Децим Юний Ювенал биография

Нет фото
Нет фото

Биография Децим Юний Ювенал

Карьера: Поэт
Дата рождения: –
Место рождения: –
До нас дошли 15 написанных гекзаметром сатир Ювенала (еще от одной, последней в сборнике, уцелело лишь начало, 60 строк), которые собраны в 5 книг. I книга вышла вскоре после 100, следующие появлялись с перерывами вплоть до 127. Судя по всему, пока был жив Домициан, к серьезным литературным опытам Ювенал не приступал, а когда тот умер, сам поэт был уже немолод.
ЮВЕНАЛ, ДЕЦИМ ЮНИЙ (Decimus Iunius Iuvenalis) (ок. 55–60 – ум. вслед за тем 127), величайший римский сатирический стихотворец. Даты рождения и смерти Ювенала устанавливаются только приблизительно. В III сатире он называет себя уроженцем Аквина (на юго-востоке Лация). Сохранились поздние биографии Ювенала, которые не внушают особого доверия. В частности, в Жизнеописании сообщается, что он был то ли сыном, то ли воспитанником богатого вольноотпущенника и до зрелого возраста упражнялся в риторике, делая это по склонности души, а не с целью подготовки к общественной деятельности. За осмеяние актера Париса, фаворита императора Домициана, Ювенала (которому было уже 80 лет) в должности младшего офицера направили в южный Египет, где он в скором времени скончался. Некоторые детали этой истории со ссылкой заведомо неверны (Домициан был убит в 96, когда Ювеналу было возле 40 лет). В XV сатире имеется упоминание о пребывании поэта в Египте, а в IV он дает выход своей ненависти к Домициану.
До нас дошли 15 написанных гекзаметром сатир Ювенала (ещё от одной, последней в сборнике, уцелело только начало, 60 строк), которые собраны в 5 книг. I книжка вышла вскоре следом 100, следующие появлялись с перерывами вплоть до 127. Судя по всему, покуда был жив Домициан, к серьезным литературным опытам Ювенал не приступал, а когда тот умер, сам стихотворец был уже немолод.
В I сатире Ювенал представляет свою поэтическую программу. Пороки и преступления (стихотворец тут же набрасывает соответствующие яркие картины) легко вынуждают строчить сатиры. Однако у врагов свободного слова чуткий слух, они опасны, а потому как речь пойдет только об умерших. II сатира – это обличение гомосексуализма, выродившемуся Риму в этом месте противополагаются суровые, полулегендарные герои ранней республики. Обстановка, в которой разыгрывается действо III сатиры, намечается в нескольких строках: Ювенал сожалеет об отъезде своего друга Умбриция и в то же время сочувствует его замыслу оставить Рим и поселиться в обезлюдевших Кумах. В пространной инвективе, вложенной в уста Умбриция, разоблачается убожество столичной жизни. Замечательны нападки, с которыми стихотворец обрушивается на ставших частью римского быта ловких греков, которые, по его мнению, привнесли сюда лицемерие и непотребство. IV сатира начинается с нападок на Криспина, выскочку-египтянина, вошедшего в совет Домициана, при всем при том сущий предмет сатиры – порочные нравы самого Домициана. В V сатире описываются унижения, которым подвергается за столом богатого покровителя бедный и раболепный клиент: ему подают отвратительные кушанья и напитки, между тем как собственник наслаждается деликатесами и лучшими винами. VI сатира – самое пространное (661 строка) и прославленное произведение Ювенала. Поэт в ужасе: его дружбан Постум собирается жениться. Но потому как все женщины распутны, заносчивы, несносны, тираничны, порочны, пошлы, навязчивы, любят хлебнуть, тщеславны, жестоки, суеверны и склонны к убийству. VII сатира посвящена безразличию богачей к таланту и учености. В нужде и бедности старится поэт; ни чуточки не лучше приходится историку; защитник, чтобы притянуть клиентов, вынужден обставлять себя фальшивой роскошью; преподавателей и учителей третируют и обсчитывают. В VIII сатире Ювенал утверждает, что благороден только тот, кто добродетелен: благородство не передается по наследству, и в сиянии древнего имени порок и изнеженность ещё больше постыдны. IX сатира – это диалог, ироничный, непристойный, а временами неожиданно лиричный, Ювенала и его приятеля-бедолаги, тот, что получает на бытие близостью с гнусным и прижимистым, хотя и богатым извращенцем, а попутно исполняет его супружеские обязанности и делает его отцом.
Х сатира – пожалуй, наиболее риторическое произведение из всего, что написано Ювеналом. Основная предмет (то, что человеческие влечения вредят самим же людям) объявлена в начале и иллюстрируется яркими примерами из истории. С.Джонсону принадлежит знаменитое переложение этой сатиры, которое он назвал О тщете человеческих желаний. В XI сатире Ювенал превозносит простую существование. Он порицает роскошь и приглашает друга Персика на незамысловатый обед, все припасы для которого найдутся тут же, в имении поэта и в его саду. XII сатира начинается с описания жертвоприношения по случаю возвращения друга, тот, что насилу спасся от кораблекрушения. Чтобы отвлечь от себя подозрение в личной заинтересованности в этой дружбе, Ювенал упоминает, что у друга есть три сына, законных наследника. Завершается сатира описанием фантастических приношений богам. В XIII сатире Ювенал пытается утешить друга, которому не возвращают задолженность. Поэт иронизирует по поводу испорченности нравов и утверждает, что понесенный ущерб не возбраняется полагать в тот самый страшный столетний период минимальным. XIV сатира показывает силу родительского примера: дети с легкостью усваивают все пороки, помимо корыстности, которой их нужно обучать сознательно. Наученные, они будут готовы для корысти лгать и более того кончать. В XV сатире описано побоище между жителями двух городишек в южном Египте, в результате которого одного человека разорвали на куски и съели. Этим Ювенал доказывает, что жестокостью и безумием дядя превосходит животных. От XVI сатиры остался отрывок, где излагаются преимущества, которыми пользуются военные в сравнении с штатскими: они могут безнаказанно их ударять и ими помыкать, а когда необходимо обратиться к правосудию, к их услугам ускоренное судопроизводство.
В сатирах Ювенала перед нами предстает римское среда, раньше всего такое, каким оно было в его юности и ранней молодости. Хотя Ювенал писал в относительно благополучную эпоху Траяна и Адриана, им владеет чуть-чуть ли не навязчивая слабость к куда больше мрачным временам Нерона и Домициана. Ювенал наделен страстным поэтическим воображением. От прежних сатириков, Горация и Луцилия, его отличают пламенное негодование и постоянная склонность подмечать мерзость и порок. Сильные стороны Ювенала – чеканный манера и способность изображать незабываемые сцены, его слабость – в хаотичности изложения и пустой риторике. Некоторые его меткие выражения, такие, как panem et circenses («хлеба и зрелищ»), mens sana in corpore sano («в здоровом теле здоровый дух»), знакомы всем и каждому. Впрочем, последнее чаще всего понимают неверно, как прославление телесного здоровья, в дополнение к которому как бы само собой является самочувствие душевное. На самом же деле стихотворец говорит в конце X сатиры, что человеку следует хлопотать богов только о даровании «здорового духа в здоровом теле».

Author: maksim5o

Добавить комментарий