Борис Якоби биография

Борис Якоби биография
Борис Якоби биография

Биография Борис Семенович Якоби

Карьера: Физик
Дата рождения: 21 сентября 1801, знак зодиака дева
Место рождения: Потсдам, Германия
Борис Якоби – выдающийся немецкий и русский физик. Родился 21 сентября 1801 года. Борис Якоби известен как открыватель гальванопластики, теоремы максимальной мощности ( Якоби), телеграфного аппарата синхронного действия (телеграфный аппарат Якоби), первого буквопечатающего телеграфного аппарата, первого электродвигателя с вращающимся рабочим валом.
Якоби Борис Семенович (Мориц Герман) , германец по происхождению, (21.9.1801—27.2.1874) принял в 1837 году русское подданство и считал Россию “вторым отечеством, будучи связан с ней не только долгом подданства и тесными узами семьи, но и личными чувствами гражданина”. Выдающийся физик и электротехник, член Петербургской академии наук Якоби всю дорогу подчеркивал, что его изобретения принадлежат России.
Младший брат Бориса Семеновича, Карл Густав Якоби (1804—1851), был видным немецким математиком, одним из создателей теории эллиптических функций. Карл Якоби вписал немаловажный вклад в формирование ряда областей математики. Например, он ввел в употребление функциональные определители (т.е. определители, составленные из функций) и указал на их образ при замене переменных в кратных интегралах. В его честь получивший следом широкое употребление в математике функциональный определитель специального вида назван якобианом [3, 4].
Что же касается Бориса Семеновича Якоби, то его научные интересы были связаны главным образом с физикой и в особенности с электромагнетизмом, причем ученый всю дорогу стремился отыскать практическое использование своим открытиям.
В 1834 году Якоби изобрел электродвигатель с вращающимся рабочим валом, служба которого была основана на притягивании разноименных магнитных полюсов и отталкивании одноименных. (Это то же самое явление, которое заставляет магнитную стрелку компаса оборачиваться одним концом к северу, другим — к югу.) Немного позже появилась другая модель новой “магнитной машины”.
В 1839 году Якоби совместно с академиком Эмилием Христиановичем Ленцем (1804— 1865) построил два усовершенствованных и больше мощных электродвигателя. Один из них был установлен на немалый лодке и вращал ее гребные колеса. При испытаниях лодчонка с экипажем из четырнадцати джентльмен поднималась супротив течения Невы, борясь со встречным ветром. Данное сооружение представляло собой первое в мире электрическое судно. Другой электродвигатель Якоби — Ленца катил по рельсам тележку, в которой мог находиться мужчина. Эта скромная тележка приходится “бабушкой” трамваю, троллейбусу, электропоезду, электрокару. Правда, сиживать в ней было не шибко благоприятно, так как свободного места там без малого не оставалось из-за батареи. Других источников электрического тока тогда не знали. (При этом элементы батарей резво выходили из строя: цинковый электрод в них разрушался — “сгорал”, как сгорает уголек в топке паровой машины. Но уголек был дешев, а цинк в то время стоил весьма дорого. Получалось, что служба электродвигателя с батареями без малого в 12 раз дороже, чем служба паровой машины.)
А пятью годами раньше Якоби изобрел гальванопластику. (Гальванопластика — приобретение металлических копий с металлического и неметаллического оригинала путем электролиза, т.е. разложения веществ при прохождении сквозь них постоянного электрического тока.) И вскоре данное открытие получило признание во всем мире. В Петербурге было создано предприятие, которое делало с помощью гальванопластики барельефы и статуи для украшения Исаакиевского собора, Эрмитажа, Зимнего дворца, золотило листы кровли для куполов, производило медные копии с форм для печатания денег, а ещё географических карт, почтовых марок, художественных гравюр.
Якоби предложил возле десяти конструкций телеграфных аппаратов, в том числе буквопечатающий аппарат (в 1850 г.), одним из первых в мире построил кабельные телеграфные линии: в Петербурге [Зимний дворец — Главный штаб (в 1841 г.) и Зимний дворец — Главное управление сообщений и публичных зданий (в 1842 г.)] и линию Петербург — Царское Село протяженностью возле 25 км (в 1843 г.). Значительный заинтересованность с технической точки зрения представляли его проекты кабельных линий Петербург — Москва и Петербург — Петергоф. Большие заслуги имеет Якоби в создании подземных и подводных кабелей, в разработке технологии их производства, в подборе электроизоляционных материалов.
Много сделал тот самый ученый и для создания отечественного электротехнического оборудования. Он построил строй электротехнических приборов, к примеру, вольтметр, проволочный эталон сопротивления, немного конструкций гальванометров, регулятор сопротивления.
“Я черпал из науки только то, что ведет или обещает привести к практическим результатам. Я поставил себе задачу примирить науку и технику, стереть неоправданное различие, которое установили между теорией и практикой”, — говорил Якоби.
Важное роль для России имели труды Якоби, касающиеся организации электротехнического образования. В начале 1840-х годов он составил и прочитал первые курсы прикладной электротехники, подготовил программу теоретических и практических занятий.

Author: maksim5o

Добавить комментарий