Алексей Баташев биография: Алексей Баташев биография

Алексей Баташев биография
Алексей Баташев биография
Алексей Баташев биография

Биография Алексей Николаевич Баташев

Карьера: Музыкант

Дата рождения: 7 сентября 1934, знак зодиака дева

Место рождения: –

Кандидат технических наук (1972), кавалер Ордена Культурной заслуги (Польша, 1977), Заслуженный деятель искусств России (1995). Почетный доктор Международного Восточно-Европейского университета (1999), действительный член Академии художественной критики (2002). В числе неправительственных наград – Медаль 200-летия США (1978), медаль ВДНХ за достигнутые успехи в развитии народного хозяйства СССР (1981), московская медаль “Ветеран труда” (1985), почетная награда Президента колледжа Куиннипиак (США) за выдающийся вклад в международный культурный обмен средствами музыки и искусства (1988), Почетный знак Польского джазового объединения (1994), Медаль Кшиштофа Комеды (1994), памятная медаль Международного фонда славянской письменности и культуры “За гражданское мужество” (2002).

А.Н.Баташев окончил Московский физико-технический институт (1957), обучался у академиков Л.Д.Ландау, П.Л.Капицы, А.Д.Сахарова, Н.Н.Семенова специальностям химическая физика и радиотехника. В свободное время занимался плаванием под руководством мирового рекордсмена Л.К.Мешкова и, дойдя до кандидата в сборную СССР на Олимпийские игры в Мельбурне, отказался от спортивной карьеры. Еще в бытность студентом независимо освоил кларнет и саксофон, основы гармонии, аранжировки и импровизации и с 1954 по 1959 год играл в оркестрах и ансамблях Москвы (Эстрадный оркестр МИД Николая Артамонова, джаз-оркестр МИСИ Виктора Зельченко, Джаз-квинтет Геннадия Гладкова), выступал как саксофонист, участник вокального квартета и вокалист-солист. Написал цикл “Английские песни на слова Маршака”, а кроме того немного пьес для джаз-оркестра и камерного джаз-ансамбля. Сорок лет через две его пьесы были аранжированы для большого оркестра Виталием Долговым.

Под влиянием искусствоведа Леонида Переверзева с 1958 года стал выступать со статьями о джазе, сначала на польском языке (в журнале “Джаз”), а с 1962 – на русском в отечественной периодике, на английском в американских и международных изданиях. В 1960 разработал устав и организовал в Москве первостепеннный Клуб любителей джазовой музыки в ДК “Энергетик” на Раушской набережной, открыл его концертом гостившего у него “Нью-Йоркского джаз-квартета” и, став президентом клуба, объявил вектор движения на создание отечественного направления в джазе, “соединяющего национальное музыкальное наследие и интернациональную джазовую технику”. К слову, вкупе с Л.Б.Переверзевым Баташев в 1965-67 годах провел большущий цикл лекций о джазе в рамках Общества “Знание” в Большой аудитории Политехнического музея.

Собрал большую фонотеку и библиотеку по джазу и подверг эту музыку научному анализу. Результатом стала преподавательская занятие на Курсах повышения квалификации музыкантов в Московском объединении музыкальных ансамблей и в Джазовой студии ДК “Москворечье”, а кроме того первая и единственная в своем роде монография “Советский джаз” (М., 1972) по истории отечественного джаза. Ее используют в качестве учебника для эстрадно-джазовых отделений музыкальных учебных заведений, ее фрагменты переведены на многие языки, по материалам ее был поставлен кино Карена Шахназарова “Мы из джаза”.

В 70-80-е годы А.Н.Баташев вел занятия по разработанным им курсам: “История джаза”, “Джазовая стилистика”, “Теоретическая эстетика”, “Гармоническое ориентирование” (джазовое сольфеджио и слуховой анализ), а кроме того по уникальному курсу “Всемирная история музыкальной импровизации”. Курсы посещали как музыканты-любители, так и студенты, аспиранты и преподаватели музыкальных учебных заведений.

Главная черта деятельности А.Н.Баташева – просветительство. В 1976 году он был аттестован Министерством культуры как лектор-музыковед, а потом и как режиссер, начал профессионально действовать от Московской государственной филармонии. В концертном зале ДК “Москворечье” в середине 70-х годов им был впервой проведен абонементный цикл “Джаз, фольклор и классика” с участием ведущих джазовых ансамблей страны, фольклорных коллективов Севера и Сибири, Ансамбля народной музыки Дмитрия Покровского, солистов Гидона Кремера, Татьяны Гринденко, Наталии Гутман, Ансамбля ударных инструментов Марка Пекарского. Он автор идеи совместных выступлений фольклорных и джазовых коллективов, он подготовил и провел концерты-игры Ансамбля Покровского совместно с Трио Вячеслава Ганелина, “Арсеналом” Алексея Козлова, “Архангельском” Владимира Резицкого. Впоследствии в 1989 году на основе этой идеи и по инициативе Баташева был проведен основополагающий в мире Всемирный фестиваль джаза и фольклора в Абакане. Фактически на этом фестивале родилось художественное явление, называемое нынче этноджазом.

В 1981-87 ставил и вел цикл концертов в Олимпийской деревне в нововведенном им жанре “Джаз плюс джаз” (возле 30 оригинальных программ). Вел концерты московских джаз-фестивалей 80-х годов. Представлял зарубежных джазменов – Фрейзера МакФерсона, Дэйва Брубека, Диззи Гиллеспи, Пэта Метени, “Мальборо Супербэнд” во время их гастролей.

С его именем связаны джазовые концерты в Театре Эстрады, ЦДХ (“Джаз-пик с Алексеем Баташевым”), в ЦДРИ (творческие вечера Ю.Маркина, С.Григорьева, А.Пищикова, А.Кролла, А.Кузнецова, И.Бриля), в Колонном Зале (Джаз-фестиваль “Москва-Рио-Нью-Йорк”), в Концертном зале ДК ФЭИ (г. Обнинск, с 1981 больше ста концертов!), а в просветительской деятельности Центра “Аккорд” в Музее им. Глинки. Алексей Баташев – неизменный ведущий джаз-фестивалей в Архангельске, Екатеринбурге, Челябинске, первых фестивалей “Богема-Джазз”, первого фестиваля “Джаз в Саду Эрмитаж”, первого Джаз-Карнавала в Одессе, где он являлся арт-директором и ведущим.

А.Н.Баташев – организатор и ведущий фестивалей джаза в СССР и за рубежом: Он участвовал в организации и ведении фестивалей в Тарту и Таллине (с 1959), в Москве (с 1962) и в Ленинграде (с 1965), первых фестивалей в Донецке, Воронеже, Новосибирске, Казани, Куйбышеве, Днепропетровске, Одессе. В 1977 провел Поморский джаз-фестиваль в Польше (на польском языке). В 1988 организовал и провел (на английском языке) четырехнедельные гастроли по Соединенным Штатам четырех советских солистов – Игоря Бриля, Алексея Кузнецова, Александра Осейчука и Виктора Двоскина. Вместе с американским партнером он организовал серию концертов советских и американских джазменов (Джо Хендерсон, Боб Хатчерсон, Игорь Бриль, Александр Осейчук и др.) в Сан-Франциско (1989). Им организована и проведена в городах Поволжья гастроль американского джаз-оркестра “Синтезис” (1990), международный фестиваль “Джаз у океана” во Владивостоке (1991-93). Он был инициатором джазовых контактов между Сибирью и Аляской, установил культурные связи с университетом в Фэйрбэнксе, а ещё с одним из крупнейших американских джаз-фестивалей в городке Москва (штат Айдахо), где с тех пор русский джаз ежегодно представлен.

Он единственный из учредителей (совместно с Александром Цфасманом, 1966) и член Международной джазовой федерации при ЮНЕСКО, неизменный корреспондент ее журнала “Джаз Форум”, с 1973 устойчивый член Консультативного совета Берлинского Джаз-Феста (по приглашению Иоахима Берендта и Георга Грунтца), с 1983 член Совета Новоорлеанских джазовых архивов. В 70-80-е декан и лектор факультета джазовой музыки московского Университета культуры Общества слепых.

В 80-е А.Н.Баташев – член худсовета фирмы “Мелодия”, автор вступительных статей к больше чем ста джазовым грампластинкам и компакт-дискам. По его инициативе многие отечественные джазмены в первый раз попали в крупнейшие российские и международные энциклопедические и справочные издания. В 1986 вышла “Энциклопедия джаза и популярной музыки” (ЧССР), где А.Н.Баташев – автор больше сотни статей о советских музыкантах. С середины 90-х годов он – автор издательства “Российская Энциклопедия”, единственный из составителей и авторов “Всемирного энциклопедического словаря”, биографического словаря “Музыканты мира”. В целом им опубликовано свыше 500 статей в периодических, а сейчас и онлайновых изданиях

В 80-90-е читал лекции о джазе в 20 американских университетах – Смитсонианский Институт (Вашингтон), Айдахо Стэйт (Москоу, Айдахо, в том числе совместно с Леонардом Фезером), Бригэм Янг (Прово, Юта), Колгэйт (Нью-Йорк), Куиннипиак (Хэмден, Коннектикут), Сонома (Сан-Франциско), Стэнфорд (Пало Алто, Калифорния), Тулэйн (Нью Орлеан, Луизиана), Хауард (Вашингтон), Аляска Стейт (Фэйрбэнкс, Аляска) и др. В Беркли Колледж (Бостон, Массачузетс) по приглашению ректора Гэри Бертона им проведены мастер-классы по джазовой эстетике и журналистике.

С 60-х годов и до середины 90-х он автор и ведущий популярных телевизионных и радиопрограмм – “Метроном” (Радио “Юность”, совместно с Аркадием Петровым и Леонидом Переверзевым), “Джаз-курьер” (Московское ТВ), “Джаз с Алексеем Баташевым” (инициатива Дмитрия Диброва, Пятый канал, 1995, свыше ста передач за 8 месяцев в интерактивном прямом эфире!), и других. В 1991 началось сотрудничество с “Эхо Москвы”. Телепередача “Клуб Алексея Баташева”, шедшая по московскому кабельному телевидению, номинировалась в 2001 на ТЭФИ.

В роли рассказчика телезрители видели Алексея Баташева в фильмах “Опавшие листья” Александра Марьямова, “Бродвей нашей юности” Алексея Габриловича, в цикле передач “Джаз из России” с участием известных российских джазменов на НТВ.

Благодаря директору “Интерньюс” Григорию Либергалу с ТВ связана ещё одна важная страничка биографии Баташева – аккурат его голосом говорили известные американские критики в выдающемся сериале – фильме Кена Бернса “Джаз”, показанному впервой в Европе по ОРТ в 2001 году. По приглашению режиссера Александра Стефановича сыграл образ джазового деятеля в фильме “Осенний блюз”.

В 1998 году по приглашению Российского фонда культуры Баташев начинает концертный цикл “Джаз из России”, а по приглашению главного редактора МГАФ С.С.Горбачевой становится автором и ведущим абонемента “Джаз для всех” в Большом зале Московской консерватории (25 тематических программ за 5 сезонов). За это время в программах участвовали на практике все действующие лица современного российского джаза, от старейших – Олега Лундстрема и Георгия Гараняна – до тех, кто ещё только вступает на большую сцену. Первые темы носили общеобразовательный и концептуальный характер: натура джаза, феномен импровизации и феномен экспромта, джаз и фольклор, джаз и классика, джаз и грядущее музыки.

В ноябре 1998 года с небывалым аншлагом в БЗК прошел концерт с участием Оркестра Олега Лундстрема, Николая Петрова, Любови Казарновской. Автором и организатором этого проекта была импресарио Майя Кочубеева, имевшая к тому времени солидный профессиональный навык работы в камерном и симфоническом жанре. Майя пригласила Баташева новости тот самый концерт. С марта 1999 года Алексей и Майя начинают всю дорогу сотрудничать.

Результатом их совместного творчества стал строй просветительских концертных проектов на главных сценах Москвы (БЗК, КЗЧ), в том числе концертные программы “Алексей Баташев представляет:”, цикл концертов “Музыкант и его время”, посвященных Эллингтону, Гудману, Дунаевскому, Миллеру, Цфасману с участием оркестров Олега Лундстрема и Игоря Бутмана, ансамблей “Moscow Band” Владимира Лебедева, “Ленинградский диксиленд” Олега Кувайцева и “Горячая Девятка” Всеволода Данилочкина, саратовского джаз-оркестра “Ретро” Никиты Духовникова, ансамблей Игоря Бриля, Алексея Кузнецова, Александра Осейчука, Аркадия Шилклопера, Германа Лукьянова, Юрия Маркина, в том числе зарубежных солистов – Кортни Пайна, Деборы Браун, Дженни Эванс и Руди Мартини, Роберты Гамбарини, Дайан Шур и других. Для многих наших музыкантов эти программы стали дебютом на сцене КЗЧ или БЗК. По инициативе Майи многие концерты были сняты телеканалами “Культура” и ТВЦ, имели фарт у телезрителей. В результате заинтересованность широкой публики к джазу видно возрос.

Большинство их совместных проектов сохранило проблемную тематику, раскрывая с новой стороны те или иные аспекты джаза, – концерт к столетию Гершвина, концерт к 80-летию Московской Филармонии (с “Ленинградским диксилендом” и певицей Дженни Эванс, показанный по ТВЦ), “Посвящение Дюку Эллингтону”, “Посвящение Луису Армстронгу”, “Русский всенародный джаз”, “Джаз в стиле Шопена” (с участием польского трио Анджея Ягодзиньского) – в БЗК; “Старые песни от джаза”, “Эдди Рознер. Возвращение оркестра”. Этот их план вообще стоит особняком – по инициативе Кочубеевой и Баташева выдающийся знаток джазовой оркестровки Владимир Прохоров воссоздал по слуху партитуры репертуара рознеровского оркестра 40-х годов.

В числе наиболее ярких концертов – гала-концерт “Джаз с Востока” в БЗК в марте 2003 года с участием музыкантов Америки, Европы, Азии и Африки – Татевик Оганесян, Аркадия Шилклопера, Владимира Волкова, Дафера Юссефа, Ришада Шафи, Энвера Измайлова, Сергея Манукяна, Виктора Фридмана, а кроме того фестиваль “Российскому джазу – 80” (октябрь 2002, КЗЧ и БЗК) с участием Олега Лундстрема, Ларисы Долиной, Давида Голощекина, Игоря Бутмана, Анатолия Кролла, Ильи Рутберга, Льва Лебедева, “Москоу-Бэнда” и саратовского оркестра “Ретро”. В течении трех дней любители джаза имели уникальную вероятность проследить историю российского джаза от его рождения в 1922 году, от возрожденных номеров “Эксцентрического джаз-банда Валентина Парнаха” и “Теа-джаза Леонида Утесова” до современности. Отдельной страницей фестиваля стал его заключительный концерт в БЗК – формирование проекта “Эдди Рознер. Возвращение оркестра” с участием Биг-бэнда Федеральной пограничной службы России (дирижер Владимир Вепринцев).

Сразу следом открытия Международного дома музыки в 2003 году Майя Кочубеева и Алексей Баташев провели там афишный джазовый концерт с придуманной Майей программой “Серенады Солнечных долин, или Цветущий май”, в котором участвовал Квартет Виктора Заходяева и “Moscow Band” Владимира Лебедева.

В 2004 году Кочубеева и Баташев подготовили и провели в Большом зале Консерватории концерт образцового исполнителя джазовой классики – американского оркестра “Султаны свинга” со специальной программой. Американцы исполнили “Голубую рапсодию” Гершвина (в честь 80-летия создания) в переложении Олега Лундстрема (солист – НА СССР Николай Петров), впервой познакомили российских слушателей с сюитой на темы “Щелкунчика” в переложениях Дюка Эллингтона и его коллег. Символическое рукопожатие – через 60 лет после этого премьеры в Карнеги Холле, сбор с которой пошел на поддержка воюющей Красной Армии, в БЗК состоялось первое в России претворение в жизнь программной сюиты Эллингтона “Черные, коричневые и бежевые” с участием НА РФ Давида Голощекина и НА СССР Елены Образцовой.

Кочубеева и Баташев создают и джазовые развлекательные программы. Много публики и прессы привлек однодневный фестиваль “100-летие Луиса Армстронга” в саду “Эрмитаж”. В 2001 году А.Н.Баташев был почетным гостем Новоорлеанского джаз-фестиваля, где как арт-директор Одесского джаз-карнавала выступил с предложением, чтобы Одесса и Новый Орлеан стали городами-побратимами и по-братски решили бы, где все-таки родился джаз. Не получив отклика, предложил улаживать в Москве карнавал в новоорлеанском стиле “Секондлайн”, и первостепеннный эдакий карнавал при участии американских музыкантов 10th Avenue Jazz Band и американских путешественников с успехом проведен совместно с Майей Кочубеевой летом 2002 года в Саду “Эрмитаж”.

Ценители джаза любили гулять в первостепеннный и один в Москве танцевальный джазовый “Клуб Алексея Баташева” (кроме того их общий проект). В памяти многих остался придуманный Майей конец дня “Встреча старых стиляг” в августе 2000 года.

А.Н.Баташев вел ещё симфонические и камерные концерты в проектах Майи Кочубеевой – Государственного академического симфонического оркестра (в том числе “Концерт на бис” в КЗЧ, “Музыка нашей Родины” в БЗК с произведениями И.О.Дунаевского, дирижер Павел Сорокин), Российского национального оркестра (премьера Симфонии “Желтые звезды” Исаака Шварца, дирижер Павел Сорокин), Московского симфонического оркестра (дирижер Владимир Зива), “Оперные фантазии” – в КЗЧ.

Подсчитано, что на концертах, придуманных и организованных Майей Кочубеевой и Алексеем Баташевым, охватывая визиты зарубежных звезд, побывало возле 70 тысяч джентльмен, пополнивших аудиторию любителей джаза. А за 50 лет творческой деятельности Баташева вся аудитория посетителей его лекций и концертов, сообща с радиослушателями и телезрителями исчисляется миллионами.

Алексей Баташев представлял русский джаз Президенту Михаилу Горбачеву в 1989 году, а кроме того Президентам Владимиру Путину и Биллу Клинтону на специальном концерте в Кремле в июне 2000 года с участием Оркестра Олега Лундстрема, детского ансамбля Петра Петрухина и Квартета Игоря Бутмана.

Деятельность А.Н.Баташева связана не только с джазом. В 90-е годы А.Н.Баташев – председатель Российского союза профессиональных литераторов, член Общественной палаты при Президенте России, член Координационного совета творческих союзов России. А.Н.Баташев в качестве члена Комиссии по правам человека при Президенте России разработал Федеральную программу защиты трудовых и социальных прав творческих работников свободных профессий и был в числе разработчиков закона о творческих работниках и творческих союзах.

В 1984 году Алексей Баташев начал трудиться над громадный книгой, которая по завершении была им озаглавлена “БАТАШ. Большой евразийский роман, или Опыт художественно-исторического исследования рода за 55 веков”. Еще в 1995 году по первым наброскам к книге был снят документальный кино “Алексей из рода Баташевых” (Реж. А.Лазо, ЦСДФ, 1995). Книга была подготовлена к печати и распространению при поддержке и активном творческом участии Майи Кочубеевой. Книга получила высокие оценки от известных писателей и деятелей культуры.

Выдающийся музыковед, эскулап искусствоведения, профессор Московской Консерватории Валентина Джозефовна Конен, характеризуя своего коллегу, писала:

“А.Н.Баташев – талантливейший, дерзкий, упорный пропагандист джаза и организатор. Ему больше, чем какому-либо другому музыковеду обязаны мы тем, что джаз в нашей стране не угас в годы гонения на него, а развился в искусство, находящееся на мировом уровне”.

Author: maksim5o

Добавить комментарий