Альбина Акритас биография Albina Akritas

Альбина Акритас биография
Альбина Акритас биография

Биография Альбина Георгиевна Акритас Albina Akritas

Карьера: Художник
Дата рождения: 12 июля 1934, знак зодиака рак
Место рождения: Москва, Россия. Российская Федерация
С 1962 года Альбина Акритас участвовала во всех крупных всесоюзных и российских республиканских художественных выставках, выставках российского изобразительного искусства во Франции, Великобритании, Италии, США, Японии и в других странах.
Родилась 12 июля 1934 года в Москве. Отец – Акритас Георгий Федорович. Мать – Симакова Валентина Иосифовна. Супруг – Огурцов Олег Федорович (1933 г. рожд.). Сын – Огурцов Никита Олегович (1962 г. рожд.).
Творческая судьбина Альбины Акритас определилась ещё в детские годы. Она выросла в Тбилиси, тут же окончила среднюю школу. Как и большинство детей, Альбина любила живописать. Фантазировать могла до бесконечности, на множестве листов развертывая приключенческие серии. Это пристрастие к “серийности” в своем творчестве она сберегла на всю бытие.
Первым наставником Альбины в живописи был школьный педагог Глеб Николаевич Дик, заметивший в ее рисунках незаурядность самовыражения. Он стал тактично подсоблять ее увлечение и сумел привить ей привкус к серьезным занятиям. Благодаря этому внимательному, умному человеку Альбина укрепилась в желании сделаться художником. Вскоре она начала заниматься в кружке самодеятельных художников, тот, что вел имеющий известность мастер старой петербургской школы Василий Иванович Шухаев, живший в то время в Грузии.
Окончив в 1961 году живописный факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина в Ленинграде, где она училась у В.М. Орешникова, Б.С. Угарова и А.А. Мыльникова, Альбина Акритас совместно с мужем – живописцем Олегом Огурцовым уехала по распределению в Брянск. В 1962 году она стала членом Союза художников СССР.
Вначале в творчестве Альбины Акритас преобладали большие графические серии. Художник работала в различных графических техниках: гравировала на линолеуме, пробовала технику сухой иглы, офорт, литографию. К графике в первый раз обратилась ещё живя в Брянске. Среди первых работ в этом жанре – “Строительницы” (1964) и “Старый Тбилиси” (1964).
В 1966 году была сделана серия гравюр на линолеуме по мотивам произведений бельгийского поэта Эмиля Верхарна. Стихи привлекли художника своей жизненной наполненностью, чувством предметности, яркой изобразительностью. В основе цикла – образы людей из народа, сильных и грубоватых. Действие разворачивается несуетно, неспешно; устойчивы, спокойны композиционные построения; ритмически просты и четки жесты и движения фигур, которые живут в органическом единстве с пространством.
Совершенно естественным кажется переход к работе над следующей серией – “Прачки в Переславле-Залесском” (1966), которая по-своему связана с предыдущей. Возникает чувство, как будто верхарновские образы перенесены на русскую почву. Это первая большая служба художника в технике черно-белой гравюры на картоне. И как раз с этой техникой связано начало нового этапа в творчестве Альбины Георгиевны, обретение собственного графического языка и индивидуальной художественной повадки.
Затем была создана серия “Двадцать первостепеннный год” – первая у художника, выполненная в технике многоцветный гравюры на картоне. Стремясь передать строгий дух времени, художник приглушает цвет. Простые и безыскусные сюжеты гравюр этой серии отражают наиболее характерные явления тех лет: “Рабфак”, “На стройке”, “Голод”, “Весна”, “В деревне”.
Обратившись к многоцветный гравюре, Альбина Акритас продолжала интенсивно осуществлять свои замыслы и в гравюре черно-белой. По мере освоения качеств картона как материала она выработала различные приемы обобщения, совершенствовала композицию, добиваясь ясности и отточенности. В известной мере, художественное мышление сближалось с мышлением скульптора – в понимании пластики человеческой фигуры, в стремлении к плотности, материальности, в интересе к проблеме движения объема в пространстве. Но основой всех графических работ художника неизменно была живопись. К рубежу 1960-70-х годов творчество ее обрело черты большей зрелости, язык стал больше богатым и нюансированным, образы – больше углубленными.
Произведения Альбины Акритас этого периода по своему духу и пластическим свойствам смыкаются с искусством “сурового стиля”, расцветом которого отмечены 1960-е годы. Общность сказывается в образном строе ее работ – в строгой патетике, напряженно-драматичной романтизации труда и будней простых людей; она проявляется кроме того в тяге к монументальности, к лаконичному, конструктивно-четкому выражению.
В 1966 году семейство художников переехала в Подмосковье, а в 1972 году следом поездки в Среднюю Азию Акритас начала к работе над серией гравюр, посвященных кишлаку Байсун. Эта черно-белая серия сильнее других произведений, сделанных в этой технике, вызывает чувство красочности. Листы цикла все разные: по композиции, масштабам, манере исполнения. Не внешними моментами объединяются они в серию, но сближаются запечатленным в них настроением, чувством радости и ощущением полноты жизни. Своеобразие серии “Байсун” состоит и в том, что листы делались прямо с натуры, что основой образов послужили конкретные прототипы. Эта серия знаменует дальнейшее усложнение и углубление художественно-образного содержания искусства Альбины Акритас.
Еще с конца 1960-х годов, вместе с тем с работой над сериями гравюр “Прачки” и “Байсун”, художник обратилась к теме Великой Отечественной войны, посвятив ей строй живописных эскизов, полотен, рисунков.
В 1982 году Акритас работает над серией “Сорок основополагающий год”, делает ее в технике гравюры на картоне. На всесоюзной экспозиции, посвященной 40-летию разгрома немецко-фашистских захватчиков под Москвой, в первый раз экспонировались 4 листа цветных гравюр серии (“Прощание”, “Тревожный сон”, “На строительстве укреплений”, “Поздний ужин”), впечатляющей своим внутренним драматизмом, нестандартностью композиций, силой художественного обобщения. Перед зрителем предстает не механическое воспроизведение событий прошлого: гравюры воспринимаются как истинное творение чувства, заставляющее всматриваться в образы.
Начало 1980-х годов было необыкновенно плодотворным. Уже к лету 1982 года она приступает к работе над первой в своей жизни пейзажной серией, посвященной ленинградским паркам. Серия рисунков “Парки Ленинграда” выполнена карандашом в светлой тональной гамме. Рисунки наполнены воздухом, в котором растворяются материальные формы.
В 1980-е годы была создана серия гравюр – “Работа художника” (1982-83, “Автопортрет”, “Обнаженная модель”, “Скульптор”, “Рисование с натуры”, “Вечерний пейзаж”). На этих листах представлены разные, внешне не связанные приятель с другом сюжеты повседневного труда художника – самая близкая для Акритас задача. Различные по своему настроению, формально-образному строю и графическим приемам листы объединяют отраженные в них глубокие раздумья автора над сутью творчества.
Затем идут “Времена года” (служба к экспозиции “Художники в борьбе за мир”) и “Сбор урожая” (обе – 1984). Акритас заново обратилась к женщинам, только ее героини немного изменились, и ситуация кругом них тоже: все смягчилось, посветлело, исчезли некоторая напряженность и суровость.
Большое важность в творчестве художника имела первая поездка в Грецию в 1988 году. После нее появились графические серии, посвященные Древней Греции: “Античный театр” (1989), “Воины” (1989), “Персонажи древнегреческой поэзии” (1989), “Танцовщицы” (1992), “Сиртаки” (1992). А также им – уймище живописных холстов: «Танцовщицы», «Троянцы», «Похищение Европы», «Гермес и Майя» и масса пейзажей с натуры. Период увлечения темами Эллады продолжается в творчестве художника до сих пор.
Одновременно начали являться сюжеты Ветхого и Нового заветов: «Сусанна и старцы», «Суд царя Соломона», «Соломея перед Иродом», «Притча о блудном сыне» и многие другие.
В тот самый отрезок времени были исполнены живописные портреты, натюрморты и интерьеры. Все они наполнены живым чувством цвета и пластики, ощущением жизни: “Прощание”, “В раздевалке” (1983), “Пруд в деревне” (1984), “Вечер” (1984), “Беседа” (1986), “Осень” (1986), “Пейзаж в Англии” (1990), “Монастырь в Переславле-Залесском” (1990), “Домик в Селятине” (1991) и многие другие.
В 2000 году Белый зал Российской академии художеств был украшен семью живописными панно на тему “История Психеи” по античной легенде из “Метаморфоз” Апулея.
Альбина Акритас ещё со школьных лет любила «Метаморфозы» Апулея. Время не погасило привязанность к мудрой и светлой притче, и нередко, сидя в Белом зале, она не могла отделаться от ощущения незримого присутствия героев легенды. В 1997 году она решилась поведать о своем желании черкануть новые панно на тему «История Психеи» президенту Российской академии художеств Зурабу Церетели. Зураб Константинович одобрил инициативу, и художник взялась за работу, начав с изучения литературных и исторических источников в музеях, библиотеках, архивах. Летом Акритас уехала в Грецию – рисовала храмы, скульптуры, море, горы, оливы, пытаясь насытить работу атмосферой подлинной античности. Затем всю зиму трудилась в мастерской над эскизами, летом – вновь в Греции, зимою – заново в мастерской…
Художнику хотелось сберечь и прийти на помощь живописью ясный объем Белого зала, не заполнять промежутки между основными сюжетами, свершить изображения необходимыми ингредиентами архитектурного пространства.
Выбирая материал для будущих панно, позже длительных проб и сомнений Акритас остановилась на казеиново-масляной темпере, легкости, бархатистости, свежести которой она не могла сыскать в других технологиях (хотя и знала все связанные с этим сложности, главная из которых – трансформирование цвета и тона в процессе работы). Это заключение ей подсказали росписи храмов в Новгороде, Пскове, Ферапонтове. Краски готовила вручную, по цеховым рецептам античных и средневековых мастеров. 14 января 2000 года начала чиркать первое панно – «Свадьба Психеи и Купидона». Приходилось осваивать разом всё: свежеиспеченный материал, образный, колористический и тональный строй, размеры. Боясь закрепостить себя, погубить непосредственность и свежесть живого рисования, Акритас работала прямо на холстах, по ходу дела меняя группы, движения, детали и более того колорит. Освоив технические приемы в «Свадьбе», остальные панно закончила быстрее. 12 июля 2000 года холсты были завершены, а в августе привезены на Пречистенку и укреплены на стенах Белого зала Российской академии художеств.
Во многих отношениях живопись Акритас своеобразна. По простоте замысла, по композиции, ритму, по манере обобщения образов ее полотна сходны с графическими работами. Для них характерна густая красочная масса, в которой то рождаются, то растворяются объемы. Сложна колористическая гамма; под воздействием неизменно “загадочного” источника света краски подобно тому как начинают мерцать различными оттенками. Тонкая цветовая оркестровка лишает повседневные, непарадные сюжеты приземленности. Она позволяет передать неоднозначность душевного состояния, внутреннее усилие, отразить глубину эмоционального переживания.
Альбина Акритас использует разные материалы: живопись маслом, темперой, акварелью, коллаж, гравюру и офорт, литографию, сложные смешанные техники. Но в ее работах нет резких переходов от одной привычки к прочий, художник не следует моде. Главное для нее – это полнота выражения своего отношения к миру, четкость творческой позиции. Способность Акритас внутренне настраиваться на своих героев, проникать в их чувства и задушевный мир делает ее произведения психологически убедительными для зрителя.
В 1999 году к 200-летию А.С. Пушкина ею был выполнен здоровый цикл работ, посвященных поэту.
Творчество А.С. Пушкина увлекало и волновало художника всю дорогу. Она начала строчить вирши о поэте, сделала первые рисунки. В результате появились два цикла – «Каменный гость» и «Пиковая дама», а кроме того графические листы из жизни Пушкина. Все они выполнены смешанной техникой: коллаж, темпера, гуашь, тушь, пастель, монотипия, строгий карандаш. За эти работы в 1999 году А.Г. Акритас была присуждена золотая медаль Российской академии художеств.
С 1962 года Альбина Акритас участвовала во всех крупных всесоюзных и российских республиканских художественных выставках, выставках российского изобразительного искусства во Франции, Великобритании, Италии, США, Японии и в других странах. Ее персональные выставки прошли в Москве (1972, 1985, 1993, 1996, 2001), Санкт-Петербурге (1987), Наро-Фоминске (1999), Вильнюсе (1970), Варшаве (1974), Белграде (1974), Бостоне (1989), Лондоне (1990), Афинах (1992), Вене (1995). Ее произведения находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Музея современного искусства в Москве и Русского музея в Санкт-Петербурге, во многих музеях городов России и стран СНГ, а ещё приобретены галереями Эдмонда Розенфельда “Les Oreades” (Париж, Франция), Марии Шереметьевой (Бостон, США), Сэма Дэвидсона (Сиэтл, США), Отто Хайнца (Вена, Австрия), Його Риота (Киото, Япония), а ещё коллекционерами Англии, Германии, Греции и Южной Кореи.
А.Г. Акритас – действительный член Российской академии художеств (1997), член президиума РАХ с 1999 года, Заслуженный художник России (1981). За свои творческие успехи она неоднократно награждалась премиями и дипломами.
Альбина Георгиевна является членом Союза писателей России, она – автор двух поэтических сборников (1990, 1999), статей в каталогах (1985, 1988, 1993, 2000), многочисленных публикаций в журналах и газетах.

Author: maksim5o

Добавить комментарий