Всеволод Блюменталь-Тамарин биография: Всеволод Блюменталь-Тамарин биография

Нет фото
Нет фото
Нет фото

Биография Всеволод Александрович Блюменталь-Тамарин

Карьера: Артист

Дата рождения: –

Место рождения: Россия. Российская Федерация

Публика обожала Всеволода Александровича. Его ценили и власти, хотя он был убеждённо беспартийным человеком, что в советское время отнюдь не облегчало жизнь. Вёл он себя совершенно независимо – не признавал никаких парткомов и общих собраний, которые были неотъемлемой частью жизни любого театра, демонстративно не платил профсоюзных взносов. Не терпел диктата и не уживался с театральным руководством.

В 1931 году мне и двум моим товарищам по Реалистическому театру предложили принять участие в гастрольной поездке Всеволода Александровича Блюменталь-Тамарина в Тулу и Харьков. В Харькове за день до окончания гастролей он пригласил нас на вечерний стол в шикарный кабачок на Сумской. В отдельном кабинете был накрыт столик на четыре персоны. До сих пор помню все эти невообразимые закуски: янтарную лососину с лимоном, анчоусы, белугу в белом вине, холодную индейку с каштанами, на горячее – котлеты “Марешаль” (что-то фантастически вкусное из грудок рябчика, начинённых белыми грибами) и в конце концов десерт – клубника со взбитыми сливками. Всеволод Александрович был в ударе, увлечённо рассказывал о своей молодости, вспоминал театральные легенды, читал Блока и Лермонтова. В какой-то миг на пороге кабинета появился неизвестный джентльмен средних лет в очках. Он участливо слушал вирши. Блюменталь-Тамарин, уже захмелевший, пригласил его к нашему столу. Незнакомец приблизился и сказал: “Я вчера видел вас в “Кине”. Вы диковинный артист! И вирши читаете вдохновенно. А ибо в девятнадцатом году в Одессе по решению подпольного обкома партии я должен был вас застрелить! И только происшествие помешал мне соорудить это. Вас обвиняли в том, что вы предали Лизу В. Она погибла в контрразведке”.

Блюменталь в два счета протрезвел. “Это клевета и искаженная версия фактов, – сказал он, – когда в городок вошли красные, я был арестован и приговорён к расстрелу. Но вердикт был обжалован, и занятие прекращено за недоказанностью обвинения”. Хорошо начавшийся вечерок был идеально испорчен.

В годы Гражданской войны на Украине он участвовал в Белом движении. По свидетельству В. В. Шверубовича (сына известного мхатовца В.И. Качалова), Всеволод Блюменталь-Тамарин, возглавлявший харьковское актёрство, верхом на белом коне, с огромным трёхцветным флагом на пике и здоровущий церковной кружкой у седла собирал пожертвования и подарки для “освободителей Родины”. Конечно, когда на украинскую землю пришла Красная вс, его арестовали. И только благодаря вмешательству А.В. Луначарского сохранили бытие.

Всеволод Александрович родился в знаменитой актёрской семье. Его папа, Александр Эдуардович Блюменталь-Тамарин, был опереточным актёром. Мать, Мария Михайловна, без малого всю существование прослужила в Театре Корша, а следом его закрытия играла в Малом. Многие запомнили её Двойру в фильме “Искатели счастья”. Она была в числе первых десяти артистов, которых удостоили звания – “Народный артист СССР”.

Всеволод Александрович был человеком весьма сложным, деспотичным, но безмерно талантливым во всём. Прекрасно образованный, обладающий тремя европейскими языками, он сам писал вирши, и весьма неплохие. Необычайно мелодический, пластичный, атлетического сложения, тот самый русоволосый красавчик следом окончания императорского театрального училища тотчас же был принят в труппу Мкрасного театра. Его дебют в роли Морского в пьесе Немировича-Данченко “Цена жизни” (с М. Н. Ермоловой в роли Анны Демуриной) стал настоящим фурором. Тут же посыпались несметные приглашения от крупнейших антрепренеров России. Предложение Н.Н. Синельникова было в особенности соблазнительным: ведущее положение в первоклассной труппе, блестящие роли, огромное жалованье. Так Блюменталь-Тамарин стал кумиром Киева, Харькова, Одессы. Он играл Гамлета и Чацкого, Кина и Парфёна Рогожина, Жадова и Фердинанда, Дон Карлоса и Уриэля Акосту…

Творческое сотрудничество с Синельниковым длилось долгие годы. Затем Всеволод Александрович поступил в Театр Корша, где переиграл многие из своих коронных ролей. Театр патетично отметил 25-летие его творческой деятельности. В тот вечерок он играл Кина. Во время торжественного чествования постановление о присвоении ему звания заслуженного артиста зачитал сам А.В. Луначарский. Для Блюменталь-Тамарина распевали Л.В. Собинов, Н.А. Обухова, А.В. Нежданова и М.Р. Рейзен, танцевала Е.В. Гельцер, играл Генрих Нейгауз.

Публика обожала Всеволода Александровича. Его ценили и власти, хотя он был убеждённо беспартийным человеком, что в советское время ни чуточки не облегчало существование. Вёл он себя безупречно независимо – не признавал никаких парткомов и общих собраний, которые были неотъемлемой частью жизни любого театра, демонстративно не платил профсоюзных взносов. Не терпел диктата и не уживался с театральным руководством. Именно потому он периодически уходил из театра и, в конце концов, ушёл бесповоротно, предпочитая гастроли с собственной, хотя и крайне посредственной, труппой. Теперь у него был свой неукоснительный гардероб: два неизменных огромных кофра с костюмами. На гримировальном столике вечно стоял трельяж в серебряной оправе, пудреница из венецианского стекла в серебре, хрустальный графинчик-фляга с отменным коньяком и маленькая серебряная стопочка. Гастролёр. Так в своё время работали Мамонт Дальский, В.Ф. Комиссаржевская, а в 20-е годы П.Н. Орленев и П.В. Самойлов. На Мамонта Дальского он вообще шибко походил – и по характеру, и по темпераменту. Может быть, не ненароком существование у обоих закончилась так трагически.

Мамонт Дальский – популярный трагик Александринского театра – имел единственный крайне немаловажный недостаток: вёл себя с окружающими отчаянно вызывающе, был груб и невежлив. Перво-наперво он испортил отношения с М.Г. Савиной, главной актрисой театра. Однажды он с ней не поздоровался. Сурово посмотрев на него, Савина сказала: “Здравствуйте, младой джентльмен!”, на что он ответил: “Здравствуйте, пожилая дама”. Предельное хамство! Возмущённые актёры написали послание на высочайшее имя министра двора с просьбой избавить их от присутствия Дальского. И актёр был обречён на кочевую существование вечного гастролёра. Во время революции Мамонт Дальский записался в анархисты. Однажды на Тверском бульваре он сорвался с подножки трамвая и погиб.

Но вернёмся к Блюменталь-Тамарину. В 30-е годы по понедельникам в Большом театре и его филиале шли так называемые “сборные спектакли артистов московских театров”. Приглашали на них, как в настоящий момент бы сказали, сплошные звёзды. В 1932 году в филиале Большого театра поставили “Бесприданницу”. С Е.Н. Гоголевой, Е.Д. Турчаниновой, М.М. Климовым, Н.И. Рыжовым, М.М. Блюменталь-Тамариной.

Всеволод Александрович, тот, что по своим внешним данным, казалось бы, подходил на образ Паратова, играл Карандышева. И как играл! Остро, жёстко, беспощадно к своему герою. Казалось, что Карандышев единолично властвует на сцене. Спектакль закончился полным его триумфом. Всё громче и настойчивее звучало: Та-ма-рин, Та-ма-рин. Его одного вызывали 14 раз.

Ранней весной 1941 года на Тверской, рядом Елисеевского магазина, я встретил Блюменталя с женой. Я проводил их домой, на Малую Бронную. Он был грустен. Говорил, что готовит большую программу, посвящённую 100-летию со дня гибели М.Ю. Лермонтова. Будет игрывать сцены из “Маскарада”, впитывать текст “Мцыри”, отрывки из “Героя нашего времени”, “Демона”. Говорил, что гастроли начинают его утомлять и пора перескакивать к оседлой жизни. Рассказал, что получил приглашение Мкумачового театра игрывать Отелло в очередность с Остужевым. Остужеву тяжко игрывать зачастую, а спектакль пользуется огромным успехом, но в те дни, когда Остужева заменяет М.Ф. Ленин, публика возвращает билеты. Поведал, что Н.П. Охлопков предлагает ему вступить в труппу Театра Революции и приступить там с роли Ивана Грозного в пьесе А. Толстого “Трудные годы”. “Я серьёзно обдумываю эти предложения”, – сказал он мне на прощание. Больше я его не видел.

Война с Германией застала его на Западной Украине, где он выступал как раз с лермонтовской программой. С большими трудностями, потеряв все свои костюмы, он добрался до Москвы и поселился на даче в Новом Иерусалиме, выделенной ещё его матери, Марии Михайловне. В начале октября немцы ворвались в Истру. Был захвачен и дачный поселок НИЛ (Наука. Искусство. Литература), а его обитатели оказались на оккупированной территории. Среди них, помимо Блюменталь-Тамарина и его семьи, – актёр и управляющий Театра Вахтангова О.Ф. Глазунов, солист Большого театра Иван Жадан и многие другие. Позже, оказавшись в Киеве, Всеволод Александрович, не долговременно думая, начал сотрудничать с оккупационными властями. Назначенный художественным руководителем Киевского театра русской драмы, сообща с С.Э. Радловым Блюменталь-Тамарин осуществил постановку пьесы А. Корнейчука “Фронт” и сыграл в ней главную образ – генерала Горлова. Спектакль назывался “Так они воюют…”. Пьесу превратили в сердитый, едкий антисоветский памфлет. Блюменталь нередко выступал на радио и в печати. Одна из его статей называлась “25 лет советской каторги”. Будто бы в той статье он утверждал, что советская верх издевалась над ним и над его матерью, что, конечно, ерунда, оттого что Мария Михайловна была почитаема всеми, да и он совсем не был обделён любовью властей.

О последних его днях говорят разное. Считается, что в 1944 году во время наступления наших войск Блюменталь-Тамарин был схвачен партизанами и повешен. Но есть и другие версии его смерти. Так, Ирина Фёдоровна Шаляпина рассказывала мне, что Всеволоду Александровичу помогал по хозяйству какой-то хлопчик. Однажды они сообща пошли в деревья рубить дровишки, и хлопчик тот самый топором прошиб ему голову. Насколько это правильно, не знаю. Я пытался связаться с нашими органами внутренних дел, выяснил, что “дело” Блюменталь-Тамарина находится в Киеве. Опубликованных документов никаких нет, а мне уже тяжело расследовать всё это до конца.

Author: maksim5o

Добавить комментарий