Александр Беркутов биография: Александр Беркутов биография

Александр Беркутов биография
Александр Беркутов биография
Александр Беркутов биография

Биография Александр Максимович Беркутов

Карьера: Авиатор

Дата рождения: 11 декабря 1911, знак зодиака стрелец

Место рождения: –

Гвардии Майор А. М. Беркутов совершил 232 боевых вылета, участвуя в 68 воздушных боях, лично сбил 15 самолётов противника. года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Александр Беркутов родился 11 Ноября 1911 года в селе Новое Мордово, нынче Куйбышевского района Татарской автономной республики, в семье рабочего. Окончил неполную среднюю школу. Работал на Ярославском винокуренном заводе. С 1931 года в рядах Красной Армии. В 1935 году окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу лётчиков.

Участник боев с японскими захватчиками на реке Халкин – Гол летом 1939 года и Советско – Финляндской войны 1939 – 1940 годов.

На фронтах Великой Отечественной войны с Августа 1942 года. Особенно отличился в боях на Северном Кавказе и за Крымский полуостров.

К Марту 1944 года Штурман 101-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 329-я истребительная авиационная дивизия, 4-я Воздушная вс, 4-й Украинский фронт ) Гвардии Майор А. М. Беркутов совершил 232 боевых вылета, участвуя в 68 воздушных боях, лично сшиб 15 самолётов противника. 2 Августа 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны Александр Максимович непродолжительно продолжал служить в ВВС. С 1946 года Гвардии Полковник А. М. Беркутов – в запасе. Жил в городе Сочи Краснодарского края, работал на горпромкомбинате. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды, 4-мя медалями. Умер 26 Января 1962 года.

* * *

В голодный 1921 год с 10-летним сыном Сашей приехали из Татарии Беркутовы в Ярославль и поселились в пригородном селе Карабихе, знаменитом усадьбой – музеем Н. А.Некрасова. Котельщик судоремонтного завода Максим Беркутов устроился слесарем на тутошний спиртзавод, но счастья не было и в этом месте – вскоре умерла благоверная. Сына принял ребяческий жилище. Через год Саша вернулся к отцу и мачехе. Впоследствии Александр рассказывал о своих “университетах”:

– В Карабихе в школе имени Н. А. Некрасова я закончил восьмилетку, следом работал чернорабочим, секретарём сельсовета, аппаратчиком на спиртзаводе, а в 1931 году добровольцем ушёл в Красную Армию. Служил в Ярославле – первоначально курсантом 18-го артиллерийского полка, а по окончании полковой школы – командиром орудия в 52-м стрелковом полку.

Но вышло так, что его призванием всё – таки стала авиация. Это был зов сердца, влюблённого в небосклон. По специальному набору в 1933 году Александра Беркутова направили в Ворошиловградскую военно – авиационную школу пилотов. Быстро пролетели два года учёбы, за ней работа в Белоруссии и на Брянщине. Когда японская военщина развязала агрессию супротив дружественной нам Монгольской Народной Республики, в числе других лётчиков – истребителей Александр оказался в районе реки Халкин – Гол. Там, в жарком монгольском небе, в Августе 1939 года произошло его боевое крещение.

Вернулся Александр с орденом Красного Знамени, а четыре месяца через ему выпало новое опробование в морозном небе Финляндии. Три месяца водил начальник звена своих лётчиков на боевые задания – перехватывал вражеские самолёты, штурмовал воинские эшелоны, аэродромы, огневые позиции, доты. Эти вылеты явились хорошей школой для молодого командира. В Мае 1940 года Александру Беркутову доверили руководство уже эскадрильей и в то же время выдвинули на пост штурмана авиационного полка.

2 Июня 1941 года началась третья в его жизни битва – Великая Отечественная. В первые же дни Александр Беркутов, как и многие другие, подал рапорт с просьбой отправить его на фронт, но только в Августе 1942 года, когда немецкие войска прорвались на Кавказ, возделение его удовлетворили. И вот Северо – Кавказский фронт, 84-й истребительный авиаполк. На земле и в воздухе кипели ожесточённые бои. Лётчики полка самоотверженно сражались с превосходящими силами врага, громили его колонны на горных дорогах и переправах, вели неравные схватки с немецкими самолётами. Пример отваги показывал Капитан А. М. Беркутов.

…Раз во главе семёрки “Чаек” ( так наши лётчики называли истребитель И-153 ) начальник эскадрильи пересёк линию фронта. Сразу же из – за белой пелены облаков вырвалась группа Ме-109. Перевес в силах сделал противника дерзким и нахальным. Четвёрка Ме-109 яростно атаковала комэска. Расчёт – сшибить ведущего.

Уходя от огненных трасс, Беркутов сам атаковал противника, хлестал их пулемётными очередями. Самый наглый из немцев пошёл в лобовую атаку. Комэск принял её. И вот вражеский истребитель – в перекрестии прицела. Расстояние сокращается… Казалось, столкновение неминуемо. Но нет: германец не выдержал, грубо вошёл в пике. Огненные трассы “ШКАСов” впились в худое корпус “Мессера”. С гривой огня и дыма он понёсся к земле и резво взорвался. Троих Ме-109 сшибли ведомые Капитана. Остальные немецкие самолёты молниеносно скрылись…

Вечером того же дня Александр Беркутов ещё раз сразился с неприятелем – от его меткого огня рухнул наземь иной вражеский самолёт. Две победы в единственный день !

В первые дни Сентября 1942 года бои развернулись на Терском рубеже. Почти каждый день эскадрилья Беркутова штурмовала вражеские переправы сквозь Терек, в иные дни приходилось совершать по 8 боевых вылетов.

На исходе Сентября воздушная разведка обнаружила западнее станицы Вознесенской большое скопление немецких танков. Они стремились к Грозному, к его нефтепромыслам. Бронированные машины двигались по долине между Терским и Сунженским хребтами. Разгромить немецкую группировку препоручили 4-й Воздушной армии Генерала К. А. Вершинина. По нескольку раз в день водил Беркутов своих товарищей на штурмовку. Только 29 Сентября Капитан лично уничтожил 2 танка и подбил ещё 14, а за декаду боёв под Моздоком сшиб 5 вражеских самолётов. Командование Закавказского фронта наградило ярославца орденом Красного Знамени. Лётчик достойно носил свою гордую фамилию – был настоящим кавказским орлом – беркутом.

В приказе Военного Совета 9-й Армии так фиксировалось его доблесть: “за 4 вылета группа Беркутова уничтожила 9 танков, 18 автомашин, 4 зенитки, больше 100 боец и офицеров противника”.

В начале Октября 1942 года самолёт Майора Беркутова был подбит в неравном воздушном бою. Истекая кровью, лётчик всё же сумел усадить его. Долго пролежал Александр Максимович на госпитальной койке. Только в 1943 году он вернулся в строй, и вскоре его агрегатина снова взмыла в воздух.

17 Марта 1943 года пятёрка И-16, ведомая штурманом полка Капитаном Беркутовым, взлетела с аэродрома близ станицы Днепровской на разведку в район станиц Петровская и Черноерковская. Над Таманью они встретились с тремя группами “Мессеров” общей численностью 14 машин и вступили с ними в мордобой. Беркутов атаковал в лоб Ме-109 и немедленно же сшиб его. Вскоре задымил и стал валиться ещё единственный “Мессер”. Но четвёрка Ме-109, быстро атаковав сверху нашу группу, сшибла единственный из “ишачков”.

Бой длился уже 25 минут. Горючее было на исходе. Боекомплекты также без малого израсходованы. “Мессеры” подожгли ещё единственный свойский истребитель. Через немного мгновений Капитан Беркутов поймал в прицел Ме-109 и дал короткую очередность. “Мессер”, вздрогнув, крутнулся и вошёл в последние пике.

Бой продолжался без малого до полной выработки топлива в баках самолётов. Два наших лётчика не вернулись на свой аэропорт. Горькая, тяжёлая это была утрата. Но и неприятель ощутил силу ударов наших ребят: четыре Ме-109 догорали на земле.

…Под ударами советских войск враг откатывался с Северного Кавказа и Кубани, настала очередность освобождения Крыма.

Освоив свежий истребитель ЛаГГ-3, Александр с ещё большим мастерством и энергией бил ненавистного врага. До конца года он совершил 67 боевых вылетов, провёл 25 воздушных боёв. В номере за 26 Февраля 1944 года газета “Красная Звезда” сообщала: лётчик Беркутов за 15 дней боёв сшиб 11 вражеских самолётов. В ту пору авиационный полк, в котором служил отважный пилот, помогал наземным войскам громить врага на Керченском полуострове.

Однажды он прикрывал наших бомбардировщиков. Тяжело гружённые машины поднялись в небосклон… Разбомбив немецкие коммуникации в районе Керчи, они повернули на свой аэровокзал. Втоварищ появились 6 вражеских истребителей. Беркутов атаковал и сшиб головной Ме-109. В это время на него набросилась пара “Мессеров”. Умело маневрируя, Беркутов пошёл на них в контратаку. Один германский самолёт не успел вылезти из – под удара и был сбит. На аэровокзал наши истребители возвратились с победой.

А на рассвете ( это было в конце Января 1944 года ) – новое поручение. Майор Беркутов вёл четвёрку над Керчинским проливом. В это время к переправе под прикрытием 16 “Мессеров” шла группа из 10 немецких бомбардировщиков. Четыре и шестнадцать… И тем не менее Беркутов приказал штурмовать.

Отважная четвёрка врезалась в строй врага. Немцы, не ожидавшие эдакий дерзости, очевидно растерялись. Это им стоило одного самолёта. Но вот Ме-109 разошлись на виражах в разные стороны и устремились на наши машины. Однако краснозвёздные истребители умело прикрывали дружбан друга. В этои неравном бою недруг потерял 4 самолёта. Группа Майора Беркутова вышла из схватки без потерь.

Много ещё пришлось повоевать Александру Максимовичу на крымской земле – до самого изгнания неприятеля. 2 Августа 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество и отвагу, проявленные при освобождении Северного Кавказа и Крыма, заместителю командира 101-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии Майору А. М. Беркутову было присвоено звание Героя Советского Союза.

После освобождения Крыма, командуя уже 57-м Гвардейским Краснознамённым истребительным авиаполком, Гвардии Подполковник А. М. Беркутов в составе 2-го Белорусского фронта принимал участие во многих крупных боевых операциях в небе Польши, добивал врага в их логове. Войну он закончил летая на американском истребителе Р-39 “Аэрокобра”. Его благоверная – Мария Ивановна, ярославская ткачиха, отпрыск Альберт гордились мужем и отцом, тот, что совершил за войну 345 успешных боевых вылетов, провёл 75 воздушных боев, в которых сшиб 16 вражеских самолётов лично и 5 – в группе с товарищами.

В Феврале 1947 года Беркутов демобилизовался, поселился в городе Сочи, где работал заведующим производством промкомбината, начальником автошколы, четырежды избирался депутатом горсовета. Гвардии Полковник в отставке А. М. Беркутов умер 26 Января 1962 года и похоронен на сочинском кладбище. Ярославцы чтут земляка – Героя. Пионерская дружина Карабихской восьмилетней школы имени Н. А. Некрасова долгое время носила его имя.

Author: maksim5o

Добавить комментарий