Генрих Белль биография: Генрих Белль биография

Нет фото
Нет фото
Нет фото

Биография Генрих Теодор Белль

Карьера: Писатель

Дата рождения: 21 декабря 1917, знак зодиака стрелец

Место рождения: Германия

Белль всегда был писателем большого масштаба, озабоченным судьбой как целого поколения немцев, так и отдельной личности, вынужденной жить в колоссальных современных городских муравейниках

Генрих Теодор Белль, германский прозаик и новеллист, родился в Кельне, одном из самых крупных городов Рейнской долины, в многодетной семье краснодеревщика Виктора Белля и Мари (Херманнс) Белль. Предки Б. бежали из Англии при Генрихе XIII: как и все ревностные католики, они подвергались гонениям со стороны англиканской церкви.

После окончания средней школы в Кельне Б., писавший вирши и рассказы с раннего детства, оказался одним из немногих учеников в классе, которые не вступили в гитлерюгенд. Тем не менее посредством год затем окончания школы юноша был привлечен к принудительным трудовым работам, а в 1939 г. призван на военную службу. Служил Б. капралом на Восточном и Западном фронтах, немного раз был ранен и в конце концов в 1945 г. попал в плен к американцам, следом чего просидел немного месяцев в лагере для военнопленных на юге Франции.

По возвращении в свой близкий град Б. недолгое время учился в Кельнском университете, после этого работал в мастерской отца, в городском бюро демографической статистики и при этом не переставал строчить – в 1949 г. вышла в свет и получила позитивный отзыв критики первая повесть «Поезд пришел вовремя» («Der Zug war punktlich»), история о молодом солдате, которому предстоит возвращение на фронт и скорая конец. «Поезд пришел вовремя» – это первое произведение Б. из серии книг, в которых описывается бессмысленность войны и тяготы послевоенных лет; таковы «Странник, придешь когда в Спа…» («Wanderer, kommst du nach Spa», 1950), «Где ты был, Адам?» («Wo warst du, Adam?», 1951) и «Хлеб ранних лет» («Das Brot der fruhcn Jahre», 1955). Авторская привычка Б., писавшего легко и ясно, была ориентирована на возрождение немецкого языка после этого напыщенного стиля нацистского режима.

Отойдя в своем первом романс «Бильярд в половине десятого» («Billiard um halbzehn», 1959) от привычки Trummer literatur («литературы развалин»), Б. повествует о семье известных кельнских архитекторов. Хотя действо романа ограничено всего одним днем, благодаря реминисценциям и отступлениям в романе рассказывается о трех поколениях – панорама романа охватывает отрезок времени от последних лет правления кайзера Вильгельма до процветающей «новой» Германии 50-х гг. «Бильярд в половине десятого» немаловажно отличается от больше ранних произведений Б. – и не только масштабом подачи материала, но и формальной усложненностью. «Эта книжка, – писал германский критик Генри Плард, – доставляет огромное утешение читателю, потому как показывает целебность человеческой любви».

В 60-е гг. произведения Б. становятся композиционно ещё больше сложными. Действие повести «Глазами клоуна» («Ansichten eines Clowns», 1963) происходит кроме того в течение одного дня; в центре повествования находится юный джентльмен, тот, что говорит по телефону и от лица которого ведется рассказ; герой предпочитает игрывать образ шута, только бы не подчиниться лицемерию послевоенного общества. «Здесь мы сызнова сталкиваемся с главными темами Б.: нацистское прошлое представителей новой власти и образ католической церкви в послевоенной Германии», – писал германский критик Дитер Хенике.

Темой «Самовольной отлучки» («Entfernung von der Truppe», 1964) и «Конца одной командировки» («Das Ende einer Dienstfahrt», 1966) кроме того является противодействие официальным властям. Более объемный и значительно больше непростой относительно с предшествующими произведениями роман «Групповой портрет с дамой» («Gruppenbild mit Dame», 1971) написан в форме репортажа, состоящего из беседа и документов о Лени Пфейффере, благодаря чему раскрываются судьбы ещё шестидесяти мужчина. «Прослеживая на протяжении полувека немецкой истории бытие Лени Пфейффера, – писал америкосский критик Ричард Локк, Б. создал роман, воспевающий общечеловеческие ценности».

«Групповой портрет с дамой» был упомянут во время присуждения Б. Нобелевской премии (1972), полученной писателем «за творчество, в котором сочетается просторный охват реальности с высоким искусством создания характеров и которое стало весомым вкладом в возрождение немецкой литературы». «Это возрождение, сказал в своей речи агент Шведской академии Карл Рагнар Гиров, – сопоставимо с воскресением восставшей из пепла культуры, которая, казалось, была обречена на полную погибель и тем не менее, к нашей общей радости и пользе, дала новые побеги».

К тому времени как Б. получил Нобелевскую премию, его книги стали просторно известны не только в Западной, но и в Восточной Германии и более того в Советском Союзе, где было распродано немного миллионов экземпляров его произведений. Вместе с тем Б. сыграл заметную образ в деятельности ПЕН-клуба, международной писательской организации, посредством которой он оказывал поддержку писателям, подвергавшимся притеснениям в странах коммунистического режима. После того как Александр Солженицын в 1974 г. был выслан из Советского Союза, он до отъезда в Париж жил у Б.

В том же году, когда Б. оказал поддержка Солженицыну, он написал публицистическую повесть «Поруганная честь Катарины Блюм» («Die verlorene Ehre der Katharina Blum»), в которой выступил с резкой критикой продажной журналистики. Это расклад о несправедливо обвиненной женщине, которая в конце концов убивает оболгавшего ее репортера. В 1972 г., когда печать была переполнена материалами о террористической группе Баадера Мейнхоф, Б. пишет роман «Под конвоем заботы («Fursorgliche Вlagerung». 1979), в котором описываются разрушительные социальные последствия, возникающие из-за необходимости усиливать меры безопасности во время массового насилия.

В 1942 г. Б. женился на Анне Мари Чех, которая родила ему двух сыновей. Вместе с женой Б. переводил на германский язык таких американских писателей, как Бернард Маламуд и Сэлинджер. Скончался Б. в возрасте 67 лет, находясь под Бонном, в гостях у одного из своих сыновей. В том же 1985 г. был издан что ни на есть начальный роман писателя «Солдатское наследство» («Das Vermachtnis»), тот, что был написан в 1947 г., при всем при том публиковался впервой. «Солдатское наследство» повествует о кровавых событиях, происходивших во время войны в районе Атлантики и Восточного фронта. Несмотря на то, что в романе чувствуется кой-какой надрыв, отмечает америкосский литератор Уильям Бойд, «Солдатское наследство» является произведением зрелым и сильно значительным; «от него веет выстраданными ясностью и мудростью».

В своих романах, рассказах, пьесах и эссе, составивших без малого сорок томов, Б. изобразил подчас в сатирической форме – Германию во время второй важный войны и в послевоенный отрезок времени. Как писал британский критик и литературовед У.Е. Йуилл, «Б. завсегда был писателем большого масштаба, озабоченным судьбой как целого поколения немцев, так и отдельной личности, вынужденной существовать в колоссальных современных городских муравейниках». Впрочем, в отдалении не все критики приподнято оценивали гений Б. «Чаще всего приходится чувствовать обвинения в том, что в его произведениях преобладают сентиментализм и идеализм, что он не вечно в состоянии адекватно высказать свои намерения», – писал америкосский литературовед Роберт К. Конард.

Нападки Б. на практицизм современного общества представляются американскому критику Питеру Демецу излишне наивными. «За моральным императивом Б., – пишет Демец, в реальности таится глубокое омерзение к повседневным, незаметным, прагматическим поступкам. Все или ничего». По мнению американского ученого Теодора Циолковского, «Б. является одним из немногих послевоенных немецких писателей, которые создали то, что вернее всего окрестить… унифицированным, вымышленным миром, питаемым постоянной моральной проповедью». Сравнивая Кельн Б. с Йокнапатофой Уильяма Фолкнера, Циолковский кроме того замечает: «Б. не только нанес на литературную карту Германии ещё одну область, которую следует признать его исключительной собственностью, но и создал себе репутацию ведущего бытописателя Германии середины нашего века».

Author: maksim5o

Добавить комментарий