Виктор Якимов биография

Виктор Якимов биография
Виктор Якимов биография

Биография Виктор Иванович Якимов

Карьера: Историк
Дата рождения: 18 декабря 1941, знак зодиака стрелец
Место рождения: Россия. Российская Федерация
В.И. Якимов – автор более 50 научных работ, статей, посвященных истории армейских и флотских драматических театров, состоянию современной драматургии и театральной практики, проблемам армейской культуры. Профессор, академик РАЕН (отделение “Проблемы развития регионов”). Секретарь творческого Союза работников культуры России, почетный магистр Международной академии театра.
Родился 18 декабря 1941 года в селе Берека Харьковской области (Украина). Отец – Якимов Иван Петрович (1914-1974), железнодорожник, участник Сталинградской битвы. Мать – Якимова Екатерина Тимофеевна (1913-1999), работала в совхозе. Супруга – Виктория Васильевна (1951 г. рожд.), медик. Дочери: Ирина (1965 г. рожд.), Екатерина (1985 г. рожд.), Виталия (1994 г. рожд.). Сын – Сергей (1974 г. рожд.).
Детство Виктора выпало на суровые военные и послевоенные годы. В памяти остались мальчишеские игры в войну, посиделки в бабушкином доме, обыкновенно полном гостей и никому не отказывавшем в приюте, и – удивительная, не объяснимая логически атмосфера доброты, готовности поддержать.
В Береке, как и в каждом селе, значительными событиями были приезды кинопередвижки. Когда Витя приходил потом сеанса домой и начинал бойко и красочно пересказывать события фильма, его дедушка, Петр Яковлевич, говорил без малого пророческие слова: “Будешь ты, Витька, либо артистом, либо военным”. Только внучек решил не противопоставлять две эти профессии, а попробовать вплести в свою судьбу обе.
В школе, которую оканчивал Виктор Якимов, были хорошие педагоги. Способности юноши отметил и шеф – Учитель с здоровущий буквы, Анищенко Иван Осипович. Бывший батюшка, он посвятил педагогике всю свою существование без остатка, уйдя на пенсионную выплату в 83 года. Виктор стал прилежнее обучаться, был избран секретарем комитета комсомола, бригадиром ученической бригады. Стал выражаться и заинтересованность к творчеству: Виктор почувствовал красоту поэтического слова, участвовал в конкурсах чтецов, за победу на одном из них в городе Первомайске был премирован четырехтомником Льва Толстого.
В 1960 году Виктора Якимова призвали в армию. Служил он в радиотехническом полку в Заречье, что под Вологдой (Московский округ ПВО), получил военную профессия радиотелеграфиста.
Армейская работа дала свежий толчок развитию его творческих способностей. В армии он создавал поэтические программы и выступал в них как чтец-исполнитель. Пригодились и организаторские способности: узнав, что где-то на складе без надобности пылится комплект музыкальных инструментов, Виктор Якимов сформировал из новобранцев духовой оркестр.
На службе Виктор почувствовал, что способен на большее, чем без затей тащить армейскую лямку. Он поступает на театральное отделение в Заочный всенародный вуз имени Н.К. Крупской, обучение в котором позволило ему, во-первых, удостовериться в серьезности своего интереса к миру творчества и, во-вторых, перейти от самообучения к накоплению систематизированных знаний в избранной сфере.
Вполне закономерным следующим шагом для молодого бойца – по инициативе и с благословения командира полка – стало поступление в 1960 году на театральное отделение факультета культурно-просветительской работы Львовского высшего военно-политического училища – единственного учебного заведения, готовившего военных работников культуры и военных журналистов. Творческой базой для курсантов был Львовский российский драматический театр Советской Армии. Учеба, сотрудничество и несложно общение с замечательными актерами, такими как Народная артистка Украины Л.Ф. Калачевская, служба в театре в самых разных ее проявлениях захватили Виктора до того, что будущность когда-нибудь возвратиться сюда дипломированным специалистом стала для него мечтой. Он более того поставил себе срок ее исполнения – 10 лет.
С момента окончания училища (1966) и до середины 1970-х годов В. Якимов занимал должности начальника солдатского, сквозь полтора года – гарнизонного офицерского клуба в Карелии, по переводу стал начальником Дома офицеров в городе Выборге, а в 1972-75 годах по приглашению руководства родного училища преподавал на кафедре культуры. В 1970-х годах он выступил организатором и руководителем студии чтецов во Львове, автором и режиссером ряда театрально-зрелищных постановок, композиций на площадях и стадионах Ленинградского и Прикарпатского военных округов. Авторская композиция на вирши С. Есенина “Звени, звени, златая Русь!”, исполненная Виктором Якимовым в 1975 году на республиканском конкурсе чтецов, принесла ему звание лауреата.
Желание продолжить образование привело его в именитый Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии на театроведческий факультет (1969-77). Появляться на занятиях в институте, несмотря на заочную форму обучения, нужно было еженедельно, и еженедельной жертвой Виктора Якимова на “алтарь искусства” стало преодоление на своих двоих 8-километрового расстояния до воинской части от полустанка Громово. Летом ещё ничего, зато зимой – повсеместно заносы, сугробы. А ретироваться нужно под начало дня, и разом – на службу…
В 1975 году давняя греза Виктора Ивановича исполнилась – его назначают начальником Львовского русского драматического театра Советской Армии, тот, что он будет возглавлять на протяжении пяти лет. Стараниями главного режиссера (Заслуженный участник искусств Украины А.А. Ротенштейн), труппы (в театре работали такие замечательные актеры, как Народный артист СССР Аркадьев, Народная артистка Украины Дегтярева, Б. Чинкин, А. Кравчук) и, в немалой степени, директора театр находился на хорошем счету в армии и был любим львовскими поклонниками Мельпомены.
В 1980 году последовало направление в отдел культуры Главного политического управления СА и ВМФ старшим специалистом по драматургии и театрам Вооруженных Сил. Круг обязанностей подполковника Якимова расширили военно-шефская служба и организация культурно-художественного обслуживания войск СА за рубежом СССР и в отдаленных гарнизонах. В этом качестве он прослужил три с половиной года, приобретя навык работы в столичном ведомстве “первой величины”, полезные административные связи.
Год 1983-й – первое направление В.И. Якимова на место начальника Центрального академического театра Советской Армии. Хозяйство ему досталось обширное: два театра под одной крышей (Большая и Малая сцены с залами на 1500 и 500 мест соответственно), свой сценический предприятие с несколькими цехами. В театре с полувековой историей были сформированы свои традиции. Но он справился и стремительно стал в ЦАТСА, что называется, “своим”. Главным режиссером тогда был Народный артист России Ю.И. Еремин. Так случилось, что расставались они с театром в единственный и тот же год – 1987-й, вот только Виктора Якимова фатум решит привести в первый войсковой театр сызнова – и на долгое время.
А в то время как В. Якимов возглавил в Главном политуправлении отдел культуры. По тогдашней “табели о рангах” он получил в 1989 году генеральское звание (в советские времена в сфере культуры были две генеральские должности – эта и босс Центрального Дома Советской Армии; в настоящее время обе полковничьи). Теперь в сфере его ответственности находились все направления культурной жизни в Вооруженных Силах – это и организация методических сборов в столице и регионах, и служба с творческими коллективами, и формирование военных музеев, и вывод кадровых вопросов, и многие другие.
В тот самый отрезок времени Виктор Иванович выступил инициатором создания факультета культурно-досуговой работы при Военном университете и перевода курсантов из оказавшегося за кордоном Львовского военно-политического училища (1992), разработчиком системы культурно-досуговой работы в Вооруженных Силах РФ (1991-94, совместно со специалистами отдела культуры МО РФ), председательствовал на Большом художественном совете в Студии военных художников имени М.Б. Грекова (1987-94). В эти же годы он стоял во главе авторским коллективом, разработавшим концепцию создания германо-российского Музея капитуляции фашистской Германии в войне 1941-45 годов (открыт в германском городе Карс-хосте в 1995 году). В.И. Якимов – инициатор и разработчик концепции “Армия и религиозная вера на современном этапе духовного формирования воинов” (1991-94).
“Второе пришествие” Виктора Якимова в театр Российской Армии, продолжающееся и по натуральный день, состоялось в 1995 году. В ту пору в театре сложилась критическая ситуация: он оказался втянутым в орбиту афер неких коммерческих структур, поведших себя сильно агрессивно. Своего пика кризис добился в миг жутко болезненного ухода из театра главного режиссера Л.Е. Хейфица. Комиссию по разрешению кризиса препоручили возглавить Виктору Якимову. В ходе анализа результатов работы комиссии присутствовавшие при этом ведущие актеры ЦАТРА выступили с предложением: “Верните нам Виктора Ивановича!..” Министр обороны идею поддержал. Сам Якимов раздумывал десять дней – а мыслить, ясно, было над чем – и решился.
Едва вступив в место, он столкнулся с необходимостью распутывать гордиев узел накопившихся проблем. В новых экономических условиях паче творческих требовали скорейшего решения многие финансовые и бытовые вопросы – начиная практически с отопления (в январе 1995 года зрителям приходилось сиживать в зале в верхней одежде). Генералу и его театру пришлось “заходить в рынок” – получать экономические знания, заниматься (и достаточно успешно) коммерцией.
Когда появились монеты, существование театра обрела необходимую точку опоры. Плодотворными оказались и обновленные творческие силы: главным режиссером ЦАТРА стал Народный артист России Б.А. Морозов – ученик А.А. Попова, сына создателя театра А.Д. Попова, тот, что стоял во главе им на протяжении четверти века; главным художником – Народный художник СССР И.Г. Сумбаташвили; заведующим литературной частью – профессор РАТИ Б.Н. Любимов. Пришли и новые актеры. Стали систематично являться новые спектакли, многие их которых уже немного лет пользуются завидным успехом у зрителя: “Приглашение в замок” Ж. Ануя, “Много шума из ничего” и “Отелло” В. Шекспира, “Скупой” Ж.-Б. Мольера и другие. Ныне готовится масштабная постановка по “Севастопольским рассказам” Л.Н. Толстого.
Оставаясь руководителем театра армейского, Якимов старался и старается не упускать возможности основать гастроли театра в воинских частях, в “горячих точках”. Обычно он сам первым выходит на сцену, представляет артистов, читает вирши. Аплодисменты звездам ЦАТРА звучали в Вологде и Пскове, Томске и Ульяновске, Киеве и Днепропетровске, Чернобыле… Парадокс, но поездки по стране обыкновенно оплачивает сам театр: покупает билеты, заказывает гостиницу – максимум же, что могут благодарные зрители, так это покормить гостей в своей столовой.
В истории театра – поездки в Афганистан и в Чечню. “Страшно было не за себя, – вспоминает Виктор Иванович о выступлениях в Кабуле и перелетах на вертолете в Шендан и Герат. – Я остро чувствовал ответственность за актеров”. Нужно ли изрекать о том, что когда ему предложили лететь в Герат на вертолете командования дивизии, он отказался и полетел совместно со своими подопечными?..
Когда в Ростове-на-Дону принимающая край Северо-Кавказского военного округа запланировала сухое протокольное действо “знакомство с городом”, Якимов абсолютно заменил его посещением военного госпиталя. Артисты выступили перед ранеными, а следом концерта В. Зельдин и А. Покровская пошли по палатам – к тем, кто не мог прийти в зал, – и тут, присев на край больничной койки, читали бойцам вирши, рассказывали театральные байки.
Сегодня Центральный академический театр Российской Армии во главе с В.И. Якимовым – это стабильно и плодотворно работающий коллектив, обходящийся без дотаций; это плеяда всенародно любимых актеров (Зельдин, Сазонова, Касаткина, Чурсина) и талантливая молодая поросль на сцене в пользующихся неизменным успехом постановках; это – как сказал министр обороны России Иванов – “интеллигентная визитная карточка Российской Армии”.
В.И. Якимов – автор больше 50 научных работ, статей, посвященных истории армейских и флотских драматических театров, состоянию современной драматургии и театральной практики, проблемам армейской культуры. Профессор, академик РАЕН (отделение “Проблемы развития регионов”). Секретарь творческого Союза работников культуры России, почетный магистр Международной академии театра. Председатель Государственной экзаменационной комиссии продюсерского факультета Российской академии театрального искусства (1999-2000). Член редакционных коллегий журналов “Театральная жизнь”, “Воин России”, “Культура и досуг”.
Генерал-майор В.И. Якимов награжден орденами Почета (2000), “За службу Родине в Вооруженных силах СССР” III степени (1983), многими медалями, другими знаками отличия.
Увлекается поэзией, художественным словом, любит рыбачить, на природе с удовольствием занимается кулинарными приготовлениями. Но главным увлечением Виктора Ивановича остается служба – в театре он зачастую проводит по 12-14 часов в день.
Живет и работает в Москве.

Author: maksim5o

Добавить комментарий