Борис Алешин биография Boris Aleshin: Борис Алешин биография Boris Aleshin

Борис Алешин биография
Борис Алешин биография

Биография Борис Сергеевич Алешин Boris Aleshin

Карьера: Политик
Дата рождения: 3 марта 1955, знак зодиака рыбы
Место рождения: Москва, Россия. Российская Федерация
ИСТОРИЯ с Ходорковским показала: у власти сложились непростые отношения с бизнесом. Бизнес боится власти, власть — бизнеса. Как наладить диалог между ними? Как сделать так, чтобы обе эти силы сотрудничали, а не противоборствовали? На вопросы «АиФ» отвечает вице-премьер Борис АЛЕШИН, именно он курирует в правительстве промышленную политику.
— БОРИС Сергеевич, для чего государству с рыночной экономикой промышленная политика? Не так давнехонько агент Союза промышленников и предпринимателей (РСПП) заявил: «Крупному коммерциалу не нужна промышленная политика, так как это политика государства, которая все отнимет и поделит по-своему».
— Промышленная политика проводится во всех развитых странах с рыночной экономикой. Возьмем для примера программу по развитию российской навигационной системы «Глонасс». (Космические спутники позволяют отследить любые передвижения человека, транспорта. За рубежом подобная организация «Джи Пи Эс» уже употребляется в некоторых моделях автомобилей: приемники спутниковых сигналов ориентируют на местности, предупреждают о пробках на дорогах. — Ред.) Спутники у нас уже есть, нужны приемники для их сигналов. Но их не делают. Бизнесмен говорит: «Я готов делать приемники для спутниковых сигналов, но кто будет их приобретать?»
— И каким образом страна должно произнести близкое словечко?
— Управление, к примеру, железнодорожным транспортом отныне будет осуществляться с использованием приемников «Глонасс». В произвольный поезд непременно будет устанавливаться приемник. Для рынка это полезно, мы уменьшим число аварий на железнодорожных путях. Одновременно будет рскручиваться спутниковая навигационная организация, а попутно и сама электронная индустрия.
Приведу ещё пример: в Китае в текущий момент активно обсуждают идею, чтобы каждому гражданину выдать электронный удостоверяющий личность документ. Спросите — ради чего он китайцу? Чем его бумажный не устраивает? Но если народонаселение в полтора миллиарда купит электронные паспорта, значит, в стране будет произведено огромное численность микросхем. Рынок должен обновляться, и держава за этим следит.
— Может, и нам так поступить?
— Возможно. С одной стороны, у людей чуть-чуть денег, везде дороговизна. С прочий — нужна ли стране электронная индустрия? Нужна. Но у государства нет столь денег, чтобы ее профинансировать в Зеленограде, Воронеже или Санкт-Петербурге. А если средства и найдутся, их, скорее всего, разворуют или неэффективно используют. Что работать? Государство, в частности, могло бы вложить гроши и определить повсеместно телефонные автоматы. Появится спрос на телефонные карты. Следовательно, «электронщики» получат нишу, куда не возбраняется сбыть свой пункт прайса. Это единственный из примеров промышленной политики.
«Любимчики»
— У ЭКОНОМИСТОВ есть разные мнения, на какие отрасли страна должно базироваться. А как считаете вы — надобно подтягивать отстающие или финансировать успешные? Ведь на всех денег все одинаково не хватит.
— Евросоюз и США перешли от поддержки слабых, убыточных отраслей к поддержке ведущих отраслей и развитию новых технологий. США, к примеру, делают упор на наполненный смыслом потенциал. Они выделяют огромные средства из бюджета для переподготовки кадров. Очевидно, что к тому же идем и мы.
Сейчас все озабочены одной проблемой: как конкурировать на мировых рынках в ближайшие 20–30 лет. Что у нас для этого есть? Мы завсегда умели реализовывать крупные проекты: в ядерной физике и атомной энергетике, космосе и авиации, биотехнологиях, материаловедении. Нужно сосредоточиться на этих сферах, так как как раз в этом месте у нас есть шанс конкурировать на мировых рынках.
А дальше подтянутся другие отрасли. К примеру, если Россия будет лидером в космических программах, то обеспечит первенство в области связи, навигации, в создании оборонных систем, сможет интенсивно развивать информационные технологии. А оттого что наша держава уже ныне вождь в области космических запусков: в прошлом году мы осуществили 21 запуск. Начали сотрудничать с Евросоюзом, чтобы сообща созидать ракетоносители для запусков с экваториального космодрома Куру. Италия, Франция, Южная Корея, арабский мир готовы на нашей базе развивать свои спутниковые технологии.
Что касается того, что страна должно вкладывать в эти отрасли бюджетные деньги… Я уже говорил: лучше не капиталы вкладывать, а организовывать для коммерциала рынки, куда пункт прайса разрешено будет реализовать.
— Есть и другое взгляд. Начальник экономического управления президента Антон Данилов-Данильян считает, что упор необходимо работать на импортозамещающие отрасли. Он уверен в том, что большинство импортеров согласились бы сотворить совместные предприятия и на территории России: составлять те товары и оборудование, которые в текущее время ввозятся из-за границы.
— Он предлагает помогать сборочное производство: из иностранных деталей совершать «российские» товары. Конечно, это создаст новые рабочие места, даст дополнительные доходы в бюджет от налогов, заставит гостей нашей страны вкладываться в нашу экономику. Но это не однозначное заключение. Кому нужно, чтобы ваш китайский диктофон был не китайским, а российским? Если какой-либо отдельный предприниматель может на этом получить — нехай получает. Но я лично покуда не вижу в этом месте особой роли государства.
— Есть соображение, что российская экономика развивается непропорционально. Крупный коммерциал задавил малый. Что в близкое время произошло с автозаправками — только «частники» начали рскручиваться, их поглотили крупные нефтяные компании. В других странах доля малого коммерциала в экономике весьма высока, а в России его без малого нет…
— Для этого в бюджет 2004 года мы заложили 3 млрд. руб. на поддержку малого предпринимательства. Подключили Российский банк развития. Он должен под маленький процент одаривать эти капиталы региональным банкам. А те в свою очередность — кредитовать малый коммерциал под приземистый процент.
— Борис Сергеевич, что-то не верится, что кредиты малые предприниматели получат под мелкий процент. Под какой процент Банк развития будет ссужать монеты регионам — уж наверное не меньше, чем ставка рефинансирования Центробанка — 14%? Плюс региональный банк накрутит свою долю — вот и получается уже самое меньшее 18%. К тому же банки будут залоги требовать. А что может заложить тот, кто только начинает родное занятие?
— Думаю, что процент будет существенно ниже, если региональные власти будут субсидировать процентную ставку. А что касается залогов, то кто же в рыночных условиях даст капиталы без всяких гарантий? Во всех странах такие условия. У рынка жесткие правила игры.
— Не кажется ли вам, что промышленная политика государства чересчур нередко меняется? Приходят новые хозяева и переделывают ее под себя. Вот при вашем предшественнике Илье Клебанове была принята программа развития автопрома на 10 лет. А вы — сторонник развития окончательно других отраслей…
— Преемственность есть, но мы должны учесть разные фазы развития. Поймите: когда мы говорим о поддержке легкой, пищевой, лесной промышленности, того же автопрома, мы затеваем какие-то программы на долговременный срок, но около все сильно резво меняется, меняются вкусы потребителей, и мы не поспеваем за коммерциалом, за конкурентами.
— Может быть, тогда вообще не необходимо ограждать всех отечественных производителей? Зачем держава все время пытается выудить из ямы автопром? Может быть, пора уже смириться с тем, что тут мы ни в жизнь не станем лидерами?
— По поводу пошлин на иномарки — мы ввели эту защитную меру временно. Мы не можем оберегать их столетиями.
А насчет того, что ничего не развивается, я бы хотел поспорить. Полтора года вспять я приезжал на Горьковский автомобильный предприятие. У меня волосы дыбом встали от того, что я там увидел. Этим летом я опять туда приезжаю — и не узнаю предприятие. Люди переодеты, на заводе аккуратность.
— Чистота — это шибко ладно, а как быть с качеством продукта?
— ГАЗ ищет свою нишу. Завод расширяет модельные ряды: «Газель» — грузовички и микроавтобусы. Также они начали изготовлять автомобили для инвалидов. Это все уходит «с колес». К сожалению, в то время как это немногочисленные примеры, но они доказывают, что все разрешено произвести. И подсоблять нужно. Другое занятие, какими методами.
Правительство открыто для диалога. Мы говорим бизнесу: «Приходите со своими законопроектами! Наши эксперты их посмотрят, и вкупе с правительством вы получите вероятность вписать свои законопроекты в Думу». Приходите! Предлагайте!
Кстати
Федеральные органы исполнительной власти в России нынче — 23 министерства, 8 госкомитетов, 2 госкомиссии, 11 служб, 7 агентств, 2 надзора.
Комиссия по административной перестройке во главе с вице-премьером Борисом Алешиным к 1 апреля должна завершить разбор функций федеральных ведомств. В ходе пристального изучения правительством самого себя уже выяснилось, что чиновники существующих на нынешний день федеральных министерств и ведомств выполняют 5300 функций, то есть в среднем примерно 50 на учреждение. Из них комиссии Алешина удалось исследовать больше 4000 функций, в числе которых были признаны избыточными 20% (больше 800), рядом 10% (350) дублирующими и больше 12% (500) требующими сокращения масштабов исполнения.

Author: maksim5o

Добавить комментарий