Александр Бурганов биография: Александр Бурганов биография

Александр Бурганов биография
Александр Бурганов биография
Александр Бурганов биография

Биография Александр Николаевич Бурганов

Карьера: Художник

Дата рождения: 20 марта 1935, знак зодиака рыбы

Место рождения: Россия. Российская Федерация

Диапазон творчества А.Н. Бурганова широк – от скульптурного портрета до многофигурных станковых композиций, памятников и монументов. Однако все его творчество, независимо от темы каждой отдельной работы, может восприниматься как некое целое, выражающееся в стремлении изобразить внутренний мир человека, его восторги, желания и страхи.

С основами своей будущей профессии Александр Бурганов в первый раз познакомился на уроках А.И. Казарцевой в детской художественной студии в Баку. В 1959 году он поступил в Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское) на отделение скульптуры, где его руководителем стал Г.И. Мотовилов.

Диапазон творчества А.Н. Бурганова широк – от скульптурного портрета до многофигурных станковых композиций, памятников и монументов. Однако все его творчество, независимо от темы каждой отдельной работы, может восприниматься как некое целое, выражающееся в стремлении очертить внутренний мир человека, его восторги, желания и страхи. По его мнению, наиболее полно подлинность этих чувств проявляется в сновидениях, а самое значительное ощущение возникает в щемящем восторге полета, соединенного с ужасом падения.

В отрезок времени жесткого официального идеологического контроля над искусством эти чувства не находили возможности реализации. И только «оттепель» 1960-х годов, которая всколыхнула всю интеллектуальную бытие России, открыла художнику простор для самовыражения.

Если вожди «сурового стиля» 1960-х годов использовали новое ощущение свободы для того, чтобы дозволить себе раскрыть глаза на суровую правду окружающей жизни, то Бурганов использовал тот самый импульс, чтобы отвинтиться от действительности. Она исчезла для него. Он закрыл глаза и погрузился в загадочный мир зазеркалья. Перед ним раскрылась огромная вселенная со своими солнцами и лунами, со своими страстями, желаниями и опасностями. Там также приподнято в небеса уходили деревья, пролетали огромные облака, неведомые птицы задевали людей своими крыльями, а бешеные собаки в ярости катались по земле. С тех пор его творчество, повинуясь собственным законам, стало существовать в двух пространствах: во сне и наяву. Окружающие люди, в восприятии художника, изменили свой вид. Лицо перестало для него быть зеркалом души. Художник заменяет его образом руки или жестом пальцев, а облегающее пространство наполняет ветром от бесчисленных летящих драпировок. Колонна, лестница, портьера, цветущее дерево – вот те основные образы, которые стали доминантами в его творчестве.

А.Н. Бурганов с воодушевлением рассказывал о абсолютно новых пластических открытиях, озаривших его в связи с железной клеткой камеры предварительного заключения – особого объекта русской жизни. Тема железной клетки, предмет страдания и осознания этого страдания в бесчисленных вариациях будет сопровождать его творчество долгие годы. Наверное, наиболее ярким примером этих чувств является огромная композиция «Железная клетка» (1980) в собрании музея «Людвиг Форум» в Ахене, где беснующиеся железные кони в зверской драке уничтожают дружбан друга, не замечая, что сами находятся за решеткой. Этой же теме посвящены и прекрасные женские статуи в виде железных клеток, внутри которых живет, просится наружу, но ни при каких обстоятельствах не находит выхода удивленная и страдающая человеческая личность.

А.Н. Бурганов становится лидером нового направления, которое сам он формулирует как «новоиспеченный романтизм». В 1987 году в Москве в Центральном Доме художника состоялась большая персональная программная экспозиция «Сновидение внутри нас. Магический кристалл». В 1993 году в Германии прошла его персональная экспозиция, которая называлась «Магический реализм». Он был одним из инициаторов, объединивших около себя группу художников, которая выступила в 1994 году в Третьяковской галерее с программной выставкой «Сон раскрывает природу вещей».

Особое местоположение в творчестве художника занимает создание музея «Дом Бурганова», тот, что является попыткой объединения искусства с архитектурой в некое целое, способное реализовать атмосферу его творческих исканий. Музей необычен по своей концепции. Скульптуры и картины беспрепятственно располагаются в пространстве, взаимодействуя товарищ с другом, создавая чувство скрытой, но очевидно существующей жизни. Музей – как собор, где живут магические символы нашей души. В какой-то степени это заставляет припомнить Гетениума Штернберга в Дахау, где воодушевленная общей идеей интернациональная группа художников-символистов пыталась отгрохать «Храм человеческого духа» в начале ХХ века.

Полированная бронза, золото, многоцветный мрамор, драгоценные породы дерева, ржавое железо, скомканная бумага, стальные прутья проволоки – вот тот материал, тот, что составляет тела его скульптур. Чаще всего они пронизаны воздухом и светом и вместе с тем тревогой и опасностью, которая всю дорогу стоит за спиной. Его изображение не подчиняется никаким законам реальной анатомии и привычного визуального восприятия. Они меняют форму и находятся в постоянном превращении из одного состояния в другое. Не ненароком многие из его произведений называются «Метаморфоза», определяя этим словом всю неясность происходящего, но вечно указывая на ход перерождения. Одновременно разрешено проговорить, что основой художественной концепции А.Н. Бурганова при совершенной свободе остается все же классическая традиция. Художник не видит себя в отрыве от общеевропейской художественной идеи, завещанной нашими предками. Его скульптуры соединяют в себе академический канон с импульсивной вседозволенностью и могут нетрудно быть примерами классического традиционного искусства и в то же время все отрицающего авангарда. Это то, что собирает в себе все противоречия ХХ века в стремлении созидать и разрушать, все то, что собирает в единое целое боль за утрату высоких художественных идеалов, влечение их сберечь и вместе с тем порушить во имя странного симбиоза чувств, тот, что ныне является внутренним ощущением без малого каждого человека, – это независимый полет, соединенный с ощущением трагического падения.

Творческие работы А.Н. Бурганова отмечены высокими наградами: Государственной премией СССР; Государственной премией МНР и золотой медалью имени Е.В. Вучетича, орденом преподобного Сергия Радонежского Русской Православной Церкви, орденом Дружбы (2002).

Среди основных работ скульптора: монумент в честь 400-летия города Орла (1966); «Воспоминание старого рабочего» (1968); декоративный рельеф-эмблема Центрального Дома кино в Москве (1969); монумент «Дружба народов» в честь 400-летия добровольного присоединения Удмуртии к России (1972); «Победа» (1978, Москва, ЦДХ); «Война и мир» (Германия, 1980); «Ю. Гагарин – первостепеннный джентльмен в космосе» (1985, экспозиция ЭКСПО-86, Канада); портреты-барельефы русских художников на станции «Третьяковская» Московского метрополитена: И. Репина, В. Сурикова, К. Брюллова, С. Коненкова, А. Иванова, И. Шишкина и др. (1986); композиция «Война и мир» (9 фигур, 1987); монумент Софье Перовской (1987, Калуга); портрет Ивана Цветаева для Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (1992); мемориальные памятники советским воинам, погибшим на территории Бельгии во время Второй важный войны (1990–1992); монумент М.Ю. Лермонтову (1994, Москва); монумент И. Бунину в Воронеже (1995); фонтан «Принцесса Турандот» (1997) и монумент А.С. Пушкину и Н. Гончаровой на Арбате (1999). А.Н. Бурганов принимал участие в воссоздании северного фасада храма Христа Спасителя. В сентябре 2000 года перед входом в Университет имени Дж. Вашингтона в Вашингтоне (США) состоялось торжественное открытие памятника А.С. Пушкину работы А.Н. Бурганова в качестве дара правительства Москвы американской столице.

Среди недавних работ скульптора – галерея «Люди – Легенды», бюсты великим деятелям важный культуры: А. Тарковскому, И. Бродскому, Р. Нуриеву, И. Бунину, Г. Фогелеру (2002–2005); «Золотой лев» (ГИМ, 2002), скульптуры ансамбля Украинского бульвара в Москве: «Аллегория воздуха», «Аллегория воды», «Леся Украинка», фонтан «Юность», декоративная скульптура «Дружба»; монумент Е.Ф. Гнесиной (2005, Москва), мемориальная доска С. Рихтеру (2005, Москва), декоративные барельефы на здании библиотеки и монумент А.П. Боголюбову (2005, Москва), парковый ансамбль «Экология» в сквере на Сивцевом вражке (2005, Москва).

С 1960 года по настоящее время Александр Николаевич участвовал без малого в 150 московских, республиканских, всесоюзных и зарубежных выставках (посреди них больше 25 персональных). Среди последних крупных выставочных проектов – экспозиция скульптуры (больше 20 монументальных работ) на одной из центральных площадей Брюсселя Мон дез Арт (2004) и персональная экспозиция в ЦВЗ «Манеж» «Скульптура и городок. Творчество академика Александра Бурганова» (2005). Работы скульптора хранятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Русского музея, Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, в музеях и частных коллекциях Германии, Бельгии, США, Югославии, Болгарии, Монголии, Швейцарии.

Творческая концепция А.Н. Бурганова стирает грани между различными видами искусства. Он с одинаковым воодушевлением работает в области скульптуры, графики, живописи, театра и кино. Совершенно особой частью его деятельности является литература, где в больше свободной форме концентрируются и раскрываются движущие стимулы его творчества. «Фантастическая автобиография», написанная им 1985 году и опубликованная первым изданием в Германии, является его программным манифестом. Среди его литературных работ – «Художественный навык нового романтизма» (1997), «Новый романтизм» (1999).

С 1962 года А.Н. Бурганов ведет педагогическую дело в родном вузе (в настоящий момент Московский Государственный художественно-промышленный универ имени С.Г. Строганова): в 1962–1971 годах – преподаватель, старшой преподаватель, в 1971–1987 годах – доцент, а с 1987 года – профессор, заведующий кафедрой архитектурно-декоративной пластики.

Александр Николаевич Бурганов – всенародный художник РСФСР (1988) и Удмуртской АССР (1972), действительный член Российской академии художеств (1997), почетный член Российской Академии архитектуры и строительных наук, лекарь искусствоведения. А.Н. Бурганов является членом Союза художников, председателем правления Московского объединения художников Международного художественного фонда.

Живет и работает в Москве.

Author: maksim5o

Добавить комментарий