимым поэтом. В 1373 г. флорентийская

коммуна поручила ему истолковывать “Божественную Комедию” в публичных

лекциях. Заняв, таким образом, первую дантовскую кафедру в Италии, Боккаччо

составил очень обстоятельный комментарий к поэме Данте, а кроме того начал

чиркать первую биографию великого поэта (“Жизнь Данте”), которую смерть

помешала ему завершить. Несмотря на родное благоговение перед Данте, Боккаччо

не сумел верно уяснить персона этого великого поэта-гражданина, потому

что был человеком совсем иной эпохи и склада.

Итак, Боккаччо испытал в старости эдакий же разворот в сторону старой

культуры, как и Петрарка. Но тот самый разворот был не в силах ослабить

грандиозное влияние его “Декамерона”. Боккаччо вошел в историю именно

как автор этой великой книги, навечно оставшейся одним из драгоценнейших

памятников человеческой мысли и творчества, освобождающихся от гнета

феодально-церковного мировоззрения.

Author: maksim5o

Добавить комментарий