Алексей Арбузов биография

Нет фото
Нет фото

Биография Алексей Николаевич Арбузов

Карьера: Писатель
Дата рождения: 26 мая 1908, знак зодиака близнецы
Место рождения: Россия. Российская Федерация
В начале 1930-х годов Арбузов переезжает в Москву, посещает занятия в театральной школе и вскоре становится заведующим литературным отделом театра малых форм Пролеткульта.
АРБУЗОВ, АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ (1908–1986), российский драматург. Родился 13 (26) мая 1908 в Москве. В результате сложных семейных обстоятельств (уход отца из семьи, немочь матери) с одиннадцати лет бродяжничал, попал в колонию «трудных» детей. Случайно встретившийся на его пути передвижной театр дал мальчику новоиспеченный житейский ориентир. Сначала он был актером, испытав огромное воздействие личности и творчества известного театрального деятеля П.П.Гайдебурова, организовавшего в Петрограде Первый передвижной театр и при нем школу; следом – режиссером «Живых газет» в Ленинграде и руководителем театра в «Агитвагоне» (1928–1929). Тогда же начал проверять себя в драматургии (первая пьеса, поставленная профессиональными театрами, – Класс, 1930).
В начале 1930-х годов Арбузов переезжает в Москву, посещает занятия в театральной школе и вскоре становится заведующим литературным отделом театра малых форм Пролеткульта. Отдавая дань эстетическим тенденциям «нового» искусства с его тяготением к прямолинейной лозунговости и в то же время фактографической точности и «производственному» сюжету, Арбузов формирует соответственный репертуар, задумывает пьесу о шахтерах, для чего едет в донбасский рабочий поселок; знакомится с жизнью заводов и строек. Интерес вызывает у Арбузова театр Вс.Мейерхольда; начинающий драматург входит в круг творческой молодежи, объединившейся около Э.Гарина (А.Гладков, И.Шток, В.Плучек и др.). Первый здоровущий счастливый момент принесла Арбузову комедия Шестеро любимых (1935; 2-я ред. 1958), написанная для журнала «Колхозный театр». В мае 1938 Плучек, Арбузов и Гладков, решив сочинять коллективно и методом импровизации пьесу о первых строителях Комсомольска, создали свою «Государственную театральную московскую студию», к которой вскоре стали близки Б.Слуцкий, П.Коган, Н.Майоров, Д.Самойлов и в которой в 1940, главным образом усилиями Арбузова, была создана пьеса Город на заре (первая постановка – февраль 1941; опубл. 1957) – хроника, героем которой явилось Время, а одним из действующих лиц – Хор комсомольцев-строителей города. За немного месяцев студийцы дали больше 40 спектаклей, о которых прошли бурные диспуты в МГУ и МИФЛИ. Во время Великой Отечественной войны количество студии превратилась во Фронтовой театр; Арбузов написал пьесу Бессмертный (1942; совм. с Гладковым) и Домик в Черкизове (1943; новая редакция – Домик на окраине, 1954).
Созданная в 1938 (окончательный вариант 1947) пьеса Таня сделала драматурга по-настоящему знаменитым. Спектакли по пьесе были тотчас поставлены в театрах Новосибирска, Смоленска, Ярославля, Горького, после этого без малого во всех театрах страны (в особенности успешной оказалась постановка 1939 в Театре Революции с Марией Бабановой в главной роли, ставшей отныне эмблематичной для актрисы).
С этой камерной лирической драмы о любви, семейном взаимопонимании и женском призвании (отдаленно проецирующейся на концепцию А.И.Герцена в романе Кто повинен? с его тезисом самостоятельной социальной самореализации женщины как залога и ее личного счастья), вызывающей до сих пор страсть сколько споров и не утратившей зрительского интереса вплоть до конца 20 в., начинается разработка в драматургии Арбузова психологических проблем. Так, одна из лучших пьес Арбузова Годы странствий (1954; первоначальное назв. – Ведерников), охватывая время с 1937 по 1945, стремится вручить картину не столь сюжетных перемещений, сколь «странствий» души мятущегося главного героя. Большой и продолжительный счастливый момент (в т.ч. на зарубежной сцене) выпал на долю пьесы Арбузова Иркутская история (1959), посвященной известной актрисе Юлии Борисовой, которая и сыграла главную образ в первой ее постановке на сцене Театра имени Евг.Вахтангова (реж. Евг.Симонов). Пьеса, сочетавшая черты монументально-героической, камерно-лирической и социально-бытовой драмы, в максимальной степени выявила свойственное Арбузову тяготение к острым ситуациям, нестандартным, «неправильным» и ярким характерам, привкус к органическому смешению театральных стилей и жанров, введению двух – «сиюминутно-бытийного» и высшего, «вневременного», философского – пластов сценического повествования.
Различные аспекты повседневной жизни современника, острота психологических коллизий – в пьесах Арбузова Потерянный наследник (1961), Мой бедный Марат (1965), Счастливые дни несчастливого человека (1968), Сказки старого Арбата (1970), Мое загляденье (1972), Вечерний свет (1974), Старомодная комедия (1975), Ожидание (1976), Жестокие игры (1978), Воспоминание (1981), Победительница (1983) и др., завсегда мелодраматичных и теплых и в большинстве своем встреченных с симпатией зрителем и критикой.
Мудрый и благожелательный не только в творчестве, но и в жизни, Арбузов поддержал в родное время начинающих А.Володина, А.Вампилова, Л.Петрушевскую и многих других литераторов (в начале 1970-х годов был организатором студии-мастерской молодых драматургов).
Умер Арбузов в Москве 20 апреля 1986.

Author: maksim5o

Добавить комментарий