Вадим Абдрашитов - биография, информация, личная жизнь: Вадим Абдрашитов – биография, информация, личная жизнь

Вадим Абдрашитов
Вадим Абдрашитов
Вадим Абдрашитов

Народный артист Российской Федерации (1992). Вадим Абдрашитов родился 19 января 1945 года в Харькове. По национальности татарин. Отец – Юсуп Абдрашитов, военный офицер. В юности о режиссерской профессии не задумывался. После окончания школы в 1959-1961 годах учился в Алма-Атинском техникуме железнодорожного транспорта. Далее поступил в МФТИ, который окончил в 1964 году. Учился на кафедре кибернетики химико-технологических процессов Московского химико-технологического института им. Д. И. Менделеева. В 1967-1970 годах работал на Московском электровакуумном заводе, был начальником большого цеха. В 25 лет решил пойти учиться во ВГИК, бросив ответственную должность на заводе. “Мне казалось, что я буду во ВГИКе самым старым дядькой, а оказался средним по возрасту”, – вспоминал он. В 1970 году поступил на режиссёрский факультет ВГИКа, в мастерскую Михаила Ромма. Это была последняя мастерская, которую Ромм набрал во ВГИКе. Уже самая первая студенческая работа Абдрашитова – немой шестиминутный документальный этюд «Репортаж с асфальта» – удостоилась высокой оценки Ромма. Через полтора года Ромма не стало. Далее Вадим Абдрашитов продолжил обучение на курсе у Льва Кулиджанова, окончил вуз в 1974 году. Защитил свою дипломную работу, сняв сатирическую комедию «Остановите Потапова!» по рассказу Григория Горина. С 1974 года – режиссер киностудии «Мосфильм», куда его пригласил Юлий Райзман, который являлся руководителем творческого объединения «Товарищ». Там он встретился с Александром Миндадзе, с которым впоследствии создал 11 фильмов. Вадим Абдрашитов в молодости В 1976 году представил судебную драму «Слово для защиты», в которой главные роли исполнили Галина Яцкина, Марина Неёлова, Олег Янковский и Станислав Любшин. В 1980-м вышла лента «Охота на лис». Экзистенциальная драма на основе эпизода из жизни советского рабочего конца 1970-х – начала 1980-х годов. Главный герой этой драмы (Владимир Гостюхин) увлекается интересным и редким видом радиоспорта с одноимённым названием «охота на лис». Производственная драма 1982 года «Остановился поезд» по сценарию Александра Миндадзе рассказывает о том, как в результате аварии пассажирского поезда гибнет машинист. Приехавший для расследований обстоятельств случившегося следователь убеждается в том, что этот случай – закономерность в цепи служебной недобросовестности на всех уровнях организационной структуры железнодорожного управления. В этой картине последняя роль на экране сыграл Анатолий Солоницын. Интересной работой стал фильм-притча «Парад планет» – почти фантастическая история по сценарию Александра Миндадзе. Герои – сорокалетние мужчины – отправляются в некое путешествие по собственной жизни через прошедшую молодость и будущую старость. Большой популярностью у зрителей пользовалась драма 1986 года «Плюмбум, или Опасная игра». По сюжету эгоцентричный пятнадцатилетний подросток Руслан Чутко (роль сыграл Антон Андросов) жаждет «творить добро» и помогать милиции в выявлении правонарушений под псевдонимом Плюмбум (от лат. plumbum – свинец). Плюмбум решает в отдельно взятом провинциальном городе искоренить зло, но берётся за это с по-юношески максималистским рвением. В момент развала СССР в 1991 году режиссер представил фильм «Армавир». Далее в 1995-м вышла его картина «Пьеса для пассажира» – история встречи осужденного и его судьи (ныне первый – преуспевающий бизнесмен, новый хозяин жизни; второй – потерял прежнюю работу и положение в обществе, работает проводником поезда). В конце 1997 года выходит фильм Вадима Абдрашитова «Время танцора». По сюжету закончилась гражданская война на окраине империи, герои пытаются войти в мирную жизнь. Но война не хочет уходить из их жизни – слишком много судеб переломано в этой «маленькой» войне, как победителей, так и проигравших. В 2003 году вышла драма «Магнитные бури» по сценарию Александра Миндадзе, в которой главные роли сыграли Максим Аверин и Виктория Толстоганова. Картина рассказывает об испытании чувств и любовном треугольнике. Забастовки и рабочие волнения на родном заводе захватывают главного героя и приводят к разлуке с женой. Каждая вылазка на заводские баррикады оборачиватеся несчастьем, но ни уговоры, ни приезд из Москвы сестры жены, ни разлад с близким другом не останавливают его. Работы Абдрашитова неизменно отличает сдержанный, внутренне напряжённый кинематографический язык. В центре работ режиссёра всегда находятся острые нравственные проблемы. В 1986-1990 годах – секретарь правления Союза кинематографистов СССР, действительный член Российской Академии кино, член правления Гильдии кинорежиссёров России. Член жюри премии «Триумф», Председатель Правления киностудии «Арк-фильм» киноконцерна Мосфильм. С конца 1970-х преподает во ВГИКе, профессор, руководитель мастерской режиссуры игрового фильма. Среди его учеников – Петр Буслов («Бумер», «Высоцкий. Спасибо, что живой»), Алексей Мизгирёв («Дуэлянт», «Кулагин и партнёры»), Егор Анашкин («Каменская -6», «Идеальный брак», «Жизнь взаймы», «Деньги»). “Если бы умел рисовать или петь, я вряд ли занимался бы кино: слишком велика зависимость от государства”, – признавался режиссер. “Съемки – это всегда выбор. Ты имел в голове какую-то идеальную картину с божественной музыкой, фантастическими оператором и актерами, бесконечным количеством денег. Но приезжаешь на площадку и понимаешь, что все работает против замысла, потому что все реально, а не идеально. В лучшем случае оптимально. Начинаешь думать, на какой компромисс пойти, а на какой нет. По сценарию, в массовке тысяча человек, а тебе приводят шестьсот. И ты соображаешь: отменить съемку или нет. В режиссерском сценарии написано: «Яркий солнечный день». А сегодня дождь. Можно эту сцену снять так, чтобы дождь работал на картину? И в жизни то же самое. Есть компромиссы, которые опрокидывают идею. А есть такие, с которыми считаешься, потому что это противодействие жизни”, – говорил Вадим Абдрашитов. Вадим Абдрашитов Личная жизнь Вадима Абдрашитова: Жена – Нателла Тоидзе, художник, действительный член РАХ, из известного рода художников, ее дед, Моисей Тоидзе, – ученик Репина, отец, Георгий Тоидзе, – известный скульптор и график. Дочь – Нана (09.07.1980), окончила РАТИ-ГИТИС (мастерская С.Бархина) и Высшие курсы сценаристов и режиссеров, специальность режиссёр игрового и неигрового кино (мастерская В.И.Хотиненко), художник-сценограф, режиссёр. Сын – Олег, окончил МФТИ и Колумбийский университет, занимается разработкой и внедрением информационных технологий. Вадим Абдрашитов и Нателла Тоидзе “Когда дети росли, мы с женой делали все, чтобы представить им полную палитру жизни: общение с людьми, моими друзьями-физиками, художниками, писателями. На съемки дети приезжали. И в мастерской у Нателлы работали. Мы хотели, чтобы они сами сделали свой выбор”, – говорил Вадим Абдрашитов. Нана Абдрашитова – дочь Вадима Абдрашитова Фильмография Вадима Абдрашитова: 1979 – ВГИК: Педагоги и студенты говорят о профессии (документальный) (нет в титрах) 1986 – Плюмбум, или Опасная игра – эпизод (нет в титрах) 1995 – Чтобы помнили. Анатолий Солоницын (документальный) 1997 – Долголетие (документальный) 2000 – Чтобы помнили. Игорь Нефёдов (документальный) 2000 – Чтобы помнили. Олег Борисов (документальный) 2006 – Карнавальная ночь-2, или 50 лет спустя – эпизод 2006 – Борис Барнет. Легенда о режиссере (документальный) 2008 – Кино на двоих (документальный) 2009 – Олег Янковский. В главной роли (документальный) 2009 – Ирина Муравьёва. Самая обаятельная и привлекательная (документальный) 2009 – Александр Филиппенко. Неугомонный (документальный) 2010 – Документальная камера. 2 Михаила + 2 Тито (документальный) 2011 – История киноначальников, или Строители и перестройщики (документальный) 2011 – Елена Яковлева. ИнтерЛеночка (документальный) 2013 – Сергей Гармаш. Мужчина с прошлым (документальный) 2014 – Янковский (документальный) 2017 – Артемьев (документальный) Режиссерские работы Вадима Абдрашитова: 1973 – Остановите Потапова! (короткометражный) 1976 – Слово для защиты 1978 – Поворот 1980 – Охота на лис 1982 – Остановился поезд 1984 – Парад планет 1986 – Плюмбум, или Опасная игра 1988 – Слуга 1991 – Армавир 1995 – Пьеса для пассажира 1997 – Время танцора 2003 – Магнитные бури Продюсерские работы Вадима Абдрашитова: 2018 – Семь пар нечистых Награды и звания Вадима Абдрашитова: – Приз «За лучшую режиссуру» на всесоюзном кинофестивале «Молодость» (1975), Главный приз кинофестиваля ВГИКа – за фильм «Остановите Потапова!» (1973); – Лауреат Всесоюзного кинофестиваля 1977 года в номинации «Приз за режиссуру» и премия Ленинского Комсомола (1979) – за фильм «Слово для защиты» (1976); – Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1984) – за фильм «Остановился поезд» (1982); – Главный приз кинофестиваля в Авеллино и специальный приз фестиваля в Сан-Ремо (1984) – за фильм «Парад планет»; – Золотая медаль Венецианского кинофестиваля (1987) – за фильм «Плюмбум, или Опасная игра» (1986); – Государственная премия СССР (1991), премия Альфреда Бауэра (за открытие новых путей в киноискусстве) и Премии Экуменического жюри Берлинского кинофестиваля 1989 года – за фильм «Слуга» (1988); – Приз Берлинского кинофестиваля «Серебряный медведь» 1995 года за фильм «Пьеса для пассажира»; – Приз за лучшую режиссуру на I-ом международном кинофестивале «Меридианы Тихого» во Владивостоке за фильм «Магнитные бури» (2003); – Приз «Золотой Овен» на кинофестивале «Киношок» (2003); – Премия «Ника» в номинации «Лучшая режиссёрская работа» – за фильм «Магнитные бури» (2004); – Премия «Золотой Орёл» в номинации «Лучшая режиссёрская работа» – за фильм «Магнитные бури» (2004); – Почётный член РАХ; – Заслуженный деятель искусств РСФСР (1987); – Народный артист Российской Федерации (1992); – Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 2003 года; – Премия Правительства Российской Федерации 2005 года в области культуры за художественный фильм «Магнитные бури»; – Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2006); – Приз «За художественную и гражданскую бескомпромиссность» на кинофестивале «Кинотавр» (2015); – Золотая медаль Министерства культуры Республики Армения (2012); – Специальный приз Совета Академии кинематографических искусств «Ника» «За выдающийся вклад в отечественный кинематограф» имени Алексея Германа-старшего (2013)

Author: maksim5o