Александр Алехин биография

Александр Алехин биография
Александр Алехин биография

Биография Александр Александрович Алехин

Карьера: Шахматист
Дата рождения: 31 октября 1892, знак зодиака скорпион
Место рождения: Москва, Россия. Российская Федерация
Александр Алехин – выдающийся русский шахматист. Родился 31 октября 1892 года. Александр Алехин выступал за  Российскую империю, Советскую Россию и Францию. Четвёртый чемпион мира по шахматам. Первый чемпион РСФСР 1920 год. Входил в число сильнейших шахматистов мира.
Родился 31.10.1892 в Москве, умер 24.3.1946 в Эшторил, Португалия, похоронен в Париже. Русский шахматист; 4-й в истории Шахмат чемпион мира (1927-1935, 1937-1946), шахматный теоретик и литератор, медик права.
С шахматами познакомился в 7 лет, серьёзно начал игрывать в 12 лет. В юности немало играл по переписке, что способствовало его шахматному совершенствованию. В “весеннем” турнире московских любителей шахмат (1908) занял 1-е местоположение. Международный дебют Алёхина. состоялся на 16-м конгрессе Германского шахматного союза в Дюссельдорфе (1908); в главном побочном турнире он поделил 4-5-е места. После турнира сыграл матчи с X. Фарни – 1.5 : 1.5 (+1, -1, =1) и К. Барделебеном – 4.5 : 0.5. В 1908 выиграл матч в Москве у Б. Блюменфельда – 4.5 : 0.5 и занял 1-е местоположение в турнире Московского шахматного кружка, завоевав право выступать во Всероссийском турнире любителей; победил в этом турнире (удостоен звания маэстро) и подтвердил свой фарт на 17-м конгрессе Германского шахматного союза, разделив 7-8-е м. с ф. Дуз-Хотимирским. В 1910-х гг. стремительно выдвинулся в цифра сильнейших шахматистов мира. Успешно выступил на международном турнире в Карлсбаде (1911) – 8-11-е местоположение с О. Дурасом, П. Леонгардтом и С. Тартаковером. Лучшие результаты в др. турнирах: 1912, Стокгольм – 1-е м., Вильно (турнир русских мастеров) – 6-7 (с Г. Левенфишем); 1913, Схевенинген – 1-е, Петербург (турнир мастеров) – 1-2-е (с Левенфишем), Всероссийский турнир мастеров – 1-2-е м. (с А. Нимцовичем; оба получили право игрывать в петербургском турнире гроссмейстеров). Выиграл матчи у С. Левитского – 7:3 (Петербург, 1913) и Эд. Ласкера -3:0 (Париж, 1913). В Петербургском международном турнире гроссмейстеров (1914) занял 3-е местоположение (потом Эм. Ласкера и X. Р. Капабланки).
В ранге гроссмейстера дебютировал на международном турнире в Мангейме (1914), тот, что был прерван после этого 11-го тура в связи с началом 1-й важный войны 1914-1918; 1-й приз был присуждён Алёхину (+9, -1, ==1). В России Алёхин вступил в действующую армию. После тяжёлой контузии (1916) лечился в госпитале в Тарнополе. В 1917-1918 немного месяцев жил в Одессе, следом возвратился в Москву. Победил в турнирах лучших московских шахматистов и на 1-м чемпионате Советской России (1918-20). Женившись в 1921 на швейцарской журналистке А. Рюгг, выехал с нею за рубеж, где остался на постоянное жительство.
Выходец из дворянской семьи, Алёхин не сию минуту принял Великую Октябрьскую социалистическую революцию. Однако с годами его касательство к Советской России менялось: он по достоинству оценил расцвет шахматной культуры в СССР, достижения советских шахматистов на международной арене. “Не только как многолетний шахматный сотрудник, но и как джентльмен, понявший всю глубину того, что сделано в СССР в области культуры, шлю свои искренние поздравления шахматистам Советского Союза с 18-й годовщиной Октябрьской революции. Александр Алехин” (телеграмма Алёхина во Всесоюзную шахматную секцию, 1935).
В 1920-х гг. Алёхин настойчиво стремился к завоеванию звания чемпиона мира. В 1927 сыграл матч с Капабланкой, выиграв тот, что (6 : 3), стал сильнейшим шахматистом мира. “Таблица турнирных успехов Алехина представляет внушительное зрелище” (Капабланка), он победитель многих крупных международных турниров: Будапешт (1921); Баден-Баден (1925); Кечкемет (1927); Сан-Ремо (1930); Блед (1931); Лондон, Берн, Пасадена (1932); Париж (1933); Цюрих (1934); Эребру (1935). В 1935 уступил звание чемпиона мира М. Эйве, но в 1937 взял убедительный реванш. В 1938-39 между Алёхиным и М. Ботвинником велись переговоры о матче на первенство мира, которые прервала 2-я мировая махаловка 1939-45. В 1946 переговоры о матче возобновились, но преждевременная конец Алёхина помешала его проведению. Последние месяцы жизни Алёхин провёл в бедности и одиночестве в Португалии.
Вэтого Алёхин выступил в 87 турнирах, в 62 из них занял 1-е местоположение. Провёл 23 матча, в том числе 5 на первенство мира; выиграл 17 матчей, 4 свёл вничью и 2 продул (В. Ненарокову, 1909, и Эйве, 1935). Вэтого сыграл 1264 турнирные и матчевые партии (+735, -127, ==402), многие из них отмечены призами за красоту.
Спортивным успехам Алёхина способствовали самокритичность, требовательное к себе отношение: “Посредством шахмат я воспитал свой нрав. Шахматы, раньше всего, учат быть объективным. В шахматах не возбраняется стать большим мастером, только осознав свои ошибки и недостатки. Совершенно так же, как и в жизни” (Алёхин). Многие тысячи партий Алёхин сыграл в гастрольных выступлениях и в сеансах одновременной игры, в том числе, не глядя на доску; “по-видимому, Алехин обладал самой замечательной шахматной памятью, которая когда-либо существовала” (Капабланка).
С М. Чигориным Алёхина роднила преданность Шахматам, вера в их безграничные творческие возможности. “Для меня шахматы не развлекуха, а искусство” (Алёхин). Цель Шахмат он видел “в научных и художественных достижениях, которые ставят шахматную игру в строй других искусств”. Обладая даром интуиции, ярким комбинационным зрением, Алёхин тонко понимал динамику позиций, завсегда стремился к полнокровной игре. Развивая идеи Чигорина, Алёхин теоретически обосновал и на практике утвердил определенный подход к решению шахматных проблем, возникающих в той или другой позиции, и постоянно “стремился не поддаваться обману кажущейся простоты позиции, кажущейся естественности ходов” (Р. Рети). Не отрицая общих законов стратегии Шахмат, он не считал их непреложными во всех случаях; в частности, в некоторых позициях Алёхин был готов утрачивать темп с целью осуществления конкретного плана, тот, что считал правильным. В этом отношении характерен образец из его партии с А. Рубинштейном (чёрные; Гаага, 1921) : 1. d4 d5 2. Kf3 e6 3. c4 a6 – неудачный, по мнению Алёхин, ход. Чтобы привести доказательства это, Алёхин сделал немного ходов в дебюте одной и той же фигурой; занятие не в механическом подсчёте ходов отдельных фигур, а в соответствии этих ходов конкретному плану, осуществление которого – оптимальный дорога к получению преимущества. 4. с5 Ксб 5. Cf4 Kge7 6. Kc3 Kg6 7. СеЗ b6 8. cb cb 9. h4 Cd6 10. h5 Kge7 11. h6 g6 12. Cg5 0-0 13. Cf6. “Далеко не обычное положение вслед за тем 13 ходов ферзевого гамбита. Из 13 первых ходов белые сделали 3 хода пешкой “h” и 4 хода слоном, позже чего достигли если не выигрышного уже, то близкого к тому положения. Чёрные сделали в дебюте немного эксцентричных ходов (З… a6, 5… Kge7; 6 … Kg6), которые, если бы недруг на них не реагировал, дали бы им, в конце концов, хорошую партию. И я отнюдь не специально, а, только подчиняясь необходимости, продвинул свою пешку “h”, чтобы стать поперек дороги чёрным заполучить превосходство в центре” (Алёхин).
В своих партиях и теоретических работах Алёхин показал неразрывную связь дебюта с миттельшпилем и эндшпилем, последовательно осуществлял свои стратегия, планы, навязывая соперникам сложную игру на всех стадиях шахматной партии. “Когда я думаю о том, какие творческие идеи вкладывал подчас Алехин в доигрываемые позиции, какие неожиданные пути он находил, я проникаюсь величайшим восхищением перед мастерством Алехина” (Эйве).
В области дебютной теории Алёхину принадлежит разработка оригинального алгоритма развития (Алехина защита), создание ряда новых систем в испанской партии, французской и сицилианской защитах, в защите Каро-Канн, ферзевом гамбите, защите Нимцовича и в других дебютах. Как аналитик опубликовал строй книг и сотни статей по теории и практике шахматной игры. “Шахматные произведения Алехина, крупнейшего шахматного художника прошлого, будут существовать века. Разыгрывая алехинские партии, шахматисты грядущих поколений будут обретать истинное эстетическое блаженство, и поражаться мощи его гения” (Ботвинник).

Author: maksim5o

Добавить комментарий