Абу Аль-Газали биография Aby Al-Gazali: Абу Аль-Газали биография Aby Al-Gazali

Абу Аль-Газали биография
Абу Аль-Газали биография

Биография Абу Аль-Газали Aby Al-Gazali

Карьера: Философ
Дата рождения: –
Место рождения: Иран
Перед кончиной он поручил воспитание сыновей своему другу, который был суфием, и сказал ему: “Я очень жалею, что не смог достичь знаний, и хочу, чтобы этого достигли оба моих сына. Обучи их любым способом, даже если это будет стоить всего того, что я оставляю им в наследство”.
Отец имама Аль-Газали был бедным и благочестивым человеком, он жил только на то, что зарабатывал своими руками. Он прял шерстка и продавал ее в своей лавке в городе Тусе (сейчас городок в Иране). Он всю дорогу посещал алимов и проповедников, общался с ними и оказывал им свою содействие и услуги. Каждый раз, когда он слушал их речи, он плакал и просил Аллаха о том, чтобы Он даровал ему сына, похожего на него. Всевышний Аллах внял его мольбам, и вскоре у него родились два сына, одного из которых он назвал Абу Хамидом Мухаммадом (позднее его стали кликать имам Аль-Газали), тот, что позднее стал великим ученым, а другого – Абуль Футух Ахмад (он стал одним из известных проповедников). Умер он в 520 г. Хиджры.
После смерти отца его дружбан стал обучать детей за счет их наследства, покуда оно не иссякло. И ибо он сам был крайне беден, ему было тяжко содержать их за свой счет, и по этой причине он предложил им поступить в медресе в качестве учащихся, чтобы прокормить себя. Они приняли предложение и поступили в медресе, и это стало центровой причиной их счастья и достижения высокой степени перед Аллахом.
Позднее, рассказывая об этом другим, имам Аль-Газали выразил суть своего юношеского прошлого словами: “Мы начали выискивать знания не с целью Аллаха, но Он захотел, чтобы это было только для Него”. О его матери, к сожалению, не сохранилось никакой информации, помимо того, что она оставила его сиротой, когда он был ещё младенцем.
Аль-Газали (полное имя Мухаммад ибн Мухаммад ибн Мухаммад ат-Туси аш-Шафии) является шейхом, имамом, редкой личностью своего времени, большим авторитетом в Исламе. Он – безукоризненный душевный начальник ученых. Будучи муджтахидом своего времени, он является автором многих полезных изданий, искусно разбирающийся в мазхабах, основах Ислама, разногласиях и спорах и логике. Обладая глубоким аналитическим умом, он в совершенстве изучил философию.
Город Тус тут он родился в 450 г. и вырос. В нем же сделал первые шаги к знаниям и изучил мусульманское право у своего первого учителя имама Ахмада Ар-Разакани.
Когда ему ещё не исполнилось и 20 лет, в 470 г. в поисках знаний он отправился в Горгон. Он взял с собой книгу “Комментарии по вопросам мусульманского права” в нескольких томах, автором которой является Абу Наср Аль-Йсмаили.
С этими книгами у него приключилась курьезная история. Вот что об этом говорит он сам: “В пути на свой караван напали разбойники. Они отобрали у меня все мои вещи, а когда стали покидать, я последовал за ними. Меня заметил их старшой, тот, что, пригрозив мне, сказал: “Горе тебе, возвращайся вспять, а не то ты погибнешь”. Я сказал ему: “Ради Аллаха, прошу тебя возвратить мне только мои книги. Вам нет от них никакого толка, а мне они сильно нужны”. Тот спросил: “Что это за книги?” Я ответил: “Те, что в той торбе. Я шибко непочатый край работал над ними, слушал, писал и познал то, что в них”. Он посмеялся и сказал: “Как же ты можешь быть в курсе то, что в них? Ведь когда мы их у тебя забрали, ты остался без знаний!” Затем он повелел своим людям отдать их мне.
Далее имам Аль-Газали говорит: “Тогда я обратился к самому себе и сказал: “Поистине эти слова Аллах сознательно вложил в уста тому человеку, чтобы послать меня на больше верный тракт в моей учебе”. И когда возвратился из города Горгона, я изучал эти книги в течение трех лет, покуда не выучил их наизусть, чтобы не остаться без знаний, если на меня нападут разбойники”.
Приобретенные им знания не могли удовлетворить его, оттого что он жаждал большего. И оттого в 473 г. он отправился в Нисабур и достаточно капитально взялся за учебу, а потом и сам писал книги. В это время oн был женатым человеком в возрасте 28 лет.
В 478 г. из Нисабура он отправился в Аль-Муаскар, где познакомился с главой министров Низамом аль-Мульком, и тот приблизил его к себе в виду его знаний, авторитета, высокой степени перед Аллахом и умения дискутировать, и вскоре он занял высокое положение в Совете министров. Вэтого в Аль-Мусакаре он пробыл 5 лет.
Затем в 484 г. Низам аль-Мульк назначил имама Аль-Газали на пост главного учителя медресе “Ан-Низамия” в Багдаде. У него было 300 своих учеников. Тогда ему было 43 года. Он удивлял людей своим характером, красноречием, благородством, и все крайне полюбили его. Они чаще стали посещать его и обретать исчерпывающие ответы на интересующие их вопросы. Так продолжалось до тех пор, в то время как он не отрекся от мирской суеты, отказавшись от своей славы и высокой должности
Пробыв в Багдаде всего 4 года, он в 488 г., назначив родного брата своим заместителем и оставив все, что имел, покинул град. Что же могло послужить причиной этому?
Вот что он попозже сказал об этом случае, придавая своим словам огромное значение: “Затем, понаблюдав за собой со стороны, я нашел близкое положение опасным для меня, и что я сильно привязался ко всему тому, что приобрел из благ земной жизни, и всему тому, что окружало меня. Затем я, проследив за своими делами, заметил, что лучшее, чем я могу быть занят, – это преподавание и обучение. Но это были науки, не приносящие пользы на том свете и не настолько важные для земной тленной жизни. Я вспомнил о своем намерении обучать, и оказалось, что делаю это не чисто для Аллаха, а с целью славы и почета. Тогда я убедился, что нахожусь на краю пропасти и в итоге могу угодить в Ад, если не возьмусь за исправление своего положения. И оттого я решил отправиться из Багдада, ибо мысли о моем положении не давали мне покоя, но моей душе (нафсу) это нисколько не понравилось, и она стала мне противиться.
И, таким образом, я стал колебаться между своей необузданной страстью и эгоизмом и призывами того света до тех пор, покуда занятие не перешло от выбора к необходимости…”
В это время имам Аль-Газали занедужил в такой степени очень, что не мог промолвить ни одного слова. Он говорит: “Я постарался преподавать хотя бы единственный день, чтобы угомонить сердца тех, кто зачастую посещал меня, но все оказалось тщетным. Язык мой завязался, не переваривал пищу из-за переживаний, она стала для меня горькой. Я не мог пережевать более того кусок хлеба, стан сильно ослабло, и ни единственный врач не нашел для меня исцеления.
Тогда я обратился за помощью к Всевышнему Аллаху, как это случается с тем или иным человеком, попавшим в беду. И Тот, Кто отвечает на зов взывающего к Нему, внял моим мольбам и облегчил мое положение, помогая моему сердцу отступиться от славы и денег.
Всем моим знакомым я объявил, что уезжаю в Мекку, сам же направился в Ащ-Щам (теперь территория Сирии, Иордании, Палестины и Ливана), чтобы остаться там навечно. А поступил я так во избежание уговоров Халифа и моих друзей.
Таким образом, я покинул Багдад и все близкое добро, взяв с собой только самое необходимое для себя и семьи”.
В 489 г. он прибыл в Дамаск. Там он серьезно занимался (приблизительно в течение двух лет) уединением (халват), внутренними упражнениями (риязат), духовным старанием (муджахадат). Он погрузился кроме того в самоочищение, избавляясь от дурных качеств и приобретая благие, а ещё очищением сердца от любви к земной мимолетной жизни, чтобы оно в всякий момент поминало Всевышнего Аллаха. Обо всем этом он узнал из науки о суфизме (“ат-тасаввуф”, то есть “тарикат” – исламская наука о постижении Истины на Пути к Аллаху посредством внутреннего очищения и постоянного ощущения на себе взора Аллаха).
Некоторое время он пребывал в служении Аллаху (иґтикаф) в Омеййядской Соборной Мечети. Затем он отправился в Байт уль-Мукаддас (Иерусалим). Каждый день он выбирал отдельное местоположение в Мечети Куббат ас-Сахра (расположенной на одном участке земли с Мечетью аль-Акса, с которой вознесся Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует), третьей по святости вслед за тем мечетей “аль-Харам” в Мекке и “ан-Набави” в Медин, где похоронен Пророк Мухаммад (для которого создан тот самый мир и тот, что является печатью всех Пророков), и там проводил время в служении Аллаху.
Там же имам Аль-Газали начал работу над своей четырехтомной книгой под названием “Воскрешение наук о вере”, а завершил ее в Дамаске. Вскоре она получила широкую известность во всем мире. Далее он говорит: “Затем во мне загорелось стремление двинуться в Мекку, чтобы сделать Хадж и достичь благословения (баракят) Мекки и Медины, произвести зиярат к могилам Посланника Всевышнего Аллаха Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, пророка Ибрахима, мир ему, (сейчас в г. Шалиурфа, Турция). И я отправился в благословенные земли Хиджаза. Вскоре мои дети стали хлопотать меня о возвращении на родину, но я длительно отказывал им в этом, покуда они многократными просьбами не уговорили меня, оттого что я намеревался остаться тут навечно. Вэтого в уединении я пробыл 11 лет”.
В 499 г. имам Аль-Газали, оставив уединение, возвратился в Нисабур. Причиной этому явилось то, что люди стали отклоняться от основных принципов исламского вероубеждения и стали придавать значимость суевериям. Сердце подсказало ему, что он должен кончить уединение и вылезти к людям. Аль-Газали, обратившись к самому себе, сказал: “Нет, уединение не поможет тебе ничем, когда немочь (то есть ослабление Веры) распространилась повсеместно, и сами доктора захворали, и люди находятся на грани гибели”.
Далее он говорит: “Это положение разрешено исправить только посредством набожного, сильного правителя, соответствующего велению времени.
Я посоветовался по этому поводу с шейхами, и они все единодушно посоветовали прервать уединение, и, согласившись с ними, я стал обучать людей Исламу.
Но я был уже уверен, что, возвратившись к прежнему положению, я не обманусь мирскими соблазнами и своей славой, а напротив, использую свой авторитет и состоятельность для распространения исламских наук и вероучения. Такова моя мишень, и Аллах этому Свидетель. Теперь я от души верю, что, вправду, нет мощи и силы ни у кого, помимо как у Аллаха Великого, Высочайшего.
Я понял, что все это заставил меня произвести Сам Аллах, чтобы я видел в Истине Истину и следовал ей, и во лжи – искаженная версия фактов и остерегался ее”.
Он познакомился с шейхом Абу Али Аль-Фармади (являющимся седьмым в цепочке (сильсиля) великих ученых и святых угодников Накшбандийского тариката, именуемых Грядою Великих) и служил Аллаху под его руководством и наставлением, в то время как не прошел все ступени “ат-тасаввуфа” и не открылось ему то, что скрыто от других. Это и стало причиной его счастья.
Покинув Нисабур, он возвратился на свою родину, в свой жилье. Рядом с ним он построил медресе и обитель для суфиев. Строго распределив близкое время, он преуспевал в богоугодных делах: обучении Корану, общении с суфиями, преподавании исламских наук. Ни одно миг он не проводил без пользы. Каждый свой день он завершал чтением хадисов и общением с семьей.
В 505 г., в понедельник, 14 числа месяца джумада аль-ахира, он покинул тот самый бренный мир и переселился в мир вечности.
Имам Аль-Газали, да смилуется над ним Аллах, прожил всего 55 лет.
Он был человеком редчайшей простоты, скромности и умеренности. Ему не раз предлагали обеспеченность, гроши, но он всякий раз отказывался от них. Он располагал достаточными средствами для содержания семьи, заработанными честным трудом. Он завсегда довольствовался тем, что имел. Аль-Газали не имел привычки хлопотать у кого бы то ни было пособить ему в материальном отношении.

Author: maksim5o

Добавить комментарий