Биография Абу Аль-Ашари Aby Al-Ashari
Карьера: Философ
Дата рождения: —
Место рождения: —
Он достиг значительных высот и приобрел глубочайшие познания в области мутазилистской философии, после чего стал на занятиях задавать своему учителю вопросы, на которые не находил удовлетворительные ответы, что приводило его в замешательство.
Полное имя имама Абу аль-Хасана аль-Ашари – Али, наследник Исмаила, сына Исхака, сына Салима, сына Исмаила, сына Абдуллаха, сына Мусы, сына Абу Барды, сына Абу Мусы аль-Ашари. Он родился в 260 г.х. Его бытие описали Абу аль-Касим Али б. аль-Хасан б. Хибатуллах б. Асакир ад-Димашки в книге «Табьин Кизб аль-Муфтари фима Нусиба иля Аби аль-Хасан аль-Ашари» («Изобличение лжи, приписываемой Абу аль-Хасану аль-Ашари»), аль-Хатыб аль-Багдади в книге «Тарих Багдад» («История Багдада»), Ибн Халкан в книге «Вафаят аль-Айан» («Кончины знатных лиц»), аз-Захаби в книге «Тарих аль-Ислам» («История ислама»), Ибн Касир в книге «аль-Бидая ва ан-Нихая» («Начало и завершение»), ас-Сабаки в книге «Табакат аш-Шафиийа аль-Кубра» («Большая книжка о поколениях шафиитов»), Ибн Фархун аль-Малики в книге «ад-Дибадж аль-Музаххаб фи Айан Ахль аль-Мазхаб» («Позолоченная парча, или книжка о знатных представителях маликитского толка»), аль-Муртада аз-Зубейди в книге «Итхаф ас-Садат аль-Муттакин би Шарх Асрар Ихья Улум ад-Дин» («Дар богобоязненных старейшин с комментариями к книге «Возрождение наук о вере») и т.д.
Приехав в Багдад, имам аль-Ашари начал штудировать хадисы у Закарии б. Йахьи ас-Саджи, одного из знатоков хадисов и мусульманского права. Он обучался и у богословов Басры – Абу Халифы аль-Джумахи, Сахля б. Сарха, Мухаммада б. Йакуба аль-Макари, Абд ар-Рахмана б. Халафа. Многие предания, рассказанные от их имени, он передал в своем толковании Священного Корана «аль-Мухтазан» («Припасы»). Религиозно-философские взгляды он перенял от своего учителя, мужа своей матери Абу Али аль-Джуббаи, известного богослова мутазилитского толка.
Он добился значительных высот и приобрел глубочайшие познания в области мутазилистской философии, вслед за тем чего стал на занятиях задавать своему учителю вопросы, на которые не находил удовлетворительные ответы, что приводило его в замешательство.
Передают, что имам аль-Ашари рассказывал: «Однажды ночью я усомнился в одном из воззрений, которых я придерживался. Я встал и совершил намаз из двух ракатов, попросив Аллаха наставить меня на прямой стезя. Затем я заснул, и мне приснился посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Я пожаловался ему на то, что со мной происходит, и он сказал мне: «Следуй моей Сунне!» Это заставило меня призадуматься. Я стал сопоставлять религиозно-философское учение с кораническими аятами и преданиями, и в настоящий момент я признаю то, что записано в Коране и Сунне, и отвергаю все остальное».
Абу Бакр Ахмад б. Али б. Сабит, больше именитый как аль-Хатыб аль-Багдади (ум. 463 г.х.), писал: «Абу аль-Хасан аль-Ашари – философ, автор многих книг и трудов, в которых опровергаются воззрения еретиков, которые искажают имена и качества Аллаха, а ещё мутазилитов, рафидитов, джахмитов, хариджитов и приверженцев других еретических толков… Мутазилиты горделиво поднимали голову до тех пор, покуда Всевышний Аллах не помог имаму аль-Ашари одержать над ними верх».
Ибн Фархун в своей книге «ад-Дибадж аль-Музаххаб» («Позолоченная парча, или книжка о знатных представителях маликитского толка») писал: «Абу аль-Хасан аль-Ашари заслужил похвалу Абу Мухаммада б. Абу Зейда аль-Киравани и других видных богословов».
Ибн аль-Имад аль-Ханбали в своей книге «Шазарат аз-Захаб» («Крупинки золота, или книжка о великих людях прошлого») писал: «Абу аль-Хасан аль-Ашари прославил приверженцев пророческой Сунны и доставил полно неприятностей старейшинам мутазилитов и джахмитов. Он разъяснил истину, которую исповедовали люди, обладавшие твердой верой и знаниями. И примером этого является болтовня, которая состоялась между ним и его учителем аль-Джуббаи. В ходе этой беседы он сломал хребет всем еретикам и лицемерам. Абу аль-Хасан аль-Ашари спросил своего учителя Абу Али аль-Джуббаи о трех братьях: «Один из них был верующим, праведным и богобоязненным человеком. Второй был неверующим, распутным и несчастным человеком. А третий был ребенком. И вот, они умерли. Что же произойдет с ними?» Аль-Джуббаи ответил: «Праведник попадет на одну из ступеней Рая. Неверующий окажется на одной из ступеней Ада. А что касается ребенка, то он окажется посреди счастливых». Аль-Ашари спросил его: «Если тот самый ребятенок пожелает очутиться на одной ступени с праведником, позволят ли ему изготовить это?» Аль-Джуббаи сказал: «Нет! Потому что ему будет сказано, что его брат заслужил высокое местоположение в Раю благодаря своему усердному поклонению, которого не совершил сам ребенок». Аль-Ашари сказал: «А что будет, если он скажет, что совершил это упущение не по своей вине, а вследствие того что что ему не отпустили достаточного жизненного срока и не дали возможности поклоняться Аллаху?» Аль-Джуббаи ответил: «Великий и Могучий Аллах ответит ему, что Ему было известно, что если бы он прожил долгую существование, то совершал бы грехи и заслужил бы мучительное возмездие, и что Аллах поступил так с целью его же блага». Тогда аль-Ашари спросил: «А что будет, если его старшой брат спросит Господа миров, отчего Он позаботился о его младшем брате, но не позаботился о нем самом, если Ему было ведомо?» Аль-Джуббаи не смог оспорить ему. В таком виде эту беседу пересказал Ибн Халкан, и она свидетельствует о том, что Всевышний Аллах сам решает, кого осенить Своей милостью, а кого подвергнуть наказанию».
Тадж ад-Дин ас-Сабаки в книге «Табакат аш-Шафиийа аль-Кубра» («Большая книжка о представителях шафиитского толка») писал: «Абу аль-Хасан аль-Ашари является величайшим богословом посреди приверженцев Сунны потом имама Ахмада б. Ханбаля. Он на сто процентов разделял взгляды имама Ахмада, да смилостивится над ним Аллах, и в этом нет ни малейшего сомнения. Аль-Ашари писал об этом в своих трудах и неоднократно повторял, что его религиозные убеждения совпадают с убеждениями славного имама Ахмада б. Ханбаля. Именно это высказывание шейха Абу аль-Хасана неоднократно повторяется в его трудах».
Достоинства и заслуги Абу аль-Хасана аль-Ашари до такой степени многочисленны, что мы не в состоянии перечислить их всецело в таковый спешке. Всякий, кто ознакомится с трудами, написанными им следом отречения от мутазилитской ереси, убедится в том, что Всевышний Аллах помог ему выискать прямой стезя и сделал его защитником истины.
Представители разных религиозных толков препираются сравнительно его приверженности к одному из них. Маликиты считают, что он придерживался взглядов маликитского толка. Шафииты считают, что он разделял взгляды шафиитского толка. Ханифиты причисляют его к богословам ханифитского толка. Ибн Асакир сказал: «Я встретился с уважаемым богословом Рафи аль-Хаммалем, и он рассказал мне со слов своих учителей, что Абу аль-Хасан аль-Ашари был маликитом. Однако ныне люди, которые следуют путем приверженцев Сунны и изучают основы религии от богословов всех религиозных толков, считают себя последователями аль-Ашари, потому что что ему принадлежат многие труды, которые перечитываются многими людьми».
Ибн Фурак сказал, что Абу аль-Хасан аль-Ашари скончался в 324 г.х.