Василий Аксенов биография Vasily Aksionov

Нет фото
Нет фото

Биография Василий Павлович Аксенов Vasily Aksionov

Карьера: Писатель
Дата рождения: 20 августа 1932, знак зодиака лев
Место рождения: Казань, Россия. Российская Федерация
Его произведения, наполненные духом свободомыслия, трогательные и жесткие, порой ирреальные, мало кого оставляли равнодушным. Реакция читателей зачастую диаметрально противоположна – шок или восторг.
Будущий автор “Затоваренной бочкотары”, “Стальной птицы” и “Острова Крым” появился на свет в 1932 году в Казани. “Я родился на улице тишайшей, что Комлевой звалась в честь местного большевика, застреленного бунтующим чехословаком”, – писал Аксенов.
Его мамаша Евгения Гинзбург, автор знаменитых “лагерных” мемуаров “Крутой маршрут”, попала в советские лагеря, когда ее наследник был ещё маленьким мальчиком. Именно она, по словам писателя, познакомила его с произведениями Пастернака, Гумилева, Ахматовой, Северянина.
Аксенов поступил в 1-й Ленинградский врачебный институт им.И.П.Павлова. “Иди-ка в врачебный – в лагере врачи лучше выживают”, – напутствовали его родители. Однако в 60-е годы, вскоре позже того, как в свет вышли его “Коллеги” и “Звездный билет”, Аксенов, по собственным словам, решил, что “нужно возвращать все время литературе” и забросил медицину.
В 1978 году он активно участвовал в создании литературного альманаха “Метрополь”, около которого разгорелся кипучий политический дебош. Хотя речь шла о публикации обычных произведений, власти сочли крамолой то, что альманах создавался “без санкции инстанций”. На “метропольцев” последовали гонения, Аксенов был вынужден отбыть из СССР. Писатель поселился в США, где долгие годы жил и работал в Вашингтонском университете. Не так давнехонько Аксенов сообща с женой переехал во Францию.
Его произведения, наполненные духом свободомыслия, трогательные и жесткие, порой ирреальные, самое малое кого оставляли равнодушным. Реакция читателей зачастую диаметрально противоположна – шок или экстаз.
При этом сам литератор уверен, что “беллетрист должен быть не властителем дум, а распрягателем дум, высвободителем дум, то есть усердствовать соорудить своих читателей соавторами, согероями своих книг”.
РИА “Новости”
Биографическая справка:
Известный прозаик, автор 23-х романов, “стиляга” и “антисоветчик” Василий Павлович Аксенов родился в Казани в семье партийного деятеля 20 августа 1932 года. Родители будущего писателя были репрессированы. Несколько лет Аксенов прожил с сосланной матерью в Магадане. В 1956 году он окончил Ленинградский врачебный институт. В 1956-1960 годах работал врачом на Крайнем Севере, в Карелии, в Ленинградском морском торговом порту, в туберкулезной больнице в Москве.
Первые рассказы Аксенова были напечатаны в 1958 году в журнале “Юность”, тот, что тогда казался недосягаемой мечтой для молодых авторов. В 1956 году Аксенов встретился в одной из московских компаний с писателем Владимиром Померанцевым. Померанцев предложил Аксенову почитать рассказы собственного сочинения. Рассказы Померанцеву понравились, и он отнес их в журнал “Юность”. Валентин Катаев, тот, что на тот миг возглавлял журнал, восхитился живописным сравнением одного из аксеновских рассказов – “стоячие воды канала были похожи на запыленную крышку рояля” – и решил Аксенова печатать. Тогда в “Юности” появились два рассказа “Факелы и дороги” и “Полторы врачебных единицы”.
В 1960-м году выходит повесть Аксенова о врачах “Коллеги”, удачное наименование которой придумал Катаев. Повесть пользовалась большим успехом и положила начало так называемой “молодежной прозы”. Именно в связи с “Коллегами” впервой появилось выражение “шестидесятники”, которое в настоящее время на практике утратило “авторство” и стало обозначением целого поколения и эпохи. Первым это выражение употребил в своей статье критик Станислав Рассадин.
Главный фарт принес Аксенову роман “Звездный билет”, тот, что вышел в той же “Юности” в 1961 году. Его героями стали молодые люди из поколения “фестиваля молодежи и студентов”, которое в комсомольской печати получило кличку “стиляги”.
Оба романа были написаны в исповедальной манере и в языковом отношении опирались на молодежный сленг начала 1960-х.
В течение 1960-х годов Аксенов активно печатался. Одна за иной вышли повести “Апельсины из Марокко” (1963 год), “Пора, мой товарищ, пора” (1964 год), “Жаль, что вас не было с нами” (1965 год), “Затоваренная бочкотара” (1968 год) и другие. В 1972 году в журнале “Новый мир” была опубликована повесть Аксенова “В поисках жанра”.
Расхожая формула Евтушенко “Поэт в России – больше, чем поэт” перекроила судьбы многих русских писателей, в том числе и Аксенова. Усиленный заинтересованность КГБ к литературному творчеству, столкновения с советской цензурой и дублировавшей ее критикой привели Аксенова к затянувшемуся на десять лет вынужденному молчанию. Однако литератор продолжал действовать. В 1975 был написан роман “Ожог”, а в 1979 году – “Остров Крым”, запрещенные к публикации цензурой.
В 1979 году Аксенов стал одним из организаторов и авторов бесцензурного альманаха “Метрополь”. В декабре 1979 года заявил о выходе из Союза писателей СССР. После резких выступлений в печати в адрес писателя, в июле 1980 года, приневоленный “спасать” свои романы, Аксенов выехал в США, где узнал о лишении его и его жены советского гражданства.
В эмиграции Аксенов становится билингвистическим автором: роман “Желток яйца” (1989 год) был написан по-английски, а после этого переведен автором на российский. Американские впечатления легли в основу книги “В поисках грустного бэби” (1987 год).
В США Аксенов преподавал русскую литературу в университете Дж.Мейсона под Вашингтоном, в течение долгих лет он вел семинар “Современный роман – упругость жанра”, а следом вектор движения “Два столетия русского романа”, увлекался недоступными тогда в России учениями Шкловского, Тынянова, Бахтина.
Впервые затем длительного перерыва Аксенов посетил СССР в 1989 году по приглашению американского посла Мэтлока, с конца 1980-х книги Аксенова еще раз издаются, а начиная с 1990-х годов он зачастую и подолгу бывает в России.
В 1992 году Аксенов завершил работу над 3-томным романом “Московская сага” о трех поколениях московских интеллигентов XX века. Этот роман положил начало изменениям в стиле писателя в сторону эпоса. Осенью 2001 года режиссер Дмитрий Борщевский начал съемки телефильма по мотивам романа “Московская сага”, работу над фильмом планируется завершить в начале 2003 года.
В 1998 году вышел роман “Новый сладостный стиль”, тот, что затрагивает тему судьбы русских эмигрантов в США.
Прожив больше двух десятилетий в США, Аксенов уходит из Вашингтонского университета и переезжает во Францию в Биарриц. Сейчас беллетрист работает над новой книгой о 1764 годе в европейской истории, для которой он собирал материал в течение полутора лет. Местом действия нового романа станет и Франция, охватывая картины Парижа, а ещё Прибалтика, Голштиния, русские поместья провинциальных дворян. В сюжете – бессмысленные баталии, прусская и русская тайная службы в причудливых сплетениях, посреди героев – Вольтер и “странные”, по словам самого писателя, персонажи.

Author: maksim5o

Добавить комментарий