Болеслав Яворский биография

Болеслав Яворский биография
Болеслав Яворский биография

Биография Болеслав Леопольдович Яворский

Карьера: Музыкант
Дата рождения: 22 июня 1877, знак зодиака рак
Место рождения: Россия. Российская Федерация
Русский музыкальный теоретик и педагог. Окончил Московскую консерваторию в 1903 по классам композиции С.И.Танеева и фортепиано Н.Е.Шишкина. В дореволюционный период принимал участие в деятельности Музыкально-этнографической комиссии при Московском университете, Народной консерватории (после 1905). В 1918–1921 преподавал в Киевской консерватории и других учебных заведениях. С 1921 жил в Москве; в 1921–1924 заведующий отделом музыкально-учебных заведений Главпрофобра, в 1922–1930 председатель музыкальной секции Государственного ученого совета Народного комиссариата по просвещению.
В 1921–1930 преподавал в созданном по его инициативе 1-м Московском музыкальном техникуме, действительный член Государственной академии художественных наук. В 1932–1939 старшой редактор Музгиза (Государственного музыкального издательства), в 1938–1942 профессор Московской консерватории.
Яворский – крупнейший мелодический теоретик первой половины 20 в., создавший цельную систему – т.н. теорию ладового ритма. В ее основе – разумение музыки как вида речи, при этом лад трактуется (в различие от прежнего понимания этого термина наравне с гаммой, звукорядом) как фундамент музыкального мышления. Яворский обосновал множественность ладов, в том числе отличающихся от разновидностей традиционных мажора и минора; развил теорию ладовой функциональности как соотношения устоев и неустоев и заложил основы учения об интонации, позже развитого Б.В.Асафьевым. Созданная Яворским терминология легла в основу всей теории музыки в России в последующее время и вплоть до наших дней.
Яворский был значительным общественным деятелем и педагогом, тот, что благодаря таланту и эрудиции оказывал большое воздействие не только на учеников, но и на все близкое окружение, в том числе на композиторов (так, он сыграл большую образ в судьбе молодого Д.Д.Шостаковича). Он невпроворот сделал для организации музыкального образования в совдеповский период; его педагогическая занятие была новаторской, устремленной к развитию в учениках творческого мышления. Кроме того, в качестве отличного пианиста он всю дорогу выступал в концертах как солист и ансамблист, был ещё блестящим организатором концертной жизни. Выдающееся важность имели два творческих семинара Яворского – баховский и истории исполнительских стилей. Он кроме того пробовал свои силы в композиции (опера Вышка Октября, поставленная в 1930 в Большом театре, оркестровые пьесы, сочинения для фортепиано, романсы, записи и обработки народных песен и т.д.).
Основные труды Яворского: Строение музыкальной речи (1908), продолжение работы под названием Текст и музыка (1914); Строение музыкального произведения в связи с его исполнением (1914); Упражнения в образовании ладового ритма (1915, 1928); Сюиты Баха для клавира (1947). Наследие Яворского-теоретика затем его кончины во многом осталось неопубликованным (так же, как его очень интересная переписка), и многие его материалы вышли в свет значительно позже; публикация их продолжается по этот день.

Author: maksim5o

Добавить комментарий