Биография Анри Мари Бейль (Стендаль)
Карьера: Писатель
Дата рождения: 23 января 1783, знак зодиака водолей
Место рождения: Гренобль, Франция
Анри Бейль (Стендаль) — один из самых выдающихся французских писателей XIX века. Родился 23 января 1783 года. Анри Мари Бейль, писавший под псевдонимом «Стендаль», при жизни не пользовался ни признанием у критики, ни успехом у широкого читателя. Почти все его многочисленные произведения художественного, исторического и критического характера прошли незамеченными, лишь изредка вызывая рецензии, далеко не всегда благоприятные. Тем не менее Мериме, испытавший на себе влияние Стендаля, высоко ценил его, Бальзак им восхищался, Гете и Пушкин с удовольствием читали его роман «Красное и Черное».
Уделом Стендаля была посмертная слава. Его приятель и душеприказчик Ромен Коломб в 1850-е годы предпринял полное издание его произведений, охватывая журнальные статьи и переписку. С этого времени Стендаль вошел во французскую литературу как единственный из самых крупных ее представителей.
Школа французских реалистов 50-х годов признала его совместно с Бальзаком своим учителем; И.Тэн, единственный из вдохновителей французского натурализма, написал о нем восторженную статью (1864); Э.Золя считал его представителем нового романа, в котором мужчина изучен в глубокой связи его с общественной средой. Началось научное исследование Стендаля, главным образом его биографии. В 1880-егоды появляются в свет его автобиографические произведения, черновые наброски, незаконченные повести, которые Р.Коломб не включил в близкое издание. Уже в XIX веке его романы переводятся на многие языки.
В России Стендаля оценили крайне до срока, раньше, чем на его родине. На «Красное и черное» обратили участливость А.С.Пушкин и некоторые его современники. Весьма положительно отозвался о нем Л.Толстой, которого в особенности поразили военные сцены «Пармского монастыря». Горький считал его одним из крупнейших мастеров европейского романа. В Советской России были переведены на российский язык все произведения Стендаля, вплоть до незаконченных отрывков, а его романы и новеллы переиздавались десятки раз. Основные его произведения переведены на многие другие языки стран бывшего СССР. Стендаль у нас, понятное дело, является одним из самых любимых иностранных писателей.
Анри Мари Бейль родился на юге Франции, в городе Гренобле. Отец Стендаля, Шерюбен Бейль, судебный защитник при местном парламенте, и дедушка, Анри Ганьон, медик и социальный участник, как и большая доля французской интеллигенции XVIII века, были увлечены идеями Просвещения. Отец имел в своей библиотеке «большую энциклопедию наук и искусств» составленную Дидро и Д-Аламбером, и увлекался Жан-Жаком Руссо. Дед был поклонником Вольтера и убежденным вольтерьянцем. Но с началом Французской революции (1789) их взгляды очень изменились. Семья обладала достатком, и углубления революции испугало ее. Отцу Стендаля пришлось более того укрываться, и он оказался на стороне старого режима.
После смерти матери Стендаля семейство на долгое время облеклась в траур. Отец и дедуля впали в набожность, и воспитание мальчика было передано священнику, скрывавшемуся под гостеприимной кровлей Бейлей. Этот священнослужитель, аббат Ральян, о котором Стендаль с возмущением вспоминал в своих мемуарах, тщетно старался привить своему воспитаннику религиозные взгляды.
В 1796 году Стендаль поступил в открывшуюся в Гренобле Центральную школу. Задачей этих школ, учрежденных в некоторых провинциальных городах, было ввести в республике государственное и светское обучение, чтобы заместить им прежнее — частное и религиозное. Они должны были вооружить молодое поколение полезными знаниями и идеологией, соответствующей интересам складывающегося буржуазного государства. В Центральной школе Стендаль увлекся математикой и по окончании курса был отправлен в Париж для поступления в Политехническую школу, готовившую военных инженеров и артиллерийских офицеров.
Но в Политехническую школу он так и не поступил. Он приехал в Париж посредством немного дней потом переворота 18 брюмера, когда младой генерал Бонапарт захватил верх в свои руки и объявил себя первым консулом. Тотчас же начались приготовления к походу в Италию, где ещё восторжествовала реакция и установилось австрийское владычество. Стендаль был зачислен сублейтенантом в драгунский полк и отправился к месту службы в Италию. В армии он прослужил больше двух лет, и все-таки, ему не пришлось участвовать ни в одном сражении. Затем он подал в отставку и 1802 году вернулся в Париж с тайным намерением сделаться писателем.
Почти три года Стендаль прожил в Париже, настойчиво изучая философию, литературу и британский язык. В сущности, только в этом месте он получает родное первое настоящее образование. Он знакомится с современной французской сенсуалистической и материалистической философией и становится убежденным врагом церкви и всякой мистики вообще. В то время когда Бонапарт готовил себе императорский престол, Стендаль на всю существование возненавидел монархию. В 1799 году, во время переворота 18 брюмера, он был доволен тем, что генерал Бонапарт «стал королем Франции»; в 1804 году коронация Наполеона, с целью которой в Париж прибыл папа римский, кажется Стендалю очевидным «союзом всех обманщиков».
Между тем приходилось полагать о заработке. Множество начатых Стендалем комедий остались незаконченными, и он решил добывать средства к существованию коммерцией. Прослужив примерно года в каком-то торговом предприятии в Марселе и почувствовав насовсем омерзение к торговле, он решил возвратиться на военную службу. В 1805 году заново начались непрерывные войны с европейской коалицией, и Стендаль был зачислен в интендантство. С этого времени он непрерывно разъезжает по Европе следом за армией Наполеона. В 1806 году он вступает вкупе с французскими войсками в Берлин, в 1809-м — в Вену. В 1811 году он проводит отпуск в Италии, где задумывает свою книгу «История живописи в Италии». В 1812 году Стендаль по собственному желанию отправляется в армию, уже вторгшуюся в Россию, вступает в Москву, видит пожар древней русской столицы и бежит сообща с остатками войска во Францию, на долгое время сохранив воспоминания о героическом сопротивлении русских войск и доблести русского народа. 1814 году он присутствует при занятиях русскими войсками Парижа и, получив отставку, уезжает в Италию, находившуюся тогда под австрийским гнетом.
Он поселяется в Милане, в городе, полюбившемся ещё в 1800 году, и живет в этом месте без малого безвыездно возле семи лет. Как наполеоновский офицер в отставке, получает половинную пенсионную выплату, которая позволяет ему кое-как просуществовать в Милане, но недостаточна для жизни в Париже.
В Италии Стендаль печатает родное первое произведение — три биографии: «Жизнеописание Гайдна, Моцарта и Метастазио» (1814).
В 1814 году Стендаль впервой знакомится с романтическим движением в Германии, главным образом по книге А.В.Шлегеля «Курс драматической литературы», только что переведенной на французский язык. Принимая думка Шлегеля о необходимости решительной литературной реорганизации и борьбы с классицизмом с целью больше свободного и больше современного искусства, он, при всем при том, не сочувствует религиозно-мистическим тенденциям немецкого романтизма и не может сладиться со Шлегелем в его критике всей французской литературы и просвещения. Уже с1816 года Стендаль увлекается поэмами Байрона, в которых видит выражение современных общественных интересов и социального протеста. Итальянский романтизм, возникающий приблизительно в это же время и узко связанный с итальянским национально-освободительным движением, вызывает его горячие симпатии. Все это получило сое отображение в следующей книге Стендаля — «История живописи в Италии» (1817), в которой он наиболее полно изложил свои эстетические взгляды.
Одновременно Стендаль печатает книгу «Рим, Неаполь и Флоренция» (1817), в которой пытается характеризовать Италию, ее политическое положение, нравы, культуру и итальянский национальный нрав. Чтобы соорудить эту картину целой страны яркой и убедительной, он набрасывает живые сценки современного быта и пересказывает исторические эпизоды, обнаруживая сверкающий дар повествователя.
С 1820 года начались преследование итальянских карбонариев. Некоторые итальянские знакомые Стендаля были арестованы и заключены в австрийские тюрьмы. В Милане царил террор. Стендаль решил возвратиться в Париж. В июне 1821 года он прибыл на родину и сию минуту погрузился в атмосферу бурной политической и литературной борьбы.
В это время во Франции ещё с необычайной силой началась реакция. Преданное королю министерство Виллеля проводило мероприятия, сильно возмущавшие либералов. Пользуясь куцыми «свободами», представляемыми конституцией, либералы вели борьбу в палатах, в печатях, на сценах театров. В оппозицию переходили деятели и органы печати, ещё недавно верные королю. В 1827 году потом выборов, давших большинство либералам, руководство Виллеля ушло в отставку. Но Карл X не хотел уступать и решил сделать государственный переворот, чтобы всецело возродить абсолютизм. В результате чего в Париже зажглась революция, сбросившая за три дня старую монархию.
Стендаль остро интересовался происходившей во Франции политической борьбой. Реставрация Бурбонов вызвала его негодование. Приехав в Париж, он открыто принял участие в борьбе либералов с реакцией.
В Париже бытие была дороже, чем в Милане, и Стендаль должен был для заработка заниматься поденной литературой: строчить мелкие статьи для французских и английских журналов. Он еле-еле находил время для того, чтобы строчить роман.
Первым его произведением, напечатанным вслед за тем возвращения в Париж, была книжка «О любви» (1822). Книга эта представляет собою психологический трактат, в котором Стендаль пытался характеризовать различные виды любви, распространенные в тех или иных классах общества и в различные исторические эпохи.
Во время реставрации во Франции шел спор между классиками и романтиками. Стендаль принимал участие в этих спорах, напечатав две брошюры «Расин и Шекспир» (1823 и 1825). Брошюры обратили на себя чуткость литературных кругов и сыграли свою образ в борьбе двух литературных направлений.
В 1826 году Стендаль писал свой начальный роман — «Арманс»(1827), где изображает современную Францию, ее «высший свет», праздную, ограниченную в интересах, думающую только о своих выгодах аристократию. Однако и это произведение Стендаля несмотря на свои художественные достоинства, не привлекло участливость читателей.
То был единственный из самых трудных периодов в жизни Стендаля. Политическое состояние страны повергло его в уныние, материальное положение сильно трудное: служба в английских журналах прекратилась, а книги не давали без малого никакого заработка. Личные дела приводили его в безысходность. В это время ему предложили собрать путеводитель по Риму. Стендаль с радостью согласился и за недлинный срок написал книгу «Прогулки по Риму» (1829) — в форме рассказа о путешествии в Италию мелкий группы французских путешественников.
Впечатления от современного Рима легли в основу повести Стендаля «Ванина Ванини, или некоторые подробности сравнительно последней венты карбонариев, раскрытой в Папской области». Повесть вышла в свет в 1829 году.
В том же году Стендаль начал сочинять свой роман «Красное и черное», тот, что сделал его имя бессмертным. Роман вышел в свет в ноябре 1830 года с датой «1831». В это время Стендаля уже не было во Франции.
В среде зажиточной буржуазии господствует корысть и возделение подражать высшим классам, — самобытные и политические нравы разрешается откопать только посреди народа. Страсти позволительно заприметить, только когда они прорываются в каком либо поступке, караемом законом. Вот отчего в глазах Стендаля «Судебная газета» является важным документом для изучения современного общества. Интересующую его проблему он нашел в этой газете. Так возникло одно из лучших произведений Стендаля: «Красное и черное». В подзаголовке романа стоит «Хроника XIX века». Под этим «веком» следует смыслить отрезок времени Реставрации, так как роман был начат и в основном написан до Июльской революции. Термин «Хроника» обозначает тут правдивое повествование об обществе эпохи Реставрации.
Замечательно характеризовал тот самый роман М.Горький: «Стендаль был первым литератором, тот, что без малого на иной день позже победы буржуазии начал проницательно и ослепительно рисовать признаки неизбежности внутреннего социального разложения буржуазии и ее туповатую близорукость».
28 июля 1830 года, в день Июльской революции, Стендаль с восторгом увидел на улицах Парижа трехцветное полотнище стяга. В истории Франции наступила новая эра: к власти пришла крупная финансовая буржуазия. Стендаль одним духом разгадал в новом короле Луи-Филиппе обманщика и душителя свободы, а прежних либералов примкнувшим к Июльской монархии, считал ренегатами. Тем не менее, он стал хлопотать государственной службе и вскоре стал консулом Франции в Италии, прежде в Триест, а после этого в Чивита-Веккию, морской порт поблизости с Римом. В этой должности Стендаль оставался вплоть до своей смерти. Большую количество года он проводил в Риме и зачастую уезжал в Париж.
В 1832 году он начал свои мемуары о пребывании в Париже с 1821 по 1830 год — «Воспоминание эготиста», в 1835 — 1836-м — обширную автобиографию, доведенную только до 1800 года — «Жизнь Анри Брюлара». В 1834 году Стендаль написал немного глав романа «Люсьен Левен», тот, что ещё остался незаконченным. В это же время он заинтересовался невзначай найденными им старыми итальянским хрониками, которые решил обработать в небольшие повести. Но и тот самый проект получил осуществление только посредством немного лет: первая хроника «Виттория Аккорамбони», появилась в 1837 году.
Во время длительного отпуска в Париже Стендаль напечатал «Записки туриста» — книгу о своих путешествия по Франции, а ещё посредством год вышел в свет роман «Пармский монастырь», в котором отразилось его великолепное знание Италии (1839). Это было последнее напечатанное им произведение. Роман, над которым он работал последние годы своей жизни, «Ламьель», остался незаконченным и был издан посредством полно лет позже его смерти.
Мировоззрение Стендаля в общих своих чертах сложилось уже в 1802 -1805 годы, когда он с великим увлечением читал французских философов XVIII века — Гельвеция, Гольбаха, Монтескье, а кроме того их больше или менее последовательных преемников — философа Дестюта де Траси, создателя науки о происхождении понятий, и Кабаниса, врача, доказывавшего, что психические процессы зависят от процессов физиологических.
Стендаль не верит в наличие бога, в религиозные запреты и в загробную существование, отвергает аскетическую мораль и мораль покорности. Он стремится каждое понятие, которое встречает в жизни и в книгах, обследовать данными опыта, личным анализом. На основе сенсуалистической философии он строит и свою этику, вернее, он заимствует ее у Гальвенция. Если существует только единственный источник познания — наши ощущения, то следует отвергнуть всякую мораль, не связанную с ощущением, не выросшую из него. Желание славы, заслуженного одобрения других, по мнению Стендаля, — единственный из самых сильных стимулов поведения человека.
Впоследствии взгляды Стендаля эволюционировали: некоторое безразличие к общественным вопросам, характерное для него в эпоху Империи, сменилось пылким интересом к ним. Под влиянием политических событий и либеральных теорий во время Реставрации Стендаль стал считать, что конституционная монархия является неизбежным этапом на пути от деспотизма Империи к Республике и т.д. Но при всем том политические взгляды Стендаля оставались неизменными.
Характерная черта современного французского общества, полагал Стендаль, — лицемерие. В этом вина правительства. Это оно принуждает французов к лицемерию. Никто во Франции уже не верит в догмы католицизма, но любой должен принимать обличье верующего. Никто не сочувствует реакционной политике Бурбонов, но все должны ее здороваться. Со школьной скамьи приучается лицемерить и видит в этом единственное снадобье существования и единственную вероятность постепенно заниматься своим делом.
Стендаль был страстным ненавистником религии и в особенности духовенства. Власть церкви над умами ему казалось самой страшной формой деспотизма. В своем романе «Красное и черное» он изобразил духовенство как общественную силу, борющуюся на стороне реакции. Он показал, как воспитывают будущих священников в семинарии, прививая им грубо утилитарные и эгоистические идеи и всеми средствами привлекая их на сторону правительства.
Воздействие творчества Стендаля на дальнейшее формирование литературы было просторно и немало образно. Причина этой важный славы содержится в том, что Стендаль с необычайным проникновением вскрыл основные, ведущие черты современности, раздирающие его противоречия, борющиеся в ней силы, психологию сложного и беспокойного XIX столетия, все те особенности взаимоотношений человека и общества, которые были характерны не для одной только Франции.
С глубокой правдивостью, делающей его одним из крупнейших реалистов, он показал движение своей эпохи, освобождающейся от уз феодализма, от господства капиталистической верхушки, пробивающейся к ещё смутным, но неизбежно влекущим демократическим идеалам. С каждым романом возрастал размах его изображений, и общественные противоречия представали в крупный сложности и непримиримости.
Излюбленные герои Стендаля не могут принять те формы жизни, которые сложились в XIX веке в результате революции, приведшей к господству буржуазии. Они не могут примирится с тем обществом, в котором феодальные традиции уродливо сосчитались с восторжествовавшим «чистоганом». Проповедь независимости мысли, энергии, отвергающей нелепые запреты и традиции, героического начала, которое пытается пробиться к действию в косной и грубой среде, скрыто присутствует в этом революционном по своей природе, захватывающе правдивом творчестве.
Вот отчего и сейчас, посредством столь лет вслед за тем смерти Стендаля, его произведения читают во всех странах миллионы людей, которым он помогает осознавать бытие, дорожить правду и сражаться за лучшее перспектива. Вот отчего и нашим читателем он признан как единственный из крупнейших художников XIX века, внесшим неоценимый вклад в народную литературу.