Абрам Архипов биография Abram Arkhipov

Абрам Архипов биография
Абрам Архипов биография

Биография Абрам Ефимович Архипов Abram Arkhipov

Карьера: Художник
Дата рождения: 27 августа 1862, знак зодиака дева
Место рождения: Россия. Российская Федерация
Архипов Абрам Ефимович вошел в историю русского искусства конца XIX – начала XX века как художник тонкого и поэтического таланта, посвятивший свое творчество русской деревне, крестьянской теме.
Он родился 15 августа 1862 года в одном из глухих селений Рязанской губернии в бедной крестьянской семье. Впервые паренек приобщился к рисованию в местной школе. Родители всячески поощряли занятия сына и в 1876 году, с трудом собрав средства, отправили его обучаться в Москву в Училище живописи, ваяния и зодчества. Вместе с ним в то время занимались А. Рябушкин, Н. Касаткин, М. Нестеров. Душой Училища и любимым педагогом был В. Г. Перов, преподавали кроме того В. Е. Маковский, В. Д. Поленов, А. К. Саврасов.
Архипов учился с огромным упорством и желанием. Его работы получают награды на выставках. Уже на третий год занятий младой художник исполняет композицию “Игра в свайку”, а в начале 80-х годов пишет картины: “В лавке старьевщика” (1882, ГТГ), “Пьяница” (1883, ГТГ) и “Шинок” (1883, ГТГ). Уроки Перова, призывавшего художников живописать правду жизни, не боясь темных сторон, не пропали даром. Архипов начинает творческий тракт как художник-жанрист, очевидный преемник и последователь своего учителя.
В 1883 году, вслед за тем семи лет учебы в Училище, Архипов решил продолжить учение в Академии художеств. Однако академическая организация преподавания его разочаровала. Несмотря на то, что живописный этюд “Натурщик, падающий с седла” и рисунки были признаны образцовыми и переданы на постоянное хранение в Академический музей, Архипов покидает Академию и возвращается в Московское училище. После смерти Перова он занимается у Поленова, чье искусство, полное света, радостного ощущения жизни, ещё оказало воздействие на творчество Архипова.
Одной из серьезных работ, подводящих результат ученическому периоду, явилась картина “Подруги”, или “Посещение больной” (1885, ГТГ). Здесь изображена мамаша художника. Печально опустив голову, уставившись в одну точку, сидит больная дама в полутемной убогой избе, на кровати с соломенной подстилкой. Рядом с нею, с таким же горестным потухшим взором, примостилась соседушка, пришедшая проведать больную. Позы обеих женщин, их усталые, скорбные лица – все говорит о покорности, безнадежности и безотрадности. Только безоблачный свет, тот, что врывается в открытую ворота, как бы напоминает о существующих где-то радости и красоте. В этом произведении – тихая кручина и глубокое сострадание к людскому горю.
В 1888 году Архипов совместно со своими друзьями по Училищу отправился в турне по Волге. Они останавливались в деревнях, полно рисовали, писали этюды. Там же родился проект мелкий картины “На Волге” (1889, ГРМ), в которой художник впервой пытался достичь органического сочетания жанровой сцены и лирического пейзажа.
Через два года Архипов был принят в действительные члены Товарищества передвижных экспозиций. В том же году появилось одно из наиболее известных его полотен “По реке Оке” (ГТГ), где изображена плывущая баржа с усталыми, погруженными в свои думы крестьянами. Содержание картины перерастает сюжетные рамки. Оно шире, глубже, значительнее. Это расклад о людях, способных многое перенести, сохранив мужество и душевную стойкость. Это утверждение поэзии русской природы, с голубыми далями, весенними разливами рек, потоками солнечного света. Колорит, построенный на сочетании приглушенных неярких красок, соответствует общему настроению произведения. Изменилась живописная повадка Архипова. От тщательности и выписанности ранних работ художник приходит к широкому, свободному, темпераментному письму.
“Вся картина писана прямо на солнышко, – сообщал о полотне В. В. Стасов, – это чувствуется сию минуту по каждой тени и блеску, по всему чудесному общему впечатлению; из сидящих на барже людей четыре бабы – несложно великолепны по бесконечно правдивым позам, в которых они, праздные, усталые и унылые безмолвно сидят на своих тюках”.
В 90-е годы Архипов писал картины преимущественно на воздухе, он вывел своих героев из маленьких душных мастерских и комнат на широкие просторы Волги, на открытые, залитые солнцем площади, зеленые лужайки и дороги. Весенней бодростью веет от полотна “Лед прошел” (1895, Рязанский областной художественный музей). Освобождается от льда реченька, разрывая оковы зимы. На это торжество проснувшейся природы пришли кинуть взор обитатели окрестных деревень – старики, бабы, детвора. Первые солнечные лучи заливают все кругом. Люди в произведениях художника неразрывно связаны с природой. Их мысли и чувства передаются как бы отраженно, посредством пейзаж, в котором, как и в русских былинах, народных песнях, есть эпическая широта и размах, лирическая задушевность и тонкая поэзия.
В дальнейшем Архипов создает и произведения, проникнутые драматическим содержанием. Первое из них – “По этапам” (1893, ГТГ), посвященное новой в творчестве художника теме трагической судьбы крестьян, разоренных и обнищавших, изнуренных бедностью и безземелием. Покорные, молчаливые, они терпеливо несут свой крест.
В картине “Поденщицы на чугунолитейном заводе” (1896, ГТГ) художник затронул одну из острых тем XIX века – горькую судьбу русской женщины. Изображая отдыхающих от изнурительного труда женщин,
Архипов большое внимательность уделяет передаче окружающего. Стелющийся черный дым, выжженная солнцем почва, низкие деревянные корпуса помогают представить ужасные условия, в которых от зари до зари трудятся работницы.
В картинах Архипова без малого ни при каких обстоятельствах нет острых ситуаций или активного действия. Основная думка раскрывается посредством среду, обстановку, в которой происходят события. Подобное заключение жанровой картины стало характерным для мастеров конца XIX века. К числу наиболее известных и самых значительных произведений Архипова относится картина “Прачки”, имеющаяся в двух вариантах (1899, ГРМ; 1901,ГТГ). Работая над этим полотном, художник неустанно искал натуру. Он посещал прачечные, часами наблюдал за движением работающих женщин. Когда картина была без малого окончена, художник в одной из прачечных на Смоленском рынке обратил чуткость на сидящую старуху-прачку. Сгорбленная поясница, опущенная башка, бессильно поникшая лапа – все говорило о предельной усталости, глубокой душевной апатии, безнадежности.
Потрясенный увиденным, Архипов решил инициировать новоиспеченный холст. Так родился ещё единственный вариант, больше минорный и лаконичный. Художник отказался от многих ненужных подробностей. Он приблизил фигуры к зрителю, дал их больше крупным планом. Образ поднят художником до глубокой степени обобщения, он стал олицетворением беспросветности, обреченности существования работниц, от зари до зари занятых тяжким трудом.
Картина “Прачки” – подтверждение новых колористических исканий художника. В различие от других его полотен, она содержит и прямо обличительные тенденции и в этом смысле связана с лучшими традициями искусства критического реализма второй половины XIX века.
В начале 1900-х годов появляются северные пейзажи Архипова. Здесь предстает величавая натура, с приглушенными красками, самобытной деревянной архитектурой, покосившимися избами, теснящимися на берегах, безлюдными лесистыми островами, огромными валунами у моря. Он с огромным увлечением работает над картинами “Северная деревня” (1902, ГТГ), “Лодочная пристань на Севере” (1903,ГТГ), “На Севере” (1912, ГТГ). В сероватой, строгой гамме этих полотен заключено удивительное цветовое обеспеченность. Колорит их торжествен и звучен.
В эти же годы Архипов создает своеобразную серию крестьянских портретов – девушек и женщин Нижегородской и Рязанской губерний. Все они – в национальных ярких одеждах, с вышитыми платками и бусами. Портреты, написанные просторно, обобщенно, темпераментным крупным мазком, отличаются декоративностью, мажорностью красочной гаммы. Излюбленными становятся красные, интенсивно-розовые, звучные тона.
Много сил и времени отдает художник и преподавательской деятельности. Начав ее в 1894 году в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, Архипов и затем Октябрьской революции продолжает преподавать. В 1924 году он вступает в Ассоциацию художников революционной России. В 1927 году, в связи с сорокалетием художественной деятельности, ему, одному из первых советских живописцев, было присвоено звание народного художника Республики. Умер А. Е. Архипов в 1930 году.

Author: maksim5o

Добавить комментарий