Борис Эйфман биография

Борис Эйфман биография
Борис Эйфман биография

Биография Борис Эйфман

Карьера: Балет
Дата рождения: 22 июля 1946, знак зодиака рак
Место рождения: Рубцовск, Россия. Российская Федерация
Б.Я. Эйфман – Народный артист России (1995), лауреат Государственной премии России (1999), лауреат театральной премии Санкт-Петербурга “Золотой Софит” (1995, 1996, 1997), премий Союза театральных деятелей РФ “Золотая маска” (1996, 1999), премии “Триумф” (1996). В 1998 году удостоен высшей духовной награды детей России – ордена “Мира и Согласия” по номинации “Новое слово в хореографии”. Награжден Орденом кавалера искусств Франции (1999).
Родился 22 июля 1946 года в городе Рубцовске Алтайского края. Отец – Эйфман Янкель Борисович (1906 г. рожд.). Мать – Курис Клара Марковна (1918 г. рожд.). Супруга – Морозова Валентина Николаевна (1953 г. рожд.). Сын – Эйфман Александр Борисович (1995 г. рожд.).
Один из ведущих хореографов мира Борис Эйфмана свои первые шаги как постановщик танцев сделал уже в 16 лет. С 1962 по 1966 год он возглавлял детским хореографическим коллективом. В 1972 году он окончил балетмейстерское отделение Ленинградской государственной консерватории имени Римского-Корсакова. Его первые постановки – балеты “Жизни навстречу” (1970, муз. Кабалевского), “Икар” (1970, муз. А. Чернова, В. Арзуманова), “Блестящий дивертисмент” (1971, муз. М. Глинки), “Фантазия” (1972, муз. А. Аренского) – вызвали взволнованный отклик зрителей и пристальное внимательность критиков. Дипломная служба молодого хореографа – балет “Гаяне” на музыку А. Хачатуряна (1972) – был создан и показан на сцене Мкрасного театра оперы и балета в Ленинграде. Это было блистательное начало творческого пути.
С 1971 по 1977 год Б.Я. Эйфман работал балетмейстером в Ленинградском Академическом хореографическом училище имени А.Я. Вагановой (в настоящий момент Академия русского балета имени А.Я. Вагановой). После “Гаянэ” им были созданы балеты: “Русская симфония” (1973, муз. В. Калинникова), “Встречи” (1975, муз. Р. Щедрина), “Жар-птица” (1975, муз. И. Стравинского), “Прерванная песня” (1976, муз. И.Калныньша), “…Души прекрасные порывы” (1977, муз. Р. Щедрина). Все они с большим успехом шли на сцене ленинградского Театра оперы и балета имени Кирова. Спектакль “Жар-птица” принес Б.Я. Эйфману народную известность: вскоре позже премьеры в Ленинграде он был показан в Москве и на гастролях в Японии. Помимо театральных постановок в эти годы Б.Я. Эйфман стал автором фильмов-балетов: “Вариации на тему рококо”, “Икар”, “Блестящий дивертисмент”.
В 1977 году младой хореограф получил вероятность сотворить свой театр при Ленконцерте, тот, что получил наименование “Новый балет”, а потом был переименован в Санкт-Петербургский государственный академический Театр балета под руководством Бориса Эйфмана. Не имея ни сцены, ни постоянных репетиционных помещений, с маленьким коллективом, он сумел сделать сильнейшее ощущение первой же программой, в которую вошли спектакли: “Только любовь” (муз. Р. Щедрина), “Искушение” (муз. Р. Уэйкмана), “Под покровом ночи” (муз. Б. Бартока), “Прерванная песня” (муз. И. Калныньша), “Двухголосие” (муз. Д. Баррета – из репертуара “Пинк Флойд”). Камерный балет “Двухголосие” зрители до сих пор вспоминают как потрясение. В последующие годы Б.Я. Эйфман поставил спектакли “Жар-птица” (1978, муз. И. Стравинского) и “Вечное движение” (1979, муз. А. Хачатуряна).
Театр Б.Я. Эйфмана изначально возник как авторский, как театр одного хореографа, что для тех лет было явлением уникальным. Первые спектакли коллектива были обращены к молодежной аудитории. Смелым экспериментом стал балет “Бумеранг” на музыку Д. Маклафлина, о котором “Нью-Йорк таймс” опубликовала статью под заголовком “Борис Эйфман – мужчина, тот, что осмелился”.
Становление Театра балета под руководством Б.Я. Эйфмана связано с духовным воспитанием целого поколения российского зрителя. Репертуар театра поражал своим многообразием: беда и буффонада, библейская притча и психологическая драма, рок-балет и детская сказка… Велико было и жанровое разнообразие постановок: полнометражные одноактные спектакли, камерные балеты и хореографические миниатюры.
Вэтого за годы своей плодотворной творческой деятельности он создал больше 40 балетов, которые отличаются масштабностью поднимаемых тем, оригинальностью хореографического решения.
В своих спектаклях Б.Я. Эйфман обращается к важнейшим вопросам человеческого бытия, стремится пробраться в тайны человеческой психики. Философская направленность – характерная черта его творчества. Каков бы ни был сюжет спектакля, хореограф завсегда вскрывает важнейшие нравственные проблемы, стремится урузуметь и отразить противоречия жизни, духовного мира человека. В его спектаклях напряженность драматических коллизий, кажется, достигает предела. Однако, показывая жестокое устройство мира, автор этим не ограничивается, проникая вглубь человеческой души. Стремление Б.Я. Эйфмана к драматизации и высшему напряжению проявляется в создании массовых сцен, которым придается особое значение: без малого вечно это кульминации спектаклей, где кордебалет принимает активнейшее участие и несет важную смысловую нагрузку. В России нынче это один театр современного балета, поражающий грандиозными ансамблевыми построениями. Создавая свой манера, Б.Я. Эйфман прорабатывал разные пластические системы, театр стал для него своеобразной лабораторией. Хореограф не ограничивает себя рамками чисто балетного спектакля, потому как для него главное – театральность. Его постановки – синтетическое представление, открывающее новые формы, новые принципы танцевального действия.
На репертуаре театра оформилась балетная труппа с особым пластическим мышлением. Артисты, блистательно владея классическим танцем, обладают даром перевоплощения. Б.Я. Эйфман, являясь создателем новой актерской школы, определяет искусство балета некогда всего как душевный ход. Еще в конце 1980-х годов театральная критика отмечала, что хореография Бориса Эйфмана – явление “наиболее новаторское, самобытное и творческое, а его философские, психологические балеты-притчи – уже хореография XXI века”.
Балетмейстер первым на балетной сцене обратился к творчеству Ф.М. Достоевского. Спектакль “Идиот”, поставленный им на музыку Шестой симфонии П. Чайковского, стал замечательным событием в культурной жизни страны.
Не менее ярким явлением стал спектакль Б.Я. Эйфмана “Чайковский” на музыку П.И. Чайковского, премьера которого состоялась 12 сентября 1993 года в Государственном театре оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории. Это – поэтичная, тончайшая и в то же время до отчаянности смелая попытка пробраться в сложнейший душевный мир гения. Касаясь самых потаенных струн души, делая это благородно и, вместе с тем, экспрессивно, балетмейстер вовлекает в водоворот своих фантазий потрясенного зрителя, ставшего свидетелем того, чего не высказать словами: зримого сценического воплощения жизни души. События жизни великого композитора угадываются, но не они главное. В центре – мятущаяся суть человеческая художника, страдающего от непонимания. Мотивы произведений П.И. Чайковского вплетены в материя спектакля, узко связаны с внутренней жизнью героя. В приемах театрального воплощения симфонической музыки хореограф предлагает дерзновенные, убедительные решения, находя в музыкальном материале контуры творческой судьбы композитора.
В спектакле “Дон Кихот, или Фантазии безумца” (1994) смелая выдумка балетмейстера “накладывает” свежеиспеченный сюжет на добро знакомую всем любителям балета музыку Л. Минкуса. Хореограф-мыслитель, хореограф-философ возвращает зрителя к образу великого “безумца” и рыцаря – образу, тот, что со временем изрядно потускнел. Этот балет-притча явился во многом автобиографическим. Он повествует о времени, когда тоталитарное среда вводило жесткие ограничения на творчество художника, и о том, что творческий порыв, жажду самовыражения более того в самых жестоких условиях не разрешено истребить. Спектакль, безукоризненный по своему вкусу, звучит истинным гимном творчеству. Новаторство пластического решения, яркость и динамика сценического действия дают сильнейший импульс, пробуждают веру в несокрушимую силу Искусства, Добра и Любви.
В 1995 году Б.Я. Эйфман опять возвращается к творчеству Ф.М. Достоевского балетом “Карамазовы” на музыку С. Рахманинова, Р. Вагнера и М. Мусоргского. Однако если прежде он следовал сюжету, передавая непростой внутренний мир чувств героев (в спектакле “Идиот”), то тут он воплощает движение идей романа “Братья Карамазовы” и его роковых пророчеств. Перед зрителем предстает титаническая схватка идей и страстей. В убедительных и ярких пластических образах выражены сложнейшие философские проблемы, которые ни при каких обстоятельствах раньше не поднимались на балетной сцене. Сама бытие Алексея предстает в спектакле как воплощение истории России: от верующей – к сокрушающей все кругом – и сызнова возвращающейся к Богу. Музыка гениальных композиторов сплавляется воедино с пластикой, сценографией и виртуозным исполнительским мастерством всей труппы, благодаря чему кульминационные точки спектакля достигают огромной эмоциональной силы.
28 января 1997 года в Российском государственном академическом театре драмы имени А.С. Пушкина состоялась премьера балета Б.Я. Эйфмана “Красная Жизель” на музыку П. Чайковского, Ж. Бизе и А. Шнитке. Балет посвящен великой русской балерине О. Спесивцевой, прожившей в искусстве короткую, но блистательную и яркую, как ослепительная вспышка, существование. Передавая судьбу великой балерины, автор приоткрывает историю танцевального искусства ХХ века: от классического экзерсиса до авангарда, от бытового танца до высокого психологизма. Гениальная, хрупкая, трепетная личность, как суть человеческая самого балетного искусства, воплощенная в человеческом облике, – противостоит не без затей окружающему миру, но миру в миг катастрофы, раскола и смуты. Этот спектакль – настоящая дань памяти, восхищения и любви: ещё одна фатум из череды судеб многих великих российских художников, казалось бы навечно ушедших, сызнова возвращается на русскую сцену. В балете “Красная Жизель” автор лаконичен, более того строг в пластическом изображении всего, что касается окружения великой балерины, и в то же время необыкновенно фантастичен и изобретателен при передаче непростых жизненных коллизий трагической судьбы и сценической жизни балерины. Как ожившая греза, героиня спектакля несет современным зрителям свет возвышенной любви и красоты. Этим во многом объясняется громогласный фарт спектакля в России и за рубежом.
С не меньшим успехом был встречен зрителями спектакль Б.Я. Эйфмана “Мой Иерусалим” (1998). Его первая доля, поставленная на музыку “Реквиема” Моцарта, – подлинный гимн бессмертию человеческого духа, неистребимости его творческого порыва. Вторая количество спектакля говорит о вечных глубоких темах Веры, Надежды, Любви в яркой современной форме. Герои стремятся урузуметь себя, откопать свой тракт посреди трех религий мира: христианской, иудейской и мусульманской и обретают гармонию, осознав, что все они – дети единого Бога. В балете использована современная техно-музыка, а кроме того религиозная и этническая музыка различных народов. Балетмейстер обращается к молодому зрителю, говорит на понятном ему “языке”, стремясь приобщить его к глубоким гуманистическим идеям.
Помимо уже упомянутых спектаклей за годы художественного руководства театром Б.Я. Эйфман поставил балеты: “Поединок” (1980, муз. А. Хачатуряна); “Покорение стихии” (1981, муз Д. Шостаковича); балеты “Автографы” (1981); “Игры” (муз. Вивальди), “Про и контра” или “Контрапункт” (муз. А. Шнитке), “Реквием балерине” (муз. Бетховена); “Познание” (1981, муз. Т. Альбинони); “Безумный день, или Женитьба Фигаро” (1982, муз. Дж. Россини в обработке Т. Когана); “Легенда” (1982, муз. Т. Когана); “Композиция” (1982, муз. А. Веберна); “Художник” (1983, муз. Ф. Шуберта); Камерные балеты “Метаморфозы” (1983):”Ария” (муз. Э. Вила-Лобоса), “Прогулка” или “Рандеву” (муз. О. Николаи), “Предисловие к Гамлету” (муз. И. Брамса); “Каприс” (1983, муз. Г. Берлиоза); “Двенадцатая темное время суток, или Что угодно” (1984, муз. Г. Доницетти); “Поединок” (1986, муз. В. Гаврилина); “Интриги любви” (1986, муз. Дж. Россини в обработке Т. Когана); “Мастер и Маргарита” (1987, муз. А. Петрова); “Пиноккио” (1989, муз. А. Оффенбаха); “Человеческие страсти” (1990, муз. Х. Сарманто); “Убийцы” (1991, муз. И.С. Баха – Г. Малера, А. Шнитке); “Реквием” (1991, муз. В.А. Моцарта); “Иллюзии” (1992, муз. К. Пети); “Русский Гамлет” (1999, муз. Л. Бетховена, Г. Малера); “Дон Жуан и Мольер” (2001, муз. В.А. Моцарта, Г. Берлиоза). По многим спектаклям Б.Я. Эйфмана сняты телевизионные фильмы-балеты.
Б.Я. Эйфман – Народный артист России (1995), лауреат Государственной премии России (1999), лауреат театральной премии Санкт-Петербурга “Золотой Софит” (1995, 1996, 1997), премий Союза театральных деятелей РФ “Золотая маска” (1996, 1999), премии “Триумф” (1996). В 1998 году удостоен высшей духовной награды детей России – ордена “Мира и Согласия” по номинации “Новое словечко в хореографии”. Награжден Орденом кавалера искусств Франции (1999).
Б.Я. Эйфман принимает активное участие в работе Международной балетной секции при ЮНЕСКО, является и.о. профессора Академии русского балета имени А.Я. Вагановой.
Живет и работает в Санкт-Петербурге.

Author: maksim5o

Добавить комментарий